Как отстирать пятна от тормозной жидкости с одежды
Гидравлическая тормозная система оснащается главным тормозным цилиндром. Эта деталь устанавливается на вакуумном усилителе тормоза. ГТЦ современных авто двухсекционный. В переднеприводных и заднеприводных машинах система работает по разным схемам.
- Передний привод. Чаще всего в таких авто два контура: один объединяет тормоза колес правой стороны, а другой – левой стороны.
- Задний привод. Один контур соединяет тормоза задних колес, а другой – передних.
Две секции ГТЦ и наличие двух разных контуров создано ради безопасности. Если произошла утечка ТЖ из одного контура, то тормозные механизмы другого будут срабатывать. Конечно, это заметно скажется на движении педали тормоза (увеличивается свободный ход до момента отклика), но тормоза не пропадут полностью.
В устройство главного тормозного цилиндра входят:
- Корпус. Сверху на нем установлен бачок с запасом ТЖ.
- Резервуар. Изготавливается из прозрачного пластика, благодаря чему можно контролировать уровень жидкости, не открывая крышку. Для удобства на стенках бачка нанесена шкала, позволяющая проконтролировать даже незначительные потери объема.
- Датчик уровня ТЖ. Находится в бачке. При критическом понижении уровня на приборке загорается контрольная лампочка (не все модели автомобилей оснащаются такой сигнализацией).
- Поршни. Располагаются внутри ГТЦ друг за другом по принципу «паровозика». Оба поршня подпружинены для автоматического возврата на прежнее место после окончания торможения.
- Шток вакуумного усилителя. Приводит в движение первый поршень, затем усилия передаются на второй через пружину.
Требования к тормозной жидкости
Для безопасности на дороге каждая машина должна быть оснащена надежной тормозной системой. Для ее заполнения необходимо использовать жидкость с особым составом. Она должна соответствовать требованиям по:
- температуре кипения;
- вязкости;
- влиянию на резиновые детали;
- влиянию на металлы;
- смазывающим свойствам;
- гигроскопичности.
Температура кипения
Во время работы тормозов жидкость, наполняющая систему, сильно нагревается. Это происходит за счет отдачи тепла от тормозных дисков и колодок. Вот средние подсчеты температурного режима ТЖ в зависимости от условий езды:
Если контур будет заполнен обычной водой, то при таком температурном режиме она быстро закипит. Наличие воздуха в системе критично для исправной работы тормозов (педаль будет проваливаться), поэтому в состав ТЖ должны входить вещества, повышающие порог закипания.
Сама жидкость не сжижаема, благодаря чему происходит точная передача давления от педали на тормозные механизмы, но при закипании в контуре образуются маленькие пузырьки. Они вытесняют определенное количество жидкости обратно в бачок. Когда водитель нажимает на тормоз, давление в контуре увеличивается, воздух в нем сжимается, от чего тормозные механизмы не так плотно прижимают колодки к барабану или диску.
Вязкость
Так как от текучести вещества зависит стабильность тормозной системы, то оно должно сохранять свои свойства не только при нагреве, но и при низких температурах. Зимой тормозная система должна работать с такой же стабильностью, что и летом.
Густая ТЖ медленней прокачивается по системе, что значительно увеличивает время срабатывания тормозных механизмов. При этом нельзя допускать, чтобы она была сильно текучей, иначе это грозит протечками на местах соединения элементов контура.
Таблица показателя вязкости веществ при температуре +40 toC:
При минусовых температурах данный показатель не должен быть больше 1800 мм2/с.
Влияние на резиновые детали
Во время работы тормозной системы эластичные уплотнители не должны терять своих свойств. В противном случае грубые манжеты будут препятствовать свободному ходу поршней или пропускать ТЖ. В любом случае давление в контуре не будет соответствовать нужному показателю, как следствие – неэффективное торможение.
Влияние на металлы
Тормозная жидкость должна защищать металлические детали от окисления. Это может приводить к нарушению зеркала внутренней части тормозного цилиндра, из-за чего будет возникать просачивание жидкости из рабочей полости между манжетом поршня и стенкой ТЦ.
Появившиеся неровности могут приводить к преждевременному износу резиновых элементов. Подобная проблема способствует появлению в магистрали посторонних частиц (кусочки резины или отколовшаяся ржавчина), которые повлияют на эффективность гидропривода.
Смазывающие свойства
Так как эффективность тормозов автомобиля зависит от качества подвижных деталей, входящих в их устройство, то для плавности хода они нуждаются в постоянной смазке. В связи с этим помимо свойств, перечисленных выше, ТЖ должна предотвращать появление царапин на зеркале рабочих поверхностей.
Гигроскопичность
Одним из недостатков технической жидкости данной категории является свойство поглощать влагу из окружающей среды. От количества воды в жидкости напрямую зависит температура кипения («мокрая» или «сухая» ТЖ).
Вот сравнительная таблица температуры кипения обоих вариантов жидкости:
Как видно, даже при незначительном повышении уровня влаги (в пределах двух-трех процентов) точка кипения перемещается на 65-80 градусов ниже.
Помимо этого фактора влага в ТЖ ускоряет износ резиновых деталей, приводит к появлению коррозии металлических элементов, сильней загустевает при низких температурах.
Как видно, тормозная жидкость механических транспортных средств должна соответствовать высоким требованиям. Вот почему каждый автомобилист должен быть внимательным к рекомендациям производителей, подбирая ТЖ для замены.
Как «стареет» тормозная жидкость?
Самой распространенной считается тормозная жидкость стандарта DOT4. Это вещество обладает значительными абсорбирующими свойствами, поэтому производители рекомендуют периодически проверять его состав и заменять через 40-60 000 км. пробега. Если автомобиль редко ездит, то обслуживание системы нужно проводить спустя два-три года.
В составе ТЖ может увеличиваться процент влажности и появляться посторонние частицы (скорость этого процесса зависит от условий эксплуатации авто). Наличие вторых можно заметить при визуальном осмотре – жидкость будет мутной. Такое происходит из-за естественного износа резиновых деталей и образования ржавчины (если хозяин авто часто игнорировал рекомендованный регламент по замене).
Повышение уровня влажности невозможно заметить визуально (в разных условиях этот процесс происходит со своей скоростью), поэтому рекомендуется периодически проверять этот показатель при помощи специального тестера.
Как часто нужно проверять тормозную жидкость в машине?
Многие автолюбители не понимают, что уход за автомобилем нужен в первую очередь ему самому. Специалисты настоятельно рекомендуют проверять уровень тормозной жидкости и ее качество. Если пренебречь этим советом – тормозная система загрязняется.
Надо понимать, что на качество «тормозухи», виляет много факторов: климатические свойства, содержание влаги в среде, состояние тормозной системы.
Чтобы не случилось неприятностей на дороге, проверяйте тормозную жидкость два раза в год, а ее уровень – раз в месяц (можно чаще).
Проверка уровня тормозной жидкости
И так, как мы уже писали, проверять уровень тормозной жидкости нужно раз в месяц. Тем более данная процедура не займет много вашего времени.
Первый признак низкого уровня «тормозухи» — резкий провал педали тормоза. Если водитель заметил слишком мягкий хода педали, нужно остановить авто и проверьте уровень ТЖ:
• Откройте капот машины. Делайте это на ровной поверхности, чтобы значения были более четкими.
• Найдите главный цилиндр тормозной системы. Чаще всего, его устанавливают в задней части двигательного отсека, со стороны водителя. Над цилиндром вы заметите резервуар.
• Проверьте уровень жидкости. В большинстве современных авто, да и советских тоже, этот резервуар прозрачный и на нем есть отметки «min» и «max». Уровень ТЖ должен быть между этими отметками. Если ваша машина выпустилась до 1980 года, этот резервуар может быть металлический (не прозрачный). А это значит, что вам придется снять его металлическую крышку, чтобы определиться с уровнем имеющейся жидкости.
• При необходимости долейте жидкость в резервуар. Аккуратно доливайте ТЖ. Если рука дрогнула, и вы пролили жидкости – сразу вытирайте, так как она токсична и вызывает коррозию.
• Поставьте обратно крышку резервуара и заройте капот.
Как проверить свойства тормозной жидкости?
«Тормозуху» нужно контролировать по двум показателям:
• уровень;
• качество.
Каждую процедуру можно провести самостоятельно. Первую, мы уже описали выше, вторая производится при помощи специальных приспособлений:
- тестера;
- тест-полосок.
Тестер тормозной жидкости
Прибор похож на маркер, на корпусе которого есть несколько сигнальных лампочек, показывающих уровень влаги, содержащейся в жидкости. Под колпачком тестера имеются два электрода, покрытых никелем.
ТЖ имеет свое электрическое сопротивление. Когда в ее состав входит вода, этот показатель понижается. Тестер запитывается от батарейки. На один электрод подается ток с малым напряжением. Так как электричество идет путем наименьшего сопротивления, разряд проходит между электродами. Показатели напряжения фиксируются вторым стержнем, обрабатываются электроникой тестера, и загорается соответствующая лампочка.
Чтобы проверить ТЖ на содержание воды, достаточно включить тестер и опустить его в бачок. Спустя пару секунд засветится лампочка, показывающая процент влаги. При 3% нужно провести замену рабочей жидкости на новую, так как появившаяся вода приведет к снижению эффективности системы.
Цена прибора для проверки качества тормозной жидкости
Стоимость бюджетного рефрактометра находится в пределах 5-7 долларов. Для диагностики в бытовых условиях его будет достаточно. Проверить такой прибор на точность можно следующим образом.
На кухонных (или ювелирных) весах отмеряется 50гр. «сухой» (свежей, взятой из канистры) тормозной жидкости. Помещенный в нее тестер покажет 0%. Обычным шприцем добавляется по одному проценту воды (0,5гр. После каждого добавления тестер должен показывать 1% (0,5гр. воды); 2% (1,0гр. воды); 3% (1,5гр. воды); 4% (2,0гр. воды).
Чаще всего дешевые рефракторметры обладают достаточной точностью, чтобы проверить качество ТЖ на автомобиле в бытовых условиях. Более дорогие модели используются в сервисных центрах для тонкого замера качества жидкости. Цена таких приборов варьируется от 40 до 170 у. Для обычных бытовых замеров не требуется подобная точность, поэтому достаточно простого маркерного тестера.
Проверка тормозной жидкости с помощью тест-полосок
Существует еще один бюджетный вариант замера качества ТЖ. Для этого можно воспользоваться тест-полосками. Они пропитаны специальным химическим реагентом, вступающим в реакцию с жидкостью. Действуют они по принципу лакмусовой бумажки.
Чтобы выполнить проверку, необходимо открыть бачок на ГТЦ, распаковать полоску и опустить ее в жидкость приблизительно на минуту. Этого времени достаточно для образования химической реакции. Полоска поменяет свой цвет. Этот показатель сравнивается с образцом на упаковке.
Как поменять тормозную жидкость?
Если диагностика показала необходимость в обслуживании тормозной системы, то прокачка проводится в следующей последовательности.
- Уточнить, какой стандарт ТЖ рекомендует использовать производитель данного автомобиля (чаще всего это DOT4). В среднем для полной замены вещества хватит литровой тары.
- Поддомкратить заднюю правую (по ходу движения авто) часть и снять колесо.
- Опустить машину на подпорку так, чтобы подвеска была на обычном уровне, когда машина стоит на всех колесах.
- Отпустить прокачной штуцер (лучше это сделать при помощи накидного ключа или головки, а не рожкового, чтобы не сорвать грани). Если резьба «запеклась», то можно воспользоваться проникающей смазкой (например, WD-40). Начиная с этого этапа не обойтись без помощника. Он должен шприцем откачать ТЖ из резервуара над ГТЦ, затем залить туда новую жидкость.
- На прокачной штуцер надевается прозрачная трубка (подойдет от капельницы), с другой стороны на нее надевается шприц (или она опускается в емкость).
- Помощник заводит авто, нажимает педаль тормоза и удерживает в таком положении. В этот момент штуцер аккуратно откручивается на пол-оборота. Часть старой жидкости прокачается в шприц. Штуцер закручивается. Процедура повторяется, пока в шприц не поступит свежая жидкость.
- Колесо ставится на место.
- Такие же действия выполняются с задним левым колесом и передним правым. Прокачка тормозной системы должна завершаться на стороне водителя.
- На протяжении всей процедуры необходимо следить за уровнем тормозной жидкости, чтобы в систему не попал воздух.
Так как тормозная жидкость имеет сложный химический состав, то ее необходимо утилизировать, как опасные отходы (нельзя выбрасывать в мусорный контейнер или выливать на землю, а следует обратиться в соответствующую службу).
Как часто надо менять тормозную жидкость?
Цифры периодичности замены ТЖ не берутся из головы, их регламентирует производитель, опираясь на ее состав и свойства. Чаще всего, смена ТЖ осуществляется при наличии 30-60 тыс. км пробега.
Но не только пробег влияет на качество тормозной жидкости. Важным сигналом для ее смены – цвет, который можно определить при помощи тест-полосок. Специалисты рекомендуют обращать внимание и на тормозную систему в целом. Если она разгерметизировалась – стоит заменить ТЖ.
Для чего нужна тормозная жидкость? Тормозная жидкость предусмотрена в каждом транспортном средстве, где присутствует гидравлическая тормозная система. За счет замкнутого тормозного контура, давление жидкости, при нажатии на педаль тормоза, позволяет рабочим цилиндрам прижимать колодки к поверхностям барабанов или дисков. Как часто надо менять тормозную жидкость в автомобиле? Каждые 2 года, вне зависимости от пробега. Тормозная жидкость гигроскопична, а значит постепенно накапливает влагу и теряет свои свойства. Почему нужно менять тормозную жидкость? Как и любая техническая жидкость, тормозная имеет в составе пакет присадок, который со временем исчерпывается. При этом тормозная жидкость постепенно загрязняется, ее свойства теряются вплоть до закипания.
Вы не можете начинать темыВы не можете отвечать на сообщенияВы не можете редактировать свои сообщенияВы не можете удалять свои сообщенияВы не можете голосовать в опросахВы не можете вкладывать файлыВы не можете скачивать файлы
Когда пора менять тормозную жидкость?
Прошло 2 года с последней сменыДаже если вы не замечаете никаких проблем с тормозной системой вашего автомобиля, если вы заботитесь о своей безопасности, настоятельно рекомендуется заменить тормозную жидкость, если вы проехали 40000 км. или если с момента последней замены жидкости прошло 2 года. Производители не зря рекомендуют этот период для замены. В течение этих двух лет тормозная жидкость стареет, и процент поглощенной в ней воды неизбежно увеличивается.
Остановка становится все труднееЕсли при нажатии на педаль тормоза автомобиль останавливается медленнее, это явный сигнал о том, что пора менять тормозную жидкость. Обычно более медленная и более сложная остановка обусловлена тем, что в жидкости накопилось больше воды, из-за чего температура кипения жидкости значительно снижается.
Если педаль тормоза нажимается мягко или западает
Если вы попали в такую ситуацию, вам нужно как можно скорее заменить жидкость. Почему? «Мягкая» педаль тормоза означает, что % воды в тормозной жидкости увеличился и начали образовываться пузырьки пара, которые блокируют работу тормозной системы.
Когда вы нажимаете на тормоз, вместо тормозной жидкости, чтобы обеспечить необходимое усилие для остановки транспортного средства, эти силы перенаправляются на сжатие образовавшихся пузырьков воды. Это снижает температуру кипения жидкости, и вместо того, чтобы выдерживать температуру до 230-260 градусов, ее температура кипения падает до 165 градусов по Цельсию.
Если тормозная жидкость обесцвечена или загрязненаЕсли вы чувствуете, что тормоза ведут себя неестественно во время вождения, посмотрите на тормозную жидкость. Возможно, что ее уровень снижается, и вполне возможно, что жидкость изменила цвет или в нее попали коррозийные частицы. Если вы заметили что-то подобное, подумайте о замене тормозной жидкости.
Важно! Не открывайте бак для жидкости, чтобы проверить уровень. Вы можете узнать, что это, посмотрев на линию, показывающую уровень на резервуаре. Мы говорим это потому, что каждый раз, когда вы открываете бак, в него попадают воздух и влага, и это, как оказалось, влияет на эффективность тормозной жидкости.
Как проверить состояние тормозной жидкости?
Самый простой способ проверить состояние жидкости — использовать специальные тестеры. Подобные продукты доступны во всех магазинах автозапчастей и на большинстве автозаправочных станций, и их цена минимальна.
С помощью тестера вы можете определить температуру кипения жидкости. Если после проверки тестер показывает значение 175 градусов и более, это означает, что тормозная жидкость все еще может использоваться. Если он показывает значения между 165 и 175 градусами, это означает, что стоит подумать, стоит ли ее менять прямо сейчас (особенно если вы использовали ее в течение года), а если значения показывают температуру кипения ниже 165 градусов, это означает, что нужно поторопиться с заменой тормозной жидкости.
Как меняется тормозная жидкость?
Процедура замены самой жидкости не очень сложна, но есть некоторые нюансы, и, если вы не очень осведомлены о них — лучше обратиться в специализированную службу. Мы говорим это не для того, чтобы заставить вас обращаться за обслуживанием на СТО, а потому, что при замене тормозной жидкости необходимы такие действия, как вентиляция и промывка системы, снятие колес автомобиля и другие, и если процедуры не выполняются профессионально, это может поставить под угрозу вашу безопасность. Кроме того, мастерская проверит компоненты тормозной системы и проведет диагностику вашего автомобиля в дополнение к замене жидкости.
Конечно, оставить замену профессионалам — это всего лишь предложение. Если вы хотите сделать это самостоятельно, вот как можно заменить тормозную жидкость.
Подготовка и замена жидкости
Прежде чем начать, вам понадобится несколько вещей:
- новая тормозная жидкость
- удобное место для работы
- мягкая прозрачная трубка, внутренний диаметр которой соответствует наружному диаметру ниппеля колесного цилиндра
- болтовые ключи
- что-то для сбора отходов
- чистая, мягкая ткань
- ассистент
Первое, что вам нужно сделать, это посмотреть в техническом руководстве автомобиля, какая тормозная жидкость вам нужна, и приобрести ее.
Важно! Не используйте старую жидкость, которую вы слили. Кроме того, не используйте жидкость, которая не была плотно закрыта!
Чтобы сохранять спокойствие, просто купите новую бутылку тормозной жидкости, которая соответствует жидкости, которую вы использовали в своей машине. Как только вы подготовили все, что вам нужно, вы можете перейти к замене жидкости.
В общем, вы должны начать процедуру, сначала удалив старую жидкость. Для этого вам нужно знать, какой тип тормозной системы у вас установлен. Если ваша тормозная система диагональная, то перекачка жидкости должна начинаться сначала с правого заднего колеса, затем перейти к прокачке с переднего левого колеса, затем с заднего левого и, наконец, переднего правого.
При работе с параллельной системой, вы должны начать с правого заднего колеса, последовательно двигаясь к заднему левому, правому переднему и, наконец, переднему левому колесу.
Жидкость удаляется путем снятия колеса автомобиля и открытия сливного клапана тормозной жидкости. Как только вы найдете его, подключите его к трубе, которую вы подготовили.
Слегка ослабьте клапан, чтобы трубка вошла. В течение этого времени ваш помощник должен находиться в автомобиле и несколько раз нажимать на тормоза, пока он не почувствует сопротивление со стороны педали тормоза. Как только он почувствует напряжение и даст знать, ослабьте сливной клапан, чтобы жидкость могла течь через трубку. По мере утечки тормозной жидкости ваш помощник должен очень внимательно следить за движением педали и сообщать вам, когда педаль достигает 2/3 пути до пола. Как только педаль упадет на 2/3 от пола, снимите трубку, начните заливать новую жидкость, а когда убедитесь, что рабочая жидкость полностью чистая и нет пузырьков воздуха, закройте выпускной клапан и перейдите к следующему колесу в соответствии со схемой тормозной системы.
Чтобы быть на 100% уверенным в том, что вы успешно заменили тормозную жидкость, попросите помощника резко нажать и отпустить педаль тормоза, а также следите за уровнем жидкости в баке. Если ваш помощник чувствует, что педаль мягкая, или вы видите пузырьки воздуха, образующиеся в жидкости, вам нужно будет повторить процедуру дренажа.
После того, как вы выполнили дренаж на всех колесах и педаль в порядке, и в жидкости нет пузырьков воздуха, заполните бак новой жидкостью в соответствии с линией заполнения. Протрите чистой тканью, если вы видите, что вокруг бака пролилась жидкость, поставьте колеса автомобиля и обязательно проведите быстрый тест, объезжая окрестности, чтобы убедиться, что все в порядке.
Для замены жидкости вы также можете использовать вакуумный насос, который сэкономит вам время, но за счет смены жидкости дома обойдется вам дороже, потому что вам придется купить вакуумный насос.
Вопросы и ответы
Как понять, что нужно менять тормозную жидкость? Машина стала хуже тормозить, но в бачке достаточный уровень. Вышел рекомендуемый срок годности. На элементах системы появились следы коррозии. Сколько можно не менять тормозную жидкость? В большинстве автомобилей интервал между заменой тормозной жидкости составляет около 40 тысяч километров. Для премиальных и спортивных авто – не более 20 тыс. Почему меняется тормозная жидкость? При интенсивной работе тормозной системы жидкость в контуре может нагреваться до 120-300 градусов из-за сильного сжатия. Со временем жидкость теряет свои свойства и может закипеть.
Главная » Статьи » Что делать, если вы пролили тормозную жидкость на краску автомобиля?