Общие причины
Существуют причины, которые не зависят от типа и состояния элементов рулевого управления, к ним относятся низкое давление в шинах и неправильный развал-схождение колес, нарушение геометрии кузова и т.
В первом случае из-за большого пятна контакта шины с дорогой не только увеличивается износ резины, но и усиливается нагрузка на руль, который начинает туго крутиться. Во втором случае неправильные углы расположения колес тоже приводят к данной неисправности. Про влияние геометрии кузова мы поговорим позже.
Также следует обратить внимание на подшипник поворотного кулака, на примере Nissan Primera показано ниже. Из-за износа пыльника он ржавеет, в результате приходится больше прилагать усилия при повороте.
И еще, важно понимать, что, если на авто были установлены другие шины и они больше и шире, чем предыдущие, то крутится руль будет туго и это естественно, тут паниковать не стоит.
Также стоит обратить внимание на крестовины (карданчики) рулевой колонки. Их может быть одна или две (нижняя и верхняя), все зависит от конструкции. Крестовины могут закусывать или после установки новых, руль некоторое время будет тяжело вращаться.
Обязательно обратите внимание на пыльник кардана, к примеру, на Toyota Caldina 2. 0 MT 4WD FULL он выглядит так.
Если он порван, то замените его, так как через время попавшие туда вода и грязь приведут к нехорошим последствиям. Первый признак, что проблема именно в крестовинах, это тугое вращение руля с циклическими рывками.
Также разное поведение руля возможно в результате линейного расширения деталей. Как правило, если допуски и посадки в деталях подобраны правильно, а это касается и крестовин, то после их нагрева или охлаждения не возникает заеданий, руль крутится легко и плавно.
Если же данные параметры выдержаны неправильно, а это больше касается не оригинальных запасных частей, тогда руль будет туго крутиться, с заеданиями как при холодном двигателе, так и на прогретом.
Рулевое управление с гидроусилителем руля
На большинство современных автомобилей, к примеру, Шевроле Лачетти, Volvo xc90, BMW e39 (не на всех моделях), Рено Симбол, Газель ГАЗ-3302 (не на всех моделях, на последних стоит ЭУР) устанавливался и продолжает устанавливаться гидроусилитель руля. Именно неисправности в его работе могут привести к тому, что придется прилагать не мало усилий для управления автомобилем.
Уровень и состояние масла
Первое, на что следует обратить внимание, если начал туго крутится руль, это наличие и состояние масла в бачке ГУР. Низкий его уровень — это наиболее вероятная причина проблемы. Но нужно учитывать, что уровень прогретой жидкости может отличаться от холодной.
Тут важно выяснить почему так произошло:
- естественный расход (вы просто долго не заглядывали в бачок);
- возникло подтекание в результате износа или повреждения уплотнительных элементов, шлангов и т.д.
Если масла в бачке минимальный уровень, то от дальнейшей эксплуатации авто в данной ситуации лучше отказаться, так как это может привести к выходу из строя насоса. В крайнем случае можно снять ремень привода ГУР и таким образом попытаться доехать или вызвать эвакуатор.
Также обратите внимание на состояние масла, спросите себя – «Когда вы его меняли и какое заливали?». Бывали случаи, когда простая его замена решала проблему. Но тут важно залить масло, прописанное в руководстве по эксплуатации именно вашей модели авто, а не экспериментировать.
Воздух в системе
Воздух в гидросистему усилителя может попасть по разным причинам, основная из них — неправильная замена рабочей жидкости (масла).
Понятно, что наличие воздушных пузырей в системе негативно скажется на передаче усилий в результате снижения давления, что и приведет к тугому вращению руля.
Чтобы решить эту проблему будет достаточным при заведенном двигателе несколько раз полностью вывернуть руль в правую и левую стороны. Этим вы обновите все масло в расширительном бачке и выдавите воздух.
Натяжение ремня ГУР
Проверьте состояние приводного ремня ГУР. При его проскальзывании, которое часто сопровождается звуком в виде свиста, насос не будет создавать нужного давления в системе. По этой причине руль будет вращаться туже.
Перетянутый же ремень будет создавать не нужную нагрузку на приводной вал и, соответственно, на двигатель, тем самым провоцируя быстрый износ подшипника, уменьшая КПД работы насоса и мотора.
Если же ремень натянут правильно, но заметно быстро изнашивается, то снимите его со шкива и проверните последней. Он должен свободно вращаться без скрежета и заеданий. В ином случае придется менять подшипник.
Принципиальная схема натяжения ремня ГУР УАЗ Патриот показана ниже.
Густое масло
Зимой, если начался туго крутится руль, обратите внимание на состояние масла в бачке. Если оно сильно загустело, значит не подходит для данных условий эксплуатации.
Убедитесь, что было залита рабочая жидкость согласно рекомендациям автопроизводителя. При необходимости замените на другое посовестившись со специалистами.
Антитечь в гидроусилитель
Временное восстановление работы гидроусилителя возможно с помощью специальных герметиков, которые благодаря своим свойствам и находящимся в них присадкам улучшают работу ГУР и устраняют течки в системе.
Но существует и обратная сторона медали. Не правильное их применение или использование поддельных средств приводит к изменению вязкости и других эксплуатационных качеств масла и, как следствие, оно может стать гуще и придется больше прилагать усилий для управления автомобилем.
Решается проблема путем замены масла и причин его подтекания с последующим исключением использования герметиков.
Забит фильтр ГУР
Выясните, предусмотрел ли конструктивно в ГУРе вашей модели авто масляной фильтр, который, как правило, находится в бачке. Первый признак что он забит, это когда крутить руль становиться туго при еще не разогретом двигателе.
Это происходит потому, что еще холодное и вязкое масло тяжело преодолевает фильтр. В дальнейшем проблема пропадает, так как оно уже разогретое и становиться более текучим.
Клапан регулировки давления
Клапан может перестать работать по многим причинам, от банального засорения, до перекоса поршня в результате механических воздействий по его корпусу, к примеру, при замене насоса.
Если давление в системе упало, стоит проверить состояние данного клапана.
Скорый конец насоса
Низкое давление в системе при нормальном уровне масла, правильном натяжении ремня привода, отсутствие перекручивания шлангов, целом клапане, может сигнализировать о том, что насос ГУР работает на приделе в результате износа его деталей. Решается проблема только его ремонтом или заменой.
Потеря мощности двигателя при поворотах
Бывают ситуации, когда руль начинает крутиться туго только на поворотах, а при движении прямо такая проблема не возникает. При этом мощность двигателя на повороте «просаживается».
В некоторых моделях авто тугое вращение руля обусловлено и другими, специфическими причинными, к примеру, на Volvo xc90 проблема может возникнуть из-за износа кольцевых насечек редукционного клапан FO 044VALVE и эллипса, по которому скользят лопатки ротора. Замена клапана может спасти ситуацию без замены всего насоса.
Но вся сложность здесь в том, что ГУР придется снимать. Для удобства работ понадобиться вороток с «Торекс 50».
Рулевая рейка
Является неотъемлемой частью рулевого управления автомобиля. Именно для облегчения перемещения ее элементов, а также рулевых тяг были разработаны ГУР, ЭУР и другие типы усилителей. Последние могут как устанавливается на машину, так и не устанавливаться.
В последнем случае управление авто осуществляется только за счет физического воздействия водителем на руль с последующем преобразованием вращательного момента в поступательное движение рулевых тяг.
Это преобразование осуществляется за счет зубчатой рейки именно из-за перетяжки которой крутить руль становится туго.
Рассмотрим на конкретных примерах.
ВАЗ 2105, 2106, 2107
Первое на что нужно смотреть, когда на ВАЗ 2105, 2106, 2107 и других машинах из этого модельного ряда, начал туго крутится руль, особенно при вывешенных передних колесах – редуктор (колонка) рулевого механизма.
Внешним осмотром убедитесь, что в узле нет подтекания масла через сальники. Проверьте уровень трансмиссионного масла в редукторе через заливную (контрольную) пробку. Убедитесь, что рулевая колонка отрегулирована правильно и не зажата.
Второе, что нужно сделать, проверить состояние шаровых опор. Их четыре, по две с каждой стороны, верхняя и нижняя. Если они износились и в них присутствует люфт, то это тоже может повлиять на увеличение усилий для вращения руля.
Далее проверяем не подклинила ли одна или обе шаровые опоры. Для этого отсоединяем рулевые наконечники от колонки. Делается это для того, чтобы можно было свободно вращать поворотный кулак.
Если он вращается тяжело со стуком, значит шаровые опоры подклинило и их придется заменить.
Далее проверьте на подклинивание левый и правый маятниковые рычаги, для этого отсоедините от них рулевые тяги и подвигайте рукой. Они должны ходить свободно, без скрежета. В ином случае замените их. К примеру, их может подклинить из-за перекоса капроновых втулок.
А лучше сразу замените маятники на втулках на аналог с шариковыми подшипниками. Сразу почувствуете, как легче стал крутиться руль.
Также проверьте наконечники рулевых тяг на наличие люфтов. Если наконечники были установлены новые, то некоторое время управлять авто будет тяжело, пока они не разработаются, приобретя легкий ход.
Угол наклона стойки (кастер).
Казалось бы, причем тут кастер и тугой руль. Как правило, угол наклона стойки (положительный или отрицательный) задан заводом производителем, и он не меняется при развале-схождении колес.
Но бывают ситуации, когда на ВАЗ классиках 2101 – 2107 на сервисе этот показатель меняют, к примеру, с 0 (заводской) на 1. Это приводит к тому, что руль начинает тяжелее вращаться, но при этом он быстрее возвращается в нулевое положение после завершения поворота.
Если вы больше ездите по городу, то кластер 0 более предпочтителен, так как руль при нем легче вращается, но и возвращается в исходное положение он не так быстро.
При кластере 1, происходит все наоборот, руль крутиться туго, а возвращается обратно быстро. Такой кластер предпочитают водителя, которые больше перемещаются за пределами города.
Геометрия кузова.
Про это мало кто знает, но на старых ВАЗ классиках возможно изменение геометрии кузова. По этой причине нарушаются кастеры и руль начинается туго крутиться.
Чтобы решить эту проблему найдите две шайбы толщиною 4 мм и подложите их в нижние рычаги с обеих сторон, но только в тем места, которые находятся со стороны водителя и пассажира, а не со стороны радиатора.
Благодаря этому рычаг будет расположен под углом по отношении к балке. Далее сделайте развал схождение, руль должен крутится легче.
ВАЗ 2109 и другие модели
Здесь устанавливается рулевая рейка. В результате износа ее внутренних деталей и увеличения зазора между ними со временем она начинает стучать. Это касается и других авто со сходим типом рулевого управления, ВАЗ 2110, 2114, 2115, Лада Приора, Калина, Гранта и т. Последние три модели уже идут в дополнении с ЭУР.
С помощью специального регулировочного болта зазор между приводной шестерней и зубчатой рейкой уменьшается и стук прекращается.
Но если перетянуть болт, как раз и возникнет ситуация, когда руль будет крутиться туго. Поэтому тут важно с этим не переборщить.
И еще. Важно понимать, что сама зубчатая рейка больше всего изнашивается в центральной своей части (движение прямо). На краях (при поворотах) износ меньший. Поэтому при регулировки центральная часть рейки прижимается нормально, а края пережимаются. В итоге, если авто движется прямо руль крутиться нормально, а при поворотах туго.
По этой же причине, если на авто стоит гидроусилитель руля, при поворотах возрастает нагрузка на насос. Через шкив и ремень она передается на двигатель, который и «просаживается», т. теряет мощность.
Выход из ситуации, немного ослабить болт или заменить рейку.
- Износ подшипников на верхнем валу рулевой колонки;
- Заклинивание опоры стойки или подшипника;
- Нет смазки в рулевой рейке.
Электрогидроусилитель руля (ЭГУР)
ЭГУР по принципу действия мало чем отличается от обычного ГУР. Основное отличие в том, что здесь насос гидроусилителя приводится в движение не от ДВС, а от электродвигателя. Также в системе предусмотрен электронный блок управления.
Сам насос (моторедуктор) может быть двух типов, лопастной и шестеренчатый. Второй тип считается более надежным.
ЭГУР устанавливается на многие иномарки, к примеру, Форд Фокус 2, Skoda Fabia, Mazda 3. А также на некоторые отечественные авто, к примеру, Lada X-Ray.
Рассмотрим, причины по которым туго крутится руль, на примере Mazda 3:
- Деформация рулевой рейки. Решается проблема только путем замены последней;
- Низкое напряжение в бортовой сети. Сел АКБ, сбой в работе генератора.
- Неправильная калибровка руля или ЭБУ вообще не видит его положение. Предыдущая и эта проблемы хорошо диагностируются на сервисе.
- Вышло из строя реле. На Мазда 3 оно находится под капотом в блоке предохранителей. Но возможно реле не вышло из строя, а сгнили контакты под самим блоком – это болезнь Мазда 3.
- Вышел из строя силовой предохранитель ЭГУР или обрыв цепи питания к электродвигателю. Иногда, чтобы найти обрыв цепи приходится снимать полностью насос. Проблема диагностируется на сервисе.
- Неправильно установлена рулевая рейка после ее ремонта или замене.
- Другие причины, связанные с гидроусилителем руля.
Электроусилитель руля
ЭУР по сравнению с ГУР и ЭГУР конструктивно проще, а значит надежнее. Он состоит из электромотора, который устанавливается непосредственно на рулевую колонку, набора датчиков и ЭБУ.
ЭУР устанавливается на большинстве современных автомобилей. Причислим отечественные модели – Лада Приора, Гранта, Калина, Нива (с 2009 года), последние модели Газель (ГАЗ 3302, 2705, 3221, 33023).
Если на авто с электроусилителем начал туго крутится руль проверьте:
- Горит ли индикатор ЭУР на панели приборов. При включении зажигания лампа должна загореться, после запуска двигателя погаснуть.
- Работает ли датчик скорости и спидометр, они работают синхронно с ЭУРом и взаимосвязаны. Чем выше скорость, тем меньше усилия передается на рулевую рейку и наоборот;
- Исправен ли датчик крутящего момента;
- Какое напряжение в бортовой сети;
- Перегорел или подгорели контакты у предохранителя ЭУР на 50 А. К примеру, на Лада Приора он находится под капотом, показан на схеме ниже.
Если проблема не пропала проверьте состояние рулевой рейки, опорных подшипников, карданов и т. Все это уже описано выше.
Если у вашего авто начал туго крутится руль, и вы не можете найти причину, задавайте вопросы в комментариях, мы постараемся ответить.
из за чего на классике руль стал тяжело поворачиваться? колеса накачаны
Устройство и принцип работы рулевого механизма ВАЗ 2106
Конструкция рулевого механизма ВАЗ 2106 очень сложна. Однако именно она позволяет водителю уверенно управлять автомобилем в самых разных ситуациях. Все элементы системы управления показаны на рисунке ниже.
Здесь нужно сказать о простоте управления «шестеркой». Чтобы повернуть руль, водитель прилагает минимальные усилия. В результате он меньше устает в длительных поездках. У руля есть еще одна особенность: отдача. Это очень незначительно и не указывает на неисправность системы рулевого управления. Игра в руль «шестерка» — обычное дело, потому что в системе управления много различных тяг и мелких элементов. Наконец, в последних моделях «шестерки» стали устанавливать складывающиеся рулевые колонки, которые могли складываться в случае сильного удара, увеличивая шансы водителя выжить в серьезной аварии. Рулевое управление ВАЗ 2106 работает следующим образом:
- Водитель поворачивает руль в нужном направлении.
- При рулевом управлении червячный вал начинает двигаться, управляемый системой шарниров.
- Шестерня, соединенная с валом червяка, также начинает вращаться и перемещает ролик с двумя ребрами жесткости.
- Под действием катка вторичный вал рулевого управления начинает вращаться.
- На этой мачте установлена сошка. Двигаясь, они приводят в движение основные рулевые тяги. Через эти детали усилие водителя передается на передние колеса, которые поворачиваются на необходимый угол.
Назначение рулевого редуктора ВАЗ 2106
Рулевое управление является неотъемлемой частью системы управления «шестеркой». А его цель — обеспечить своевременное вращение рулевых колес в нужном водителю направлении.
Благодаря рулевому управлению значительно сокращается усилие, затрачиваемое водителем на поворот передних колес. И наконец, коробка передач позволяет в несколько раз уменьшить количество оборотов руля, что значительно увеличивает управляемость автомобиля.
Устройство рулевого редуктора
Все элементы рулевой рубки заключены в герметичный стальной корпус, изготовленный методом литья. Основными частями коробки передач являются шестерня и так называемый червяк. Эти части находятся в постоянном напряжении. Также в корпусе находятся вал сошки с втулками, несколько шариковых подшипников и пружины. Также есть несколько сальников и прокладок для предотвращения вытекания масла из корпуса. Более подробно о «шестерке» можно узнать, посмотрев на рисунок.
Признаки поломки редуктора и других элементов рулевой системы
Рулевое управление на ВАЗ 2106 очень редко выходит из строя самостоятельно. Как правило, выходу из строя коробки передач предшествует выход из строя нескольких элементов системы рулевого управления, после чего выходит из строя сама коробка передач. Поэтому лучше всего рассматривать проблемы этой системы в целом. Перечислим самые известные признаки отказа системы управления на «шестерке»:
- при повороте руля слышен характерный визг или громкий скрип из-под рулевой колонки;
- водитель наблюдает постоянную утечку смазки из коробки передач;
- вращать колесо стало труднее, чем раньше.
Теперь рассмотрим, чем именно могут быть вызваны вышеперечисленные симптомы и как от них избавиться.
Шум системы рулевого управления
Основные причины шума рулевой колонки:
- увеличен зазор на подшипниках ступиц рулевого колеса. Решение: регулировка люфта и, в случае сильного износа подшипников, их полная замена;
- ослаблены крепежные гайки на рулевых пальцах. Именно эти орехи обычно вызывают громкий скрип и хрип. Решение: затяните гайки;
- увеличен люфт между втулками и поперечным рычагом. Решение: замена втулок (иногда необходимо менять кронштейны втулок, если они сильно изношены);
- изношены червячные подшипники в коробке передач. Из-за них также может возникать скрежет при вращении кругов. Решение: заменить подшипники. А если подшипники не изношены, необходимо отрегулировать их зазоры;
- ослабление гаек крепления качающихся рычагов. Решение: затяните гайки после установки колес автомобиля в прямое положение.
Утечка смазки из редуктора
Потеря смазки свидетельствует о нарушении герметичности устройства.
вот как это работает:
- уплотнения вала сошки или червячного вала полностью изношены. Решение: заменить сальники (комплекты этих сальников можно приобрести в любом магазине запчастей);
- ослаблены болты крепления крышки рулевого механизма. Решение: Затяните болты и затяните их крест-накрест. То есть сначала затягивается правый болт, потом левый, потом верхний болт, потом нижний и т.д. Только такая схема затяжки может обеспечить герметичность крышки картера;
- повреждение прокладки под крышкой картера. Если применение указанной схемы затяжки ни к чему не привело, значит, изношена прокладка под крышкой картера. Следовательно, необходимо будет снять крышку и заменить прокладку.
Руль туго поворачивается
Если водитель чувствует, что поворачивать руль стало очень сложно, это может произойти по следующей причине:
- неправильная регулировка схождения рулевых колес. Решение очевидное: установите автомобиль на подставку и установите правильные углы схождения и развала;
- одна или несколько частей рулевой системы деформированы. Тяги обычно деформируются. И происходит это из-за внешних механических воздействий (летящие камни, плавное движение по ухабистой дороге). Деформированные стержни придется удалить и заменить на новые;
- зазор между червяком и роликом в рулевом управлении увеличился (или наоборот уменьшился). Со временем любые механические соединения могут расшататься. И червячные соединения не исключение. Для устранения проблемы зазор роликов регулируется специальным болтом, а затем зазор проверяется щупом. Полученную цифру сравнивают с цифрой, указанной в инструкции по эксплуатации станка;
- гайка маятника слишком затянута. Особенность этой гайки в том, что со временем она не ослабевает, как другие крепежи, а наоборот, стягивается. Это связано с особыми условиями эксплуатации маятникового рычага. Выход очевиден: гайку нужно немного ослабить.
Как поменять рулевой редуктор на ВАЗ 2106
Владельцы ВАЗ 2106 считают, что рулевые механизмы «шестерки» практически не подлежат ремонту. Исключение делается только в случае износа шариковых подшипников, прокладок и сальников. Затем автовладелец разбирает коробку передач и заменяет вышеуказанные детали на новые. А в случае износа червяка, шестерни или ролика выход только один — заменить редуктор целиком, так как не всегда можно найти в продаже, например, червячный вал от редуктора «шестерка» или винтик. Причина проста: машина давно снята с производства, и количество запчастей к ней с каждым годом уменьшается. Для снятия коробки передач нам потребуются следующие инструменты:
- серии розеток и ручек;
- специальный съемник для рулевых тяг;
- набор гаечных ключей;
- новый рулевой механизм;
- тряпки.
Последовательность действий
Подготовив все необходимое, машину следует проехать по эстакаде (или в смотровую яму). Колеса машины должны быть надежно закреплены салазками.
- Левое переднее колесо машины поднимается и снимается. Доступ к рулевым тягам открыт.
- С помощью тряпки пальцы на рулевых тягах тщательно очищаются от грязи.
- Тяги отсоединены от шестерен сошки. Для этого снимаются крепежные штифты на тягах, а затем гаечным ключом откручиваются гайки. Далее при помощи съемника вытаскиваются тяги из рулевых сошек.
Видео: меняем рулевой редуктор на «классике»
Если водитель решил не менять коробку передач на своей «шестерке», а только заменить сальники или подшипники внутри нее, коробку передач придется разобрать практически полностью. Для этого вам понадобится следующее:
- большая голова принимается за 30;
- экстрактор зубчатых сошек;
- отвертка плоская;
- молоток;
- порок.
Последовательность работы
Сразу нужно сказать, что экстрактор и тиски являются основными инструментами при разборке коробки передач. Без них разборку лучше не начинать, так как эти инструменты ничем не заменить.
Видео: разбираем рулевой редуктор «классики»
Рулевое управление может потребоваться отрегулировать, если рулевое колесо становится очень трудно поворачивать или если вы явно чувствуете легкое сцепление при повороте рулевого колеса. Регулировка выполняется гаечным ключом на 19 мм и плоской отверткой. Также вам обязательно понадобится помощь партнера для точной корректировки.
- Автомобиль установлен на ровном асфальте. Рулевые колеса прямые.
- Открывается капот, тряпкой протирается руль от грязи. Регулировочный винт с контргайкой находится на крышке коробки передач. Этот винт закрывается пластиковой крышкой, которую нужно будет открутить отверткой и снять.
Видео: как отрегулировать рулевой редуктор «классики»
Как было сказано выше, корпус рулевого механизма герметичен. Внутрь заливается масло, что позволяет значительно снизить трение деталей. Для коробки передач ВАЗ подходит любое масло класса GL5 или GL4. Класс вязкости должен быть SAE80-W90. Многие владельцы «шестерки» заливают старое советское масло ТАД17, которое также имеет приемлемую вязкость и стоит дешевле. Для полной заправки коробки передач требуется 0,22 литра трансмиссионного масла.
Как проверить уровень масла в рулевом редукторе
Чтобы детали рулевого управления проработали как можно дольше, водитель должен периодически проверять уровень масла в этом устройстве и при необходимости доливать смазку.
Последовательность заливки масла
Если водителю необходимо долить масло в коробку передач или полностью заменить масло, ему понадобится пустая пластиковая бутылка, кусок пластиковой трубки и медицинский шприц большего объема. Здесь также следует отметить, что инструкция по эксплуатации машины гласит: масло в рулевом механизме следует менять с интервалом один раз в год.
Видео: самостоятельно меняем масло в рулевом редукторе «классики»
Следовательно, рулевое управление на «шестерке» — очень важная часть. От его состояния зависит не только управляемость автомобиля, но и безопасность водителя и пассажиров. Заменить коробку передач сможет даже начинающий автолюбитель. Для этого не требуется никаких специальных навыков или знаний. Вам просто нужно уметь пользоваться гаечными ключами и в точности выполнять рекомендации, описанные выше.
Другие вопросы
Добрый вечер, уважаемые профессионалы!
Подскажите, пожалуйста, можно ли что-то сделать с рулём?
Подробности: я восстановила свою древнюю старушку — семёрочку 1996-98 г. и подарила её родственнику. Мы перегнали её из Москвы в Воронеж. Она очень резво прошла 510 км после гаражной стоянки в 5 лет!
Пока движется по прямой — нормуль, но как по улочкам нырять, руль не хочет вращаться, на поворотах нужно прилагать неимоверные усилия, чтобы его повернуть, сестра не смогла водить эту машину(((
Подскажите, пожалуйста, что можно сделать?
Заранее, спасибо!
Ранее было всё в пределах нормы. Но буквально несколько дней назад стал прям слишком тугим, когда стоишь на месте, такое ощущение что на ЗИЛе руль крутишь. Но дело в том что я около 3-4 недель назад делал развал/схождение (пробовали выставить в стандарт). В интернете почитал, так там пишут что и из-за развала/схождения это может быть, и из-за шаровых (но я их менял месяца 2 назад, они не могли навернуться), и в рейке рулевой могут быть проблемы. Мне, кстати, говорили на развале, когда ездил, что рулевая люфтит немного. Но она как я понимаю люфтит уже не первый год, а руль стал только сейчас нереально тяжело крутиться. Я конечно завтра проверю шаровые на яме, но думаю что с ними всё в порядке. Так как вы считаете, в чём может быть проблема слишком тяжелого руля ? Может у кого-то была подобная или такая же ситуация ?
4 месяца
Судя по всему, пришли в негодность (деформировались) детали рулевого привода. Необходимо обратиться в автосервис, провести диагностику и если удастся обнаружить деформированные детали – заменить их. Нелишним будет проверить уровень масла в картере рулевого колеса: если уровень масла ниже контрольного, значит, протекает сальник картера, и масло уходит. В этом случае заменяем сальник, и доливаем необходимое количество масла. Также тугое вращение руля может быть из-за неисправности червячного механизма. Например, нарушен зазор в зацеплении ролика с червяком либо имеется несоосность вала червяка с валом рулевого механизма. И в одном и в другом случае поможет регулировка червяка.
Поменял шаровые и салинблоки. Был тугой руль и как бы закусывал. Теперь не закусывает но легкости не появилось. Еще появилась вибрация спереди и бьет по рулю.
Итак. Имеем копье, прослужившее верой и правдой в нынешнем виде десяток лет и наездившее в таком виде 250 тыс. В свое время кузов 71 года сгнил и по бедности был заменен на поставарийный кузов 80 года.
Авария была незатейливая — человек въехал в бордюр. Морда слегка ушла вниз, лонжероны пола слегка сократились, после чего человек ее вытянул, но успел купить ниву и на копье забил, а через 5 лет за муку отдал мне.
Я в свою очередь полазила в моторном отсеке, померяла, поняла, что силовой агрегат туда впишется — что, собственно, и получилось. Из того, что не получилось — каждые, любого изготовителя штаны надо при установке вминать кувалдой, чтоб не упирались в балку. То есть балка все же ушла назад, несмотря на то, что все 3 опоры встают по месту без бубна.
Плюс, из следов аварии, на тоннеле был след удара коробкой, а задний мост кривой. Мост я поменяла, ессно.
После сборки одной машины из двух я объехала 4 сходразвальных конторы и отдалась только мастеровому, который на слово «кастор» не начал морщить мозг, а устало спросил: че, кривая? В общем, он сделал, что ее никуда не тянуло, не было избыточной поворачиваемости и оно не кушало резину, что мне было и надо. При этом мать, сев за руль, заявила, что у меня оч тяжелый руль. Я сказала что мне пофиг и долго и счастливо ездила на этом конструкторе, даже находя некоторые прелести в том, что руль можно оставить в заданном положении и отвлечь руки на капризную зажигалку.
Далее. поездила на разных задних приводах. При этом даже на микроавтобусе LT31 (82 год, массогабаритное как газель, дисель, БЕЗ ГУРа!!!) руль (отрегулированный) был легче, правда, там было 4. 5 оборотов от/до, но это не та разница. Про казенную семеру и говорить нечего. Потом у меня завелся Эскорт, который меня напряг переменной поворачиваемостью, а потом — орион, у последнего совершенно нейтральный в меру легкий руль так же без гура.
Так вот после ориона садиться в жыгу сущее мучение. Я забыла, что руль из поворота надо иногда выковыривать, и это напрягает.
Рулевое относиетльно свежее, трапеция и шаровые комфорт — то есть мягкие довольно, редуктор не зажат (перепробовала разные положения винта) — вывешенная машина позволяет легко вертеть колеса вправо-влево руками. Маятник подшипниковый, в свободном состоянии качается пальцем, как. как маятник, ага.
Кастер-развал-сход в последний раз мне делал человек, которому в этом вопросе я доверяю больше, чем себе, мне было просто лень заморачиваться поисками ровного места с ямой (ибо в родительском гараже доски слегка играют), да и ранней весной это было. То есть человек даже когда-то консультировал меня по коррекции кастера на LT31 после замены тяг каких-то. Я попросила его натянуть максимально возможный кастер, дабы сделать руль максимально острым и стремящимся в нейтраль. Он натянул 2 из возможных 4 градусов и сказал, что дальше только за счет развала передних колес домиком. Ну ладно бы руль стал острый но тяжелый. Он с трудом и очень неспешно возвращается в нейтраль и может до нее не дойти даже. Некузяво. Да, кстати, оси нижних рычагов со стороны прилегания к балке давно припилены на пару мм — иначе и развал не ставился. Но кузовня в плане положения столбов — отдельная пестня. Столбы наполовину чужие.
В результате. Палка руля стоит вертикальнее, чем на других классиках. Сошки рулевой и маятника по положению тоже вертикальнее, чем в оригинале. Наконец, под маятником и редуктором отсутствуют регулировочные шайбы — я не знаю, как из подбирать, подозреваю, что как-то в связи с длиной средней рулевой тяги. На старых лонжеронах они были, но это было давно.
Из соображений.
1) Как-то ухитриться и померять межцентровые расстояния на разных классиках, мож у меня трапеция слишком трапецеидальная. Мож там параллелограм нужен.
2) Упилить ушки рулевой машинки и маятника, чтоб можно было вернуть наклон сошек ближе к заводскому.
Хорошо бы этот вопрос решить до того момента, как собраться делать из 1. 2 1. 6, например (планы такие есть)
В общем, помогите машинке стать послушной лапочкой.
прапор писал(а):Ну на сколько я знаю, сосность рулевой колонки регулируется шайбами, подкладываемыми между собсно колонкой и лонжероном. В каком-то букваре вычитал. Была похожая ситуёвина на шестёрке, но т. руль стал не намного туже чем до ремонта, я забил.
ну нет там колонки и рейки нет, редуктор, а на шестреке и тройке по моему прямой вал, без карданов, вот и регулируется шайбами, а тут чем плотнееи чем туже прикручено, тем лучше
тут дело в трапеции, она тоже новая?
редуктор скорее всего затянули, а маятник смазывали?
неправильный сход развал, что с шаровыми, спущены колеса, зимняя резина на не на снегу\льду туго крутиться на месте.
Картер рулевого механизма находиться как раз под ГТЦ.
Четырех гранный болт это заливное отверстие. ТАД 17 заливается под самую завязку.
Выставить колеса прямо.
Проверить люфт — из под машины, с ямы, подергать сошку вверх-вниз. Если люфт маленький, можно не регулировать.
Чуть выше заливного отверстия находится регулировка рулевого механизма.
Снять резиновый чехол, если он есть, отвернуть совсем контрящую гайку, снять стопорное кольцо.
Отверткой вкрутить регулировочный винт на 0,5 — 1 оборот. Проверить люфт, предварительно покрутив рулем вправо-влево. Если люфт остался, закрутить еще раз.
Проверять только с прямо стоящими колесами.
Рулевой механизм ВАЗ 2107
Автомобили ВАЗ, которые относятся к классическим моделям, отличаются приятной надежностью. Это относится и к рулевому механизму.
Он устроен достаточно сложно, однако его конструкция позволяет маневрировать и обеспечивать надежное управление автомобилем даже с самых сложных дорожных условиях.
Процесс модернизации привел к тому, что был установлен составной вал и травмобезопасная колонка. За счет размера рулевого колеса, водитель без проблем совершает необходимые маневры. От упора до упора для полного поворота руля требует 3,5 оборота. Усилие от рулевой колонки передается на привод по средствам составного вала.
Актуальный рулевой механизм на ВАЗ 2107, продукте Волжской автомобильной компании, достаточно информативен, не позволяет водителю утомляться при длительных поездках. Имеются определенные трудности при поворотах на стоянке, однако как только начинается движение автомобиля, сопротивление слабеет, поворачивать руль становится проще.
Есть еще один нюанс — при исправном механизме рулевого управления наблюдается небольшой люфт. Но его предельное значение соответствует правилам дорожного движения. Это обусловлено тем, что имеются рулевые тяги на ВАЗ 2107 и внушительное количество элементов в редукторе.
Вообще же рулевое управление семерки можно считать надежным.
Устройство механизма
Чтобы выполнить ремонт рулевой колонки на автомобиле ВАЗ 2107, сначала необходимо разобраться в его устройстве, а также принципе работы.
Семерка во многом схода с «копейкой». Потому устройство и конструкция получили незначительные изменения. В состав конструкции входят:
- Механизм, который передает усилие водителя на исполнительные составляющие;
- Рулевой привод, который осуществляет поворот на заданный водителем угол.
В свою очередь, механизм рулевого управления состоит из:
- Составного вала с карданной передачей;
- Руля (рулевая колонка вместе с рулевым колесом диаметром 520 мм);
- Червячного редуктора рулевого механизма ВАЗ 2107.
Система управления имеет следующие компоненты:
- Сошка;
- Маятниковый рычаг;
- Поворотные рычаги;
- Рулевые тяги на ВАЗ 2107 (одна средняя, две боковые).
Наружные тяги включают в себя две части, что позволяет менять их размер, регулируя угол схождения.
- Водитель начинает вращение рулем, размер колеса которого обеспечивает достаточно простое выполнение этой задачи;
- По средствам составного вала активизируется червячный редуктор, который понижает число оборотов;
- Рулевой механизм смазывается специальным маслом (ТАД 17), залитым в редуктор;
- Червячные шестерни вращаются, что вызывает перемещение двухгребневого ролика;
- От этого, в свою очередь, поворачивается вторичный вал;
- Насаженная на вторичный вал солка совершает поворот, тянет за собой систему тяг;
- Эти компоненты оказывают воздействие на рычаги, осуществляющие синхронный поворот колес на необходимый, заданный водителем угол.
1 — картер; 2 — сошка; 3 — нижняя крышка картера; 4 — регулировочные прокладки; 5 — наружное кольцо подшипника вала червяка; 6 — сепаратор с шариками; 7 — вал сошки; 8 — регулировочный винт; 9 — регулировочная пластина; 10 — стопорная шайба; 11 — вал червяка; 12 — верхняя крышка картера; 13 — уплотнительная прокладка; 14 — втулка вала сошки; 15 — сальник вала червяка; 16 — сальник вала сошки.
1 — картер рулевого механизма; 2 — уплотнитель вала; 3 — промежуточный вал; 4 — верхний вал; 5 — фиксирующая пластина передней части кронштейна; 6 — кронштейн крепления вала рулевого управления; 7 — верхняя часть облицовочного кожуха; 8 — втулка подшипника; 9 — подшипник; 10 — рулевое колесо; 11 — нижняя часть облицовочного кожуха; 12 — детали крепления кронштейна
Ремонт и техническое обслуживание
Годами эксплуатации было доказано, что рулевое управление на автомобилях ВАЗ 2107 обладает внушительной надежностью. Однако это не отнимает тот факта, что машине требуется периодический осмотр и ремонт.
- При проведении технического обслуживания важно проверить увеличение люфта, а также повышенный износ шаровых шарниров. Для этого нужно повернуть из одной стороны в другую руль. Если колеса не реагируют, когда руль поворачивается на 5 градусов относительно своего начального положения, это говорит о сильном износе. Здесь потребуется ремонт рулевой колонки на ВАЗ 2107.
- Чтобы не потребовался срочный и достаточно дорогой ремонт рулевого редуктора на автомобиле ВАЗ 2107, необходимо менять в картере червячного редуктора масло. Делается это с периодичностью в 60 тысяч километров. Через сальники может наблюдаться течь, потому их тщательно проверяют 2-3 раза за год. Это одно из слабых мест системы.
- Маятниковый рычаг следует осмотреть путем медленного вращения рулевого колеса из стороны в сторону. Если детали перемещаются в вертикальной плоскости, значит, требуется оперативное вмешательство.
При обнаружении любых неисправностей, поломки следует немедленно устранить.
Для этого привод и механизм рулевого управления демонтируют полностью, либо частично. Все зависит непосредственно от характера поломки.
Проверьте, какие детали имеют дефекты, что вышло из строя. Инспекция требуется для каждого составляющего элемента механизма. Если детали износились, пытаться их отремонтировать не имеет смысла. Выход только один — выполнение полноценной замены износившихся компонентов рулевой системы на автомобиле волжской компании.
При возникновении проблем с рулевым управлением, желательно обратиться на профессиональные станции технического обслуживания.
Своими руками допускается замена редуктора, но процесс сложный и требует хотя бы минимального опыта и навыков.
ВАЗ «семерка» — это настоящая классика отечественного автомобилестроения. В отличие от современных LADA, они более надежные и долговечные, что доказано огромным присутствием этих автомобилей на наших дорогах.
Конечно, ВАЗ 2107 уже давно устарел, он не имеет гидроусилителя, для поворотов и маневров приходится прикладывать достаточное усилие. Но для ценителей это не проблема.