Современный рынок предлагает широкий спектр различных по вязкости моторных масел. Это связано, прежде всего, с конструктивными особенностями силовых агрегатов и условиями эксплуатации автомобиля. Также нужно учитывать климатическую зону.
Среди ключевых факторов выбора моторного масла стоит выделить из вязкость. Неправильный выбор материала может повлечь за собой крайне желательные последствия даже в краткосрочной перспективе.
Наиболее ходовыми маслами на сегодняшний день являются 5W-30 и 5W-40. Для определения вязкости масел все крупные производители стали использовать универсальный стандарт SAE. Он представлен в виде двух значений, разделённых дефисом. Первая цифра указывает на вязкость масла при низкой температуре. А вторая — на вязкость моторного масла при 100 градусах по Цельсию.
И только, когда машина пройдет более 150 000 км, допускается заливка более вязкого масла (5W-40).
Если машина эксплуатируется в условиях низких температур, механики рекомендуют заливать масло из серии 0W-30. Это облегчит запуск двигателя в морозную погоду.
Визуально отличить моторное масло 5W-30 от 5W-40 достаточно просто. Второй вариант обладает более «густой» консистенцией. Подобное решение имеет как свои преимущества, так и недостатки.
Механики рекомендуют строго придерживаться рекомендаций автопроизводителей по части использования той или иной марки масла. Если вашему авто предписано использовать 5W-30, то лучше заливать его и не экспериментировать.
Некоторые двигатели рассчитаны исключительно на низковязкие масла, что может быть связано, например, с тонкими каналами в системе. С другой стороны, во многие мощные моторы стоит заливать только высоковязкий материал.
Если автопроизводитель рекомендует с завода заливать масло 5W-30, то стоит придерживаться этой рекомендации. В условиях севера можно использовать продукцию 0W-30, которая лучше показывает себя в мороз.
А какое масло вы заливаете в свой автомобиль? Поделитесь своими аргументами в комментариях.
На чтение 8 мин. Просмотров 809
Сезонность моторных масел
По сезонности, моторные масла классифицируют следующим образом:
- Летнее масло. Обладает высоким показателем вязкости, поэтому эффективна при плюсовых температурах, но если отметка термометра опускается ниже 0 градусов Цельсия, завести двигатель будет сложно.
- Зимнее масло. Благодаря низкой вязкости, смазка способствует легкому пуску силового агрегата даже в сильные морозы, но летом не эффективна, потому что создает маслянистую пленку, которая нестабильна при плюсовых температурах.
- Всесезонное масло. Универсальная энергосберегающая смазка, которую не нужно менять в зависимости от сезона, ведь летом она обретает высокую вязкость, а зимой — низкую, надежно защищая мотор круглый год.
Вязкость — главный показатель, от которого зависят качественные характеристики масла и его стоимость. Следует выбирать ту смазку, в которой гармонично сочетаются оптимальные показатели вязкости и дополнительные компоненты, увеличивающие срок эксплуатации силового агрегата.
Производители автомобилей дают рекомендации по использованию определенных типов и марок автомобильных масел. Чтобы узнать, какую смазку применить летом, или в зимний период, достаточно прочитать инструкцию по эксплуатации автомобиля. Но у этого правила есть исключение. Технологии не стоят на месте, а значит, меняются и марки масел, поэтому данные, указанные в инструкции к подержанному автомобилю, могут устареть. В этом случае смазку необходимо выбирать самостоятельно.
Классификация масла по SAE
В каталогах смазки и в рекомендациях заводов-изготовителей автомобилей часто фигурирует аббревиатура SAE. Это не марка производителя, а спецификация, разработанная Обществом Автомобильных Инженеров (SAE — Society of Automobile Engineers).
Классификация не предписывает, на каких автомобилях следует применять конкретный вид смазки, она лишь сортирует масла по степени вязкости, зависящей от температуры:
- Летние масла: 20, 30, 40, 50, 60;
- Зимние масла: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W;
- Всесезонные: наименование состоит из двух частей, например, 5W40.
Буква «W» в классификации указывает на применение смазки в зимний период (Winter). Так о чем сообщает обозначение 5W30? О том, что 5W — характеристика вязкости в зимнее время, а 30 — температурный показатель, оптимальный для летнего сезона. От первой части спецификации зависит, насколько легко и безболезненно для силового агрегата пройдет его запуск в холодное время года. Вторая часть указывает, при каких самых высоких температурах пленка между деталями мотора будет сохранять стабильную структуру.
Какое масло выбрать 5w30 или 5w40
Выбор смазки, изготовленной по спецификации SAE, во многом зависит от температуры местности, где эксплуатируется автомобиль. Зимний коэффициент, например, 5W, определяет самую низкую температуру, при которой двигатель будет работать без сбоев. Для 5W это -30 градусов Цельсия в зависимости от «летних» характеристик. Правильный подбор смазки сохраняет силовой агрегат от заклинивания и преждевременной поломки. Затвердевшая смазка затрудняет вращение коленчатого вала стартером. Масляный насос не способен прогнать замерзшую массу по смазочным каналам. Текучесть смазки должна быть достаточной для того, чтобы она не превратилась в «желе». Идеальным показателем вязкости для зимнего периода обладает масло 0W.
В деле выбора летнего показателя есть свои тонкости. Слишком текучая смазка не задержится на соприкасающихся узлах двигателя, что может привести к перегреву и преждевременному выходу мотора из строя. Летний коэффициент, например, 30, указывает на минимальную и максимальную вязкость моторного масла при рабочих температурах 100-150 градусов Цельсия. Чем больше это число, тем выше вязкость масла при высоких температурах. Более подробно об этом ниже.
Видео об отличиях между 5w30 и 5w40
Если говорить об отличиях моторного масла 5W40 от 5W30, то в первую очередь нужно отметить, что у них одинаковые характеристики отвечающие за запуск двигателя в зимний период. И то и другое масло классифицируется как 5W, а значит такое масло может использоваться при температурах до -30 градусов Цельсия. Что касается второй части маркировки, то тут следует обратиться к таблице вязкости масла по SAE.
Класс моторного масла по SAEВязкость высокотемпературнаяВязкость, мм2/с при t = 100 °CМинимальная вязкость HTHS, мПа·с при t = 150 °C и скорости сдвига 106 с−1Минимальное значениеМаксимальное значение309,3< 12,52,94012,5< 16,32,9 (10W-40; 05W-40; W-40)4012,5< 16,33,7 (25W-40; 20W-40; 15W-40)
Как видно из данной таблицы, кинематическая вязкость 5w30 при 100 градусах Цельсия находится в пределах 9,3 – 12,5 мм кв. /сек, тогда как у 5w40 вязкость 12,5 – 16,3 мм кв. /сек. Минимальная вязкость HTHS у 5w30 составляет 2. 9, тогда как у 5w40 этот параметр может составлять 2. 9 либо 3.
Не сложно заметить, что при высоких температурах масло 5W40 отличается от 5W30 по вязкости. Масло 5W40 более вязкое, а значит оно образует на стенках цилиндров более толстую пленку. С одной стороны это хорошо, но если масло будет слишком вязким могут возникнуть проблемы с его поступлением. Поэтому в вопросе выбора масла между 5W40 и 5W30 лучше довериться информации от производителя автомобиля.