Что такое бензин
Этот вид горючего относится к легким фракциям нефти наряду с газом. Он состоит из линейных и циклических алканов, которые содержат не более 5-12 атомов углерода. Короткие химические цепи делают этот вид топлива летучим и жидким.
Что такое дизельное топливо
Дизельное топливо (ДТ) относится к средним фракциям нефти. Оно состоит из алкановых соединений, содержащих 13-19 углеводородных групп. В быту распространено слово «солярка», которое считается синонимом дизтоплива, но эти 2 вида горючего различаются плотностью, вязкостью и температурой кипения.
ДТ состоит из газойлей. Для повышения качества смеси в нее могут добавляться более легкие керосиновые фракции. Их доля в горючем доходит до 20%.
Особенностью ДТ является резкое изменение текучести при снижении температуры. В случае использования дизтоплива необходимо заливать марку, которая соответствует климатическим условиям региона.
Разница между соляркой, дизелем и бензином без применения научных обоснований
Различить все три вида топлива легко, даже не обращаясь к химии: бензин светлее дизеля, а дизель светлее солярки. С вязкостью жидкостей то же самое. Да и запах отличается, то есть чем светлее, тем он легче.
Как мы уже говорили, солярка в принципе непригодна для современных дизельных двигателей. Поэтому дальше речь пойдёт только о двух других нефтепродуктах.
Хоть бензин и дизель выпускаются из сырой нефти, их взаимозаменяемость исключена. Во-первых, у них разный химический состав. Во-вторых, бензин и дизель дадут энергию при разном на них воздействии. То есть устройство мотора для каждого вида топлива разное.
Чем отличается дизельный двигатель от бензинового, несложно понять, даже без знаний физики.
- Дизель загорается и даёт энергию в тот момент, когда соединяется с воздухом. Причём воздух должен быть сжат под высоким давлением в цилиндрах.
- Бензин загорается и даёт энергию в тот момент, когда к нему направляется искра от свечей.
В дизельном двигателе не нужны свечи, а бензиновый вообще не заведётся без них. И это лишь незначительные отличия двух моторов. На самом же деле бензиновый двигатель значительно отличается своим устройством от дизельного.
Как работает бензиновый двигатель
Механика работы бензинового двигателя внутреннего сгорания на самом деле крайне простая и разделяется на четыре такта (двухтактные двигатели в автомобилях используются крайне редко):
- Впуск. Когда поршень достигает верхней мёртвой точки рабочей камеры, «кулачки» распределительного вала газораспределительного механизма (ГРМ) открывают впускные клапаны, наполняя рабочую камеру топливно-воздушной смесью (воздух и бензин) до тех пор, пока поршень не достигнет нижней мёртвой точки — в этот момент впускной клапан закрывается.
- Сжатие. Во втором такте поршень двигается из нижней мёртвой точки к верхней, сжимая топливно-воздушную смесь — из-за этого заметно повышается её температура.
- Рабочий ход. Под конец предыдущего такта, когда поршень почти добрался до верхней мёртвой точки, сжатая и разогретая (вплоть до 500 °С) топливно-воздушная смесь поджигается искрой от свечи зажигания. Начинается процесс сгорания топлива, в ходе которого горючая смесь достигает температуры в 2200 °С, а давление в рабочей камере поднимается в среднем в три раза. Под давлением расширяющихся газов поршень двигается от верхней мёртвой точки к нижней, раскручивая коленчатый вал КШМ при помощи шатуна. Именно на этом такте и происходит преобразование тепловой энергии во вращательную механическую.
- Выпуск. На четвёртом такте газораспределительный механизм открывает выпускной клапан, а поршень, двигаясь от нижней мёртвой точки к верхней, выдавливает из рабочей камеры образовавшиеся там отработанные газы, после чего выпускной клапан закрывается — полный цикл работы ДВС завершён.
То есть, в рабочую камеру цилиндра подаётся топливо, которое сжимается и поджигается искрой (это очень важный момент), после чего поршень по действием газов толкает шатун, передавая вращение на коленчатый вал, а тот, условно говоря, на колёса автомобиля.
Как работает дизельный двигатель
Несмотря на распространённое заблуждение, процесс работы дизельного двигателя ничем (почти) не отличается от бензинового собрата — здесь тоже четыре такта, за которые коленчатый вал делает два оборота, да и сами такты абсолютно те же. Но, конечно, есть нюансы:
- Впуск. На первом такте работы двигателя через впускной клапан в рабочую камеру цилиндра поступает воздух (без топливной смеси), тогда как поршень двигается от верхней мёртвой точки к нижней, условно «всасывая» воздух, после чего клапан закрывается.
- Сжатие. Во втором такте поршень двигается от нижней мёртвой точки к верхней, сжимая полученный воздух, тем самым значительно повышая его температуру (до 500 °С) и общее давление в рабочей камере сгорания.
- Рабочий ход. Под конец предыдущего такта, когда поршень почти достиг верхней мёртвой точки, через форсунку в рабочую камеру впрыскивается дизельное топливо, которое от взаимодействия со сжатым воздухом повышенной температуры воспламеняется. В ходе данного процесса в камере образовываются газы, которые, собственно, выдавливают поршень обратно из верхней мёртвой точки в нижнюю, передавая вращение на коленчатый вал за счёт шатуна. Это, как и в бензиновом аналоге, основная движущая сила мотора.
- Выпуск. На данном этапе работы двигателя выпускной клапан открывается, а поршень, возвращаясь к верхней мёртвой точке, выталкивает из камеры сгорания отработанные газы, после чего выпускной клапан закрывается, завершая полный цикл работы ДВС.
Если кратко — в камеру сгорания подаётся воздух, который сжимается с повышением температуры, после чего в этот сжатый воздух впрыскивается дизельное топливо, которое от повышенной температуры (ключевое отличие от бензинового двигателя) воспламеняется, а поршень, под действием газов, толкает шатун, преобразовывая тем самым энергию сгорания топлива в механическую энергию вращения коленчатого вала.
Преимущества и недостатки
Теперь, когда мы разобрались в том, как работает каждый из моторов, давайте изучим плюсы и минусы каждого из вариантов.
КПД и расход
Несмотря на то, что бензиновые двигатели обычно могут похвастаться большей мощностью, КПД дизельного топлива заметно выше — на целых 40% по сравнению со своим прямым конкурентом. Более того, расход топлива у дизельного мотора в среднем на 20% меньше — именно из-за ездить на дизеле (если учитывать только расход топлива на 100 км хода) дешевле.
Расходы на обслуживание
Хотя стоимость дизельного топлива, расходуемого в процессе езды, ниже, чем у бензина, расходы на обслуживание и содержание самого дизельного двигателя выше. Дело в том, что дизельный мотор нужно чаще обслуживать — менять фильтры, масла, проверять необходимую компрессию в цилиндрах. Да и ремонт «дизеля», учитывая более сложную конструкцию, обычно выходит дороже. С другой стороны, даже при учёте более дорогого обслуживания, в долгосрочной перспективе водители, которые проезжают за год от 15-20 тысяч километров, за счёт более низкого расхода топлива всё же немного экономят по сравнению с бензиновыми собратьями.
Качество топлива и температура
Есть тонкости эксплуатации, о которых многие автомобилисты даже не догадываются. Во-первых, дизельный мотор гораздо более прихотливый к качеству топлива, чем бензиновый. Соответственно, если бензиновый ДВС можно заправлять где-угодно и практически чем-угодно (плохой бензин приводит к повышенному расходу, но минимальному урону по компонентам двигателя), то дизельный аналог лучше заправлять на проверенных заправках. Во-вторых, дизель плохо дружит с низкими температурами — при -15-20 °С обычная топливная смесь густеет и не проходит через топливный фильтр. Значит, топливо нужно либо греть, либо использовать специальные сорта дизеля.
В-третьих, быстро согреться в дизельном авто не выйдет, так как прогревается он куда дольше — тепло в салон поступит минимум через 10 минут после запуска. Из-за этого дизельные моторы в регионы с пониженными температурами обычно не приобретают. С другой стороны, есть у дизельного мотора заметный плюс — этот мотор использует электричество только для старта, так что «дизеля» часто ставят на внедорожники, чтобы не бояться воды.
Шум и выхлопы
Дизельные моторы всегда более шумные и издают больше вибрации даже на холостых оборотах, чем бензиновые собратья — это вызвано тем, что сгорание топлива в рабочей камере происходит под большим давлением. А так как производители редко комплектуют дизельные авто дополнительной шумоизоляцией, разница между двумя моделями транспортного средства на дизеле и бензине обычно слышна даже на большом расстоянии. Зато у дизеля меньше выхлопных газов, так что такие автомобили легче получают сертификат стандарта «Евро-4» и выше, тогда как бензиновые авто приходится оборудовать дополнительными фильтрами, чтобы пройти аттестацию.
Не лучше и не хуже — всё ситуативно
Нельзя сказать, что один тип мотора лучше, а другой хуже — это не совсем правильно. Просто они созданы для разных целей и задач. Например, если вы за год проезжаете 15-20 тысяч километров, то дизельный двигатель позволит экономить на топливе, но нужно учитывать, что в холодных регионах могут возникнуть проблемы при низких температурах, да и топливо должно быть качественным. Для города, небольшого пробега за год и пониженных температур бензиновый мотор будет более удобным и комфортным, ещё и в сервис для замены расходников обращаться будете реже. Достаточно определить задачу, которую вы ставите перед автомобилем, и исходя из этого выбирать тип двигателя.
Этапы производства бензина
Бензин производится методом фракционной перегонки сырой нефти. В ректификационной колонне жидкость подвергается высокотемпературному воздействию. В результате вещества, которые легче, испаряются и поступают вверх, откуда их откачивают через специальные выпускные трубы. Отделенная фракция обрабатывается катализаторами, кислотами и адсорбентами, которые помогают очистить топливо от тяжелых и вредных примесей.
На последнем этапе производства в готовое горючее добавляют присадки, которые регулируют скорость его воспламенения.
Это предотвращает повреждение мотора и аварийные ситуации при работе с жидкостью.
Определить качество бензинового горючего можно методом проверки октанового числа.
Производство дизельного топлива
Первым этапом производства ДТ является перегонка нефти в ректификационной колонне. Если бензин отделяется при температуре до 70°C, то тяжелое горючее — при +200…+350°C.
Затем газойлевую смесь подвергают преобразованию и очистке с помощью катализаторов.
На финальном этапе добавляются керосиновые фракции и присадки.
Как работают бензиновые и дизельные двигатели
Бензиновые и дизельные моторы являются двигателями внутреннего сгорания. В ДВС, работающем на легкой части нефти, топливно-воздушная смесь формируется в коллекторе, который находится непосредственно перед цилиндром. В финальной точке сжатия пары горючего соединяются с воздухом и равномерно распределяются по объему полости. Температура смеси при максимальном давлении составляет +500°C. Воспламеняется она за счет искры со свечи зажигания.
В дизельном движке сжатие воздуха происходит непосредственно в цилиндрах. Давление газа составляет 30-50 атмосфер, поэтому запчасти делаются более прочными и тяжелыми. За счет сильного сжатия температура воздуха повышается до +900°C. В финальной точке процесса из форсунок распыляется тяжелое горючее.
При взаимодействии с горячим газом его капли быстро испаряются и получается смесь, способная к самовоспламенению. Таким образом, дизтопливо сгорает без участия свечей зажигания.
Подробное сравнение двух крупных южнокорейских производителей автомобилей. Разбираемся, что лучше Киа или Хендай, сравниваем характеристики, внешний вид, стоимость, особенности эксплуатации и многое другое. Подробный обзор качества бензина на заправках самых популярных заправочных сетей. Разбираемся, какой бензин заливать стоит, а какой быстро приведет топливную систему в негодность.
Что случится, если смешать бензин и дизель
Смешивание 2 типов горючего приводит к повышенному износу мотора. При попадании бензина в дизельный движок транспортное средство быстро заглохнет, т. для воспламенения смеси потребуется искра зажигания. Если машину заправили легким горючим только частично, это может не остановить работу двигателя, но привести к перегреву топливной системы и металлическому стуку в моторе.
При обратной ситуации — попадании ДТ в бензобак — тяжелая фракция быстро опускается на дно и, таким образом, сразу поступает в систему подачи горючего. Двигатель теряет мощность и динамику, начинает издавать скрежет и стук. Из выхлопной трубы идет черный дым. Если дизель является преобладающим типом горючего, то машина заглохнет в течение нескольких минут, т. температуры от сжатия жидкости и искры недостаточно для воспламенения дизтоплива.
При смешивании фракций нефти потребуется полностью слить жидкость из бака и промыть подающую систему большим количеством нужного топлива.
Отличить эти виды можно по скорости испарения и горения. При погружении ДТ обволакивает поверхность предмета масляной пленкой, которая не исчезает со временем. В свою очередь низкотемпературная нефтяная фракция быстро образует пары. Некоторые автолюбители также отмечают, что бензин имеет более резкий запах.
Разница между бензиновыми и дизельными двигателями
Типы ДВС различаются между собой особенностями эксплуатации, мощностью, степенью безопасности и надежности. Большая часть этих параметров сказывается на стоимости обслуживания и ремонта автомобиля.
Эксплуатация
Различия в эксплуатации моторов наблюдаются в следующих аспектах:
- Разгон в зависимости от частоты вращения коленвала. При минимальных оборотах дизельный движок выдает гораздо больший крутящий момент, чем бензиновый. Хорошая тяга на холостом ходу повышает проходимость на неровных дорогах и бездорожье. Двигатели на легком топливе имеют широкий диапазон рабочих оборотов. Это обуславливает выигрыш в скорости и меньший износ ДВС при быстрой езде.
- Мощность (количество лошадиных сил). По динамике моторы на ДТ существенно уступают бензиновым моделям.
- Стойкость к воде. Из-за отсутствия системы зажигания дизельный двигатель не страдает от перебоев при высокой влажности. При этом он является более чувствительным к попаданию воды в камеру сгорания и картер.
- Техобслуживание. Движки на ДТ требуют регулярного осмотра на СТО. Допустимый межсервисный пробег для них гораздо меньше, чем для бензиновых моторов. Кроме этого, владельцу придется чаще контролировать состояние систем, менять масло и фильтры.
Особенности эксплуатации в холодное время года
При выборе горючего нужно обращать внимание на его климатический тип. Он отражает температуру повышения вязкости топлива. Летний дизель начинает густеть уже при -10…-15°C, поэтому в мороз машина не заведется.
Чтобы избежать проблем с запуском, перед началом зимнего сезона желательно слить все летнее горючее и заправить авто самым жидким и морозостойким типом дизтоплива — «Арктикой».
После этого можно ездить на стандартном зимнем ДТ.
Вибрации и шумы
Поскольку тяжелые двигатели работают по принципу сжатия, шум и вибрация на таких агрегатах будут существенно выше. Этот недостаток компенсируется более тщательной системой изоляции в салоне.
Безопасность
Машины, работающие на ДТ, реже возгораются при авариях. Это обусловлено, прежде всего, медленным испарением маслянистой жидкости и отсутствием высоковольтных проводов системы зажигания.
Экологичность
Дизельный мотор отличается низким уровнем выброса угарного газа (СО) и высоким — окиси азота (NO) и твердых частиц. Это обусловлено эффективным сгоранием топлива в цикле работы.
Если ранее ДТ считалось более экологичным, то сегодня строгие европейские стандарты требовательны к двигателям любого типа.
Особенно опасными являются дизельные моторы без надежных систем фильтрации выхлопа или не проходящие регулярное техобслуживание.
Современные автодизели оснащаются катализаторами с мочевиной, которые восстанавливают NO до азота, и фильтрами твердых частиц, очищающими выхлопные газы.
Финансовая сторона вопроса
Тяжелые движки являются более редкими, поэтому их обслуживание и ремонт обходятся дороже, а найти специалиста и запчасти для них сложнее. Начальная стоимость также выше, чем для машин с бензиновым двигателем.
Мощность и потребление топлива
Преимуществом дизеля является высокий крутящий момент, относительно быстрый разгон и низкое потребление горючего.
Разница в расходе топлива на 100 км составляет не менее 1,5-2 л в зависимости от общего литража ДВС.
По мощности в большинстве случаев выигрывают моторы, работающие на низкотемпературной нефтяной фракции.
Подержанные автомобили
Машины на дизеле отличаются более высокой надежностью, прочностью и долговечностью. Приобретение подержанного автомобиля может оказаться выгодной сделкой, если покупатель уверен в добросовестности продавца и регулярном ТО.
Кроме того, транспорт на ДТ меньше теряет в стоимости при эксплуатации.
Требовательность к качеству топлива
Еще одним отличием дизельного движка является высокая требовательность к составу горючего. При использовании качественной нефтяной фракции тяжелые моторы долговечнее легких, т. рассчитаны на повышенные нагрузки. Однако нерегулярное ТО и большое количество примесей может быстро вывести их из строя.
Преимущества и недостатки
Плюсы и минусы двигателей на различных фракциях нефти представлены в таблице ниже.
Тип горючегоПреимуществаНедостаткиДиз. Высокий КПД мотора. Большой крутящий момент на низких оборотах. Массивность конструкции. Высокая стоимость машин с этим движком. Сложности с запуском при неправильном выборе типа дизеля. Бенз. Запчасти и обслуживание дешевле за счет распространенностиБолее высокий расход горючего
Сравнение бензина и дизеля на разных моделях-кроссоверах
Дизельные двигатели используются преимущественно для внедорожников, которые отличаются высоким расходом горючего. Помимо джипов, есть и несколько версий минивэнов на тяжелом топливе — например, Citroen Grand C4 Picasso и Volkswagen Caddy.
В большинстве случаев модель выпускается сразу в 2 версиях (на дизеле и бензине), что позволяет сравнивать преимущества и расходы на владение автомобилем.
Citroen Grand C4 Picasso
Минивэн от французского производителя доступен на российском рынке в 3 вариантах: с бензиновыми двигателями на 120 и 150 лошадиных сил (л. ) и с турбодизелем на 115 л.
Параметр сравненияДиз. Бенз. Объем мотора, л1,6Крутящий момент (Н*м)270160-240Время разгона до 100 км/ч, секунды11,2-12,6 (в зависимости от модификации)9,3-12,6Паспортный расход горючего на 100 км, л3,8-4,36,4-7,5Стоимость, руб. От 1,1 млн1 млнРасходы на техническое обслуживание на 100 тыс. км пробега (периодичность — 1 раз в 15 тыс. км), руб. От 60 тыс. От 45 тыс.
При средней стоимости бензина (АИ-95) 44 руб. /л, а ДТ — 43 руб. , экономия на топливе на каждые 100 тыс. км составит 131,7 тыс. руб. С учетом более высокой стоимости годового обслуживания владелец сможет сохранить около 116 тыс. руб.
KIA Sportage
Компактный кроссовер южнокорейского производителя продается в нескольких конфигурациях. Мощность автомобиля на легком горючем составляет 150-185 л. , на ДТ — 185 л.
Параметр сравненияД. Объем мотора22-2,4Максимальная скорость Скорость разгона до 100 км/ч, секунды201 км/ч180 км/чМомент (Н*м)400192Паспортный расход горючего, л6,38,3Стоимость, руб. 1,8-1,9 млн1,7-1,8 млнРасходы на ТО на 100 тыс. км, руб. От 60 тыс. От 50 тыс.
Выгода от владения KIA Sportage на ДТ с учетом техобслуживания и заправки составляет около 85 тыс. руб.
Hyundai Tucson
Корейский кроссовер Хендай Туссон выпускается с 2 типами движка. В версии на ДТ его мощность составляет 185 л. , а на бензине — 177 л.
Параметр сравненияД. Объем мотора, л21,6Максимальная скорость Время разгона до 100 км/ч, секунды201 км/ч201 км/чКрутящий момент, Н*м400265Траты горючего, л6,57,7Стоимость, руб. 1,7-1,8 млнОт 1,65 млнРасходы на техобслуживание на 100 тыс. км, руб. От 117 тыс. От 106 тыс.
Экономия на 100 тыс. км составит не более 48-50 тыс. руб.
Nissan Qashqai
Популярный кроссовер японского производства оснащается турбодизелем на 130 л. или одним из 2 легкотопливных моторов — на 1,2 л и 115 л. либо на 2 л и 144 л.
Параметр сравненияД. Объем мотора, л1,61,2 и 2Скорость разгона до 100 км/ч, секунды11,110,1Крутящий момент, Н*м320200Траты горючего, л4,96,9Стоимость, руб. От 1,43 млнОт 1,4 млнРасходы на ТО на 100 тыс. км, руб. От 53 тыс. От 57 тыс.
Низкий расход горючего позволит сохранить до 90 тыс. руб. за 100 тыс. км пути. Это компенсирует более высокую стоимость покупки и техобслуживания.
Renault Duster
Рено Дастер — это популярный кроссовер, который выпускается в 2 модификациях, работающих на бензине, и одной версии дизеля. Мощность моделей на легком горючем составляет 102 и 135 л. , а на тяжелом — 90 л.
Параметр сравненияД. Объем мотора, л1,51,6 и 2Максимальная скорость Время разгона до 100 км/ч, секунды167 км/ч166 км/чКрутящий момент, Н*м240156Затраты горючего, л5,37,6Стоимость, руб. От 905 тыс. От 820 тыс. Расходы на техническое обслуживание на 100 тыс. км, руб. От 103 тыс. От 86 тыс.
Экономия на 100 тыс. км составляет более 106 тыс. руб.
Nissan X-Trail
Второй японский кроссовер выпускается с турбодизелем на 130 л. или легкотопливными моторами на 141 л. и 171 л.
Параметр сравненияД. Объем мотора, л1,62Максимальная скорость Скорость разгона до 100 км/ч, секунды186 км/ч180 км/чМомент, Н*м320200Паспортный расход горючего, л5,37,5Стоимость, руб. От 1,67 млнОт 1,7 млнРасходы на ТО на 100 тыс. км, руб. От 55 тыс. От 50-53 тыс.
Выгода от владения автомобилем на ДТ составляет более 100 руб. на каждый километр дороги.
Volkswagen Caddy
Минивэн-«каблучок» оснащается 2-литровым дизельным движком на 110 л. или одним из бензиновых моторов объемом 1,2 л и мощностью 105 и 86 л.
Параметр сравненияД. Объем, л21,2Затраты горючего, л4,7-6,96-8,1Время разгона до 100 км/ч, секунды10-16,4 (в зависимости от привода)10,3-12,5Момент, Н*м250-320155-220Стоимость, руб. 900 тыс. 852 тыс. Расходы на техническое обслуживание на 100 тыс. км, руб. От 45 тыс. От 37 тыс.
Таким образом, дизель является более выгодным типом топлива. Однако при ремонте и обслуживании авто при длительном пробеге финансовое преимущество может быть компенсировано единовременно.
Сравнение бензиновых и дизельных двигателей на легковых автомобилях
На легковые машины тяжелые двигатели устанавливаются редко. Это обусловлено тем, что выгода от экономии горючего на малолитражках не компенсирует дорогое техобслуживание и проблемы с поиском оригинальных запчастей.
Skoda Octavia
Чешская малолитражка Skoda Octavia продается с различными вариантами движка и привода. В зависимости от года выпуска, типа горючего и комплектации мощность машины составляет от 80 до 230 л.
Критерий сравненияДиз. Бенз. Объем мотора, л21,4Разгон до 100 км, секунды8,7-12,96,8-14,3Крутящий момент, Н*м250-320155-350Затраты горючего, л4,3-6,44,7-6,4СтоимостьОт 960 тыс. руб. От 860 тыс. руб. Расходы на техническое обслуживание на 100 тыс. км пробега (периодичность — 1 раз в 15 тыс. км)От 50 тыс. руб. От 45 тыс. руб.
Экономия на 100 тыс. км составит не более 10-20 тыс. руб.
Citroen C4
Легковая модель Citroen оснащается одинаковыми по объему двигателями.
Параметр сравненияДиз. Бенз. Объем мотора, л1,6Максимальная скорость187 км/ч188 км/чМомент, Н*м270150Паспортный расход горючего, л4,86,6Стоимость, руб. От 1 млнОт 900 тыс. Расходы на ТО на 100 тыс. кмОт 171 тыс. руб.
На 100 тыс. км владелец сможет сэкономить на горючем более 83 тыс. руб.
По какой причине в Европе дизельные двигатели популярны, а в России нет
Популярность дизельных моторов в Европе обусловлена высокой стоимостью бензина. За счет более низкой цены и расхода тяжелое топливо делает движки экономичнее и мощнее.
Однако в последние 5-10 лет из-за ужесточения экологических стандартов европейцы начали отказываться от покупки машин с этим типом мотора, а производители выпускают для рынка ЕС преимущественно бензиновые модели.
За каким топливом для автомобилей будущее
То, какой тип ДВС будет распространен в следующих десятилетиях, зависит от нюансов экологического законодательства и разработок новых систем очистки выхлопных газов. Дизельные двигатели обладают более высоким КПД, поэтому уменьшение литража для снижения выброса вредных фракций мало сказывается на мощности силового агрегата.
С другой стороны, против тяжелого горючего выступает более низкая мощность таких автомобилей.
Вопрос взаимозаменяемости и выгоды для водителя
Хоть выпуск электромобилей набирает обороты, машины на бензиновом двигателе и дизельном всё ещё пользуются большим спросом. Соответственно, когда планируется покупка автомобиля, необходимо понять, какому мотору отдать предпочтение. Ведь всё остальное у машин практически одинаковое: комфортабельный салон, современный красивый кузов и так далее.
В этой статье мы постараемся помочь сделать выбор, коснувшись темы: чем вообще дизель отличается от бензина. И почему иногда можно услышать название «солярка». Поговорим и о разнице двигателей, рассчитанных под разное топливо. А начнём с того, что дадим определение видам горючего.
- Бензины — содержат не более 12 атомов углерода. Это делает топливо легко испаряемым.
- Дизели — нефтепродукты, у которых от 12 до 36 атомов углерода. Это делает горючее более маслянистым.
- Солярка — второе, простонародное название ДТ. Однако называть так дизель нельзя, так как солярка имеет другой химический состав и имеет ещё более тяжёлую структуру, чем дизель. Настоящая солярка не подходит для дизельного двигателя.
И дизель, и бензин, и солярка выпускаются из сырой нефти согласно ГОСТов. Нельзя сказать, что какое-то топливо лучше, а какое-то хуже. Все виды подходят для созданных под них двигателей и массово востребованы.
Название «бензин» не русское. Слово позаимствовано из французского языка «benzine» и обозначает «бензол». В свою очередь, слово «бензол» было позаимствовано французами у арабов и понималось, как «древесный ладан». Название «дизель» произошло от фамилии учёного-механика, который изобрёл двигатель. Рудольф Кристиан Карл Дизель создал механизм в 1897 году, а в 1898 двигатель был поставлен на конвейер. Под этот двигатель топливо «солярка» было усовершенствовано. Название «солярка» произошло от немецкого слова «solaröl» и обозначает «солнечное масло». Выпускалось оно гораздо раньше изобретения дизельного двигателя — в 1857 году.
Путаница с названием солярки и дизеля произошла в умах людей из-за нормативного документа СССР «Соляровое масло ГОСТ 1666–42 и ГОСТ 1666–51». Этот стандарт уже недействителен.
На чём ездить выгоднее
Выбрать вид топлива можно по косвенным и прямым выгодам. Например, цена — чем меньше стоит 1 литр топлива, тем вам выгоднее. И чем меньше расход горючего, тем ещё выгоднее. Таким условиям соответствует автомобиль с дизельным двигателем.
Если же говорить о косвенных выгодах, то можно и пересмотреть решение. Например, разгон и скорость будет лучше у авто с бензиновым двигателем. Поэтому, если вопрос стоимости топлива для вас второстепенный — покупайте машину с бензиновым мотором.
Можно сравнить оба варианта и по ремонту. Сами поломки могут быть сложными как у одного, так и у другого. Хотя, именно у дизельного мотора устройство считается технически сложнее. Это значит, что и ремонт будет более трудоёмким и дорогим. С другой стороны, именно дизельный двигатель более выносливый и долговечный.
Плюсы и минусы дизельного топлива и бензина
Существует масса преимуществ у дизеля и бензина. Есть и недостатки, но они легко решаемы правильным выбором АЗС и контролем технического состояния авто. Единственное отступление между бензином и дизельным топливом — это температурной пригодности.
На бензине машина заведётся при любых показателях минуса. А дизельное топливо необходимо выбирать по сезону: летнее, зимнее или арктическое. Это связано как раз с тем, о чём мы говорили в самом начале: количество углеродов. В дизеле оно высокое и жидкость при понижении температуры становится вязкой.
Смешение бензина и дизельного топлива никак не улучшит созданную химиками формулу. Так что экспериментировать ради повышения мощности или улучшения зажигания дизельного двигателя на морозе, не стоит.
Бензин против дизеля: итог
Как видите, покупать машину с бензиновым двигателем или дизельным, дилемма сложная. Ещё в конце прошлого столетия можно было бы отдать первое место бензиновой модели. Ведь дизельные двигатели сильнее загрязняли атмосферу, не заводились на морозе. И заправку с нормальным ДТ было сложно найти в силу долго действующих ГОСТов, в которых стандартны дизеля были ближе к солярке.
Сегодня же бензиновый двигатель больше не на первом месте. Дизельный догнал его по всем показателям:
- для увеличения скорости изменены технические параметры автомобилей;
- для уменьшения выхлопных газов усовершенствована система фильтрации;
- для работы в минусовую температуру в дизельном топливе присутствуют сложные присадки, не дающие жидкости превратиться в парафин.
Машина с бензиновым двигателем или с дизельным — решать вам. Но учтите, что описанные улучшения дизеля касаются авто последних лет выпуска.
Задайте нам вопрос Или закажите обратный звонок
Разница дизеля и бензина
Каждый водитель должен знать, чем отличается дизель от бензина. Конструктивных отличий достаточно много, при этом все они связаны со способом воспламенения топлива. В бензиновых моторах в камеру сгорания поступает топливно-воздушная смесь, которая поджигается искрой свечи. В дизеле используются специальные свечи накала. Воспламенение происходит за счет высокой температуры и сжатия внутри цилиндра.
Дизельные агрегаты выполнены из более прочных материалов, чтобы выдержать возложенные на них нагрузки. Помимо этого, солярка, благодаря своим характеристикам, в определенной мере является и смазочным материалом для мотора. Конструктивные различия агрегатов и свойства топлива создают абсолютно два разных вида движков, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.
Мощность и потребление топлива
Для большинства водителей именно эти два параметра являются приоритетными, так как все хотят ездить быстро и экономно. Если говорить о мощности, то необходимо рассматривать две характеристики: крутящий момент и максимальную скорость. Дизельный агрегат имеет больший КПД из-за высокой степени сжатия топлива в 20 единиц, в то время как у бензинового мотора этот показатель лежит в пределах 10 единиц.
Из этого следует, что дизель имеет высокий крутящий момент, однако автомобили с бензиновыми моторами способны развивать большую скорость. Если вы предпочитаете скоростную езду по автобанам, тогда обязательно выбирайте бензин. На такой вопрос, как дизель или бензин, что лучше для внедорожника и кроссовера, ответ очевиден. Дизельные установки способны развивать достаточный крутящий момент, чтобы выбраться из любого бездорожья.
В плане экономии предпочтительнее дизель, так как стоимость топлива в среднем на 10-15 процентов ниже, а подобные моторы на 30-40 процентов экономичнее. Это преимущество покрывается дороговизной обслуживания дизельных моторов. По этой причине трудно однозначно сказать, что выгоднее, бензин или дизель. Автовладельцы должны ответить на этот вопрос для себя самостоятельно.
Дизель или бензин
Дизельный мотор имеет более надежную конструкцию, поэтому подобные агрегаты способы проходить до 1 миллиона километров без капитального ремонта. Также благодаря своему химическому составу, дизельное топливо предотвращает ускоренный износ деталей, однако все это возможно только при высоком качестве дизтоплива.
Бензиновые двигатели намного устойчивее к плохому топливу, однако владельцам таких автомобилей придется нередко иметь проблемы со свечами зажигания и всеми вытекающими последствиями.
Шумность и выхлопы
По первому параметру предпочтительнее является бензиновый мотор, так как его работа отличается невысокой шумностью. Недостатки дизельного мотора исключаются, если установлена качественная шумоизоляция. Токсичность бензина выше, при этом она содержит больше вредных соединений как для экологии, так и для здоровья человека. Также стоит отметить, что солярка испаряется менее интенсивно, благодаря чему понижается вероятность непредвиденного воспламенения.
Стоимость ремонта
В этой категории первенство берет дизельный мотор. Это связано с несколькими факторами:
- сложность конструкции;
- дорогостоящие детали;
- возможные проблемы с поиском нужной комплектующей.
Если вы используете высококачественное топливо, то с поломками проблем не должно быть.
Эксплуатация в зимний период
Этот пункт обязательно стоит рассмотреть перед покупкой авто. Вспомните, сколько приходится водителям тратить времени на прогрев своего транспортного средства. Здесь преимущество имеют бензиновые моторы. Проблема заключается в том, что солярка при температурах ниже -15 градусов Цельсия превращается в желе. Завести автомобиль в этом случае крайне затруднительно.
Выходов из этой ситуации несколько: покупать специальное зимнее топливо или устанавливать систему обогрева, которая выльется автовладельцу в дополнительные расходы. С бензиновыми агрегатами все намного проще, так как в баке топливо не замерзает даже при -25 градусах.
Плюсы и минусы каждого из моторов
Дизель или бензин, что выбрать? Ответ на этот вопрос необходимо искать, основываясь на своих предпочтениях. Кому то важна мощность и динамика, другие предпочитают сэкономить на топливе и обслуживании. Здесь можно выделить следующие преимущества бензина:
- небольшая масса и габариты агрегата;
- низкая шумность;
- устойчивость к минусовым температурам;
- большая мощность;
- переносимость топлива плохого качества;
- дешевизна в обслуживании.
К недостаткам бензина относится высокий расход, меньшая тяга и невысокий ресурс эксплуатации. Если говорить о дизельных двигателях, стоит отметить следующие достоинства:
- экономичность;
- высокая тяга на малых оборотах;
- продолжительный срок эксплуатации;
- дешевизна топлива.
Недостатками являются меньшая мощность, высокий уровень шума, дороговизна в обслуживании и ремонте, а также боязнь низких температур.
Представленная информация позволит вам с легкостью выбрать необходимый тип мотора. Обязательно проведите тест-драйв, ведь все преимущества конкретного мотора будут бесполезны, если вам не понравится динамика и разгон. Во многом все зависит от стиля вождения каждого человека в отдельности.
Рекомендации по выбору
Сопоставление стоимости и расходов на авто — хорошая возможность оценить преимущества и недостатки моторов в количественном выражении. Бензиновую модель рекомендуется выбирать в следующих случаях:
- для поездок в городской черте;
- при небольшом объеме двигателя;
- для движения на высоких скоростях.
Автомобили на ДТ лучше переносят поездки по бездорожью, но владельцу придется тщательнее следить за состоянием топливных фильтров и проходить ТО с частотой, рекомендуемой производителем. Более высокая стоимость машины окупится экономией на топливе за 3-5 лет.
- Самый мощный автомобильный двигатель
- Какой двигатель самый надежный
- Лучшие дизельные двигатели легковых автомобилей
- Отличие тосола от антифриза что лучше
- Присадки в масло для восстановления двигателя
Искра и сжатый воздух
Получается, что отличий в работе бензинового и дизельного моторов всего две:
- на этапе впрыска бензиновый двигатель закачивает в рабочую камеру воздух совместно с топливом, тогда как дизельный мотор на первом такте закачивает только воздух;
- в бензиновом моторе поджигание смеси происходит при помощи искры от свечи зажигания, а в дизельной силовой установке воспламенение происходит от впрыска дизельного топлива в нагретый при помощи сжатия воздух.