Разбираемся в конструкции и назначении
Для двигателя автомобиля большое значение имеет своевременное охлаждение. Наиболее значимыми элементами системы охлаждения обычно считают помпу и радиатор. Но в этой статье мы поговорим о том, какую роль в «организме» машины играет крышка расширительного бачка, как выбрать лучшую и при необходимости устранить неисправности.
Задачи крышки расширительного бачка
Многие автомобилисты полагают, что основная функция крышки расширительного бачка заключается в том, чтобы не допустить вытекание охлаждающей жидкости при эксплуатации автомобиля. В действительности же ее назначение более обширно, она играет важную роль в функционировании двигателя.
Исправная заглушка обеспечивает сохранность множества частей двигателя и системы его охлаждения.
Работающий автомобильный двигатель сильно нагревается. При этом также происходит нагрев охлаждающей жидкости – антифриза или тосола.
Часть тепла от охлаждающей жидкости (ОЖ) используется для обогрева салона автомобиля, тем самым нагрев двигателя уменьшается. Нагреваясь, ОЖ расширяется одновременно с увеличением давления. Чем горячее двигатель, тем выше давление в системе охлаждения авто.
Если бы расширительный бачок закрывался плотной крышкой, обеспечивающей герметичность всей системы охлаждения, то высокое давление внутри системы привело бы к разрыву патрубков, трубок, шлангов, выходу из строя радиатора и других деталей СОД.
Для исключения подобных последствий расширительный бачок закрывается специальной крышкой, играющей одновременно роль клапана.
Двигатели различных автомобилей функционируют при определенных температурных показателях, зависящих от типа и конструктивных особенностей ДВС. Диапазон температур для большинства моторов варьируется в пределах +90…+100 °С. Однако для нормальной работы двигателей некоторых автомобилей необходим прогрев до температуры +100…+130 °С.
Названный диапазон температур вызывает расширение охлаждающей жидкости на 20–30 % от начального объема. При этом в системе охлаждения возникает избыточное давление. В среднем, давление может составлять 1,1–1,5 атм. Более высокие или низкие значения могут стать причиной определенных неприятностей, включая создание эффекта вакуума, сжатие трубок, поломку отдельных элементов системы охлаждения.
Хорошая крышка расширительного бачка, содержащего охлаждающую жидкость (тосол или антифриз), предотвращает возникновение излишне высокого или, наоборот, низкого давления внутри системы охлаждения, поддерживает его постоянный уровень.
Остановимся подробнее на устройстве заглушки, а также на принципах работы этого незаменимого элемента двигателя практически любого автомобиля.
Про основную функцию заглушки – стабилизацию давления в системе охлаждения – мы уже рассказали. Вторая, не менее важная ее задача заключается в удержании внутри бачка всего объема охлаждающей жидкости. Следовательно, пробка должна плотно прилегать к граням.
Функционирование крышки расширительного бачка напрямую связано с ее конструктивными особенностями, заключающимися во встроенном специальном клапане. Именно он и регулирует давление внутри системы охлаждения двигателя. Этот клапан расположен с внутренней стороны заглушки, т. внутри расширительного бачка. Современные автомобили оснащаются одним таким приспособлением, выполняющим одновременно две функции – стравливания излишнего давления и его нагнетания при снижении показателя до критически низких значений.
Работа крышки расширительного бачка в системе охлаждения двигателя автомобиля зависит от типа заглушки. Конструкция последней, которая устанавливается на иностранных автомобилях, предусматривает наличие одного клапана, предназначенного как для нагнетания, так и для стравливания давления внутри системы.
В то же время конструкция крышек расширительного бачка автомобилей «ВАЗ» предусматривает наличие двух клапанов, один из которых предназначен для нагнетания давления, а второй – для его стравливания.
При нормальном давлении в охлаждающей системе оба клапана находятся в закрытом состоянии и не функционируют. Такое положение является нормой.
Впрочем, нормальная работоспособность заглушки не зависит от количества клапанов. Основное значение имеет их своевременное открывание и закрывание при достижении давлением в системе критических значений, неважно, идет ли речь о высоком или, наоборот, низком давлении.
При нормальном давлении, находящемся в рамках допустимых значений, клапаны заглушки пребывают в состоянии ожидания, т. не функционируют. Однако при выходе показателей за пределы нормы клапан начинает либо стравливать давление, либо нагнетать его, добиваясь нормализации.
Признаки неисправности крышки расширительного бачка
К сожалению, некоторые продавцы предлагают автовладельцам некачественную продукцию, включая заглушки, способные допустить повышение давления в системе охлаждения двигателя до 1,3–1,5 атм и более, что существенно превышает нормальные значения.
Поговорим о нескольких разновидностях заглушек, предназначенных для переднеприводной «Лады». Крышки расширительного бачка для этого автомобиля выпускают многие производители. При этом независимо от разницы в цвете корпуса, резьбе, «начинке», наличии надписей, клапаны изделия должны открываться, когда давление в системе достигает значения 1,1 атм.
Если же заглушка выполнена некачественно, то можно столкнуться с ситуацией, когда избыточное давление стравливается излишне долго. Или, например, клапан открывается при достижении давлением половинного значения, т. при его повышении до 0,5-0,6 атм.
Неисправности крышки расширительного бачка чаще всего являются причиной закипания охлаждающей жидкости – с подобными последствиями нередко сталкиваются владельцы автомобилей «ВАЗ». Если при этом температура двигателя находится в рабочем диапазоне, то речь очевидно идет о том, что заглушка не в состоянии удержать требуемое давление внутри охлаждающей системы.
Подобная неисправность может быть вызвана и другой причиной – неисправность вакуумного клапана привела к попаданию в систему охлаждения двигателя автомобиля воздуха и образованию воздушной пробки, препятствующей нормальной циркуляции и, соответственно, охлаждению жидкости. В холодное время года воздушная пробка может повлечь за собой плохую работу печки в авто. Кроме того, придется постоянно добавлять охлаждающую жидкость, т. повышенное давление будет выгонять ее через стыки между штуцерами и надетыми на них патрубками, а также через хомуты.
Чтобы не допустить названных последствий, стоит ознакомиться с признаками, указывающими на неудовлетворительную работу клапана крышки расширительного бачка. Перечислим основные из них:
При этом не всегда возможно ограничиться заменой исключительно крышки расширительного бачка, в ряде случаев понадобятся также новый радиатор, хомуты, трубки, уплотнители. Иногда слишком высокое давление приводит к разрыву самого расширительного бачка. В этом случае придется менять всю систему в сборе.
Как проверить крышку расширительного бачка
В ряде случае стоит самостоятельно проверить состояние крышки расширительного бачка системы охлаждения двигателя. Однако не стоит забывать о сложности данной операции, поскольку функционирование элемента зависит от давления внутри системы.
Создать необходимое для проверки давление в кустарных условиях собственного гаража не так просто. В связи с этим при возникновении подозрений в неисправности крышки бачка проще обратиться в автосервис, чем заниматься проверкой ее работоспособности самостоятельно.
В автосервисе проведут диагностику заглушки, подвергнув крышку расширительного бачка определенному давлению, нагнетаемому специальными насосами. Благодаря этому можно определить, происходит ли открывание и закрывание клапана крышки при достижении необходимых значений, или же вышедшую из строя заглушку необходимо менять.
Впрочем, можно и самостоятельно проверить работоспособность заглушки, хотя, конечно, полученные результаты будут не столь точными, как при диагностике в автосервисе. Если вы думаете о том, как проверить крышку расширительного бачка, то ниже для вас приведена инструкция.
В первую очередь, до запуска двигателя необходимо снять крышку с расширительного бачка, расположенного в подкапотном пространстве, и тщательно осмотреть ее при хорошем освещении. Исправная заглушка не должна иметь механических повреждений, таких как сколы, трещины, разрывы, потертостей и т. Их наличие будет свидетельствовать о неисправности крышки, ставшей причиной появления характерных симптомов.
Если же визуальный осмотр не выявил наличия на заглушке повреждений, ее необходимо установить на место, после чего запустить двигатель и прогреть его до рабочей температуры. Затем необходимо вновь открыть капот и, надев перчатку, чтобы не обжечься, начать аккуратно откручивать пробку. Делать это необходимо в полной тишине, чтобы услышать звуки, которые могут возникнуть в процессе откручивания заглушки.
Если никаких звуков не возникнет, значит, заглушка исправна. Свист или шипение в процессе ее откручивания будет свидетельством того, что клапан крышки не срабатывает, несмотря на достаточно высокое давление внутри системы. Избыточное давление сдерживается крышкой, поскольку нефункционирующий клапан не открывается.
Низкое давление проверяется другим способом. При плотно закрытой заглушке двигатель прогревается до рабочей температуры, а затем проверяется состояние толстых шлангов системы охлаждения. О выходе крышки расширительного бачка из строя будут свидетельствовать сжатые, вдавленные внутрь шланги. Такая ситуация возникает при падении давления внутри системы ниже необходимого уровня.
Можно воспользоваться альтернативным способом проверки работоспособности заглушки, однако он подходит не для всех автомобилей, т. системы охлаждения имеют конструктивные особенности и различный доступ к шлангам.
При отсутствии возможности осмотреть шланги без демонтажа отдельных элементов системы можно попробовать сделать это следующим способом. Необходимо при открытой крышке расширительного бачка сильно сжать шланг, после чего закрутить пробку. После этого пережатый шланг отпускается. Если трубка вернется к первоначальному объему, клапаны функционируют нормально.
Обнаружив неисправность клапана крышки расширительного бачка, вам придется заменить вышедший из строя элемент. необходимо будет купить заглушку, идентичную той, что установлена в системе охлаждения вашего автомобиля, и поставить ее на бачок. Если после этого система начнет работать нормально, значит, дело было именно в пробке бачка охлаждающей жидкости.
Ремонт старой и доработка новой крышки расширительного бачка
Менять крышку расширительного бачка рекомендуется раз в несколько лет – это поможет избежать проблем, связанных с выходом ее из строя. Также стоит время от времени проверять уровень охлаждающей жидкости в бачке. Если он систематически снижается, то возрастает вероятность перегрева системы охлаждения, и, соответственно, снижения работоспособности клапанов заглушки и других элементов системы охлаждения.
Однако в ряде случаев заглушке требуется ремонт. В связи с простой конструкцией пробки бачка выполнить ремонтные работы под силу каждому автовладельцу. Для починки клапанов крышки расширительного бачка необходимо:
Иногда можно столкнуться с ситуацией, когда вновь установленная крышка работает неправильно, к примеру, не стравливает излишнее давление из системы охлаждения двигателя либо не в состоянии довести пониженное давление до необходимых значений. В таком случае можно самостоятельно доработать заглушку расширительного бачка. Чаще всего на новые пробки жалуются владельцы автомашин «ВАЗ». Основная причина нарушений в работе клапанов заглушки вызвана излишней жестокостью их пружин.
Прежде чем приступить к доработке крышки расширительного бачка, необходимо ее предварительно разобрать. Делается это при помощи плоскогубцев и тонкой плоской отвертки. Важно запомнить месторасположение пружинок, чтобы потом правильно собрать крышку. Разобрав ее, воспользуйтесь кусачками для укорачивания пружинок. Большая (на предохранительном клапане) обычно укорачивается на один виток, маленькая – на два.
Длина второй пружинки особого значения не имеет, главное, чтобы она могла подпереть вакуумный клапан в закрытом положении и не мешала давлению наружного воздуха равному 0,03–0,1 атм. В то же время длина большой пружины имеет существенное значение. При ее укорачивании необходимо исходить из ее жесткости и давления, при достижении которого срабатывает предохранительный клапан во время проверки расширительного бачка.
После того как пружины будут укорочены, необходимо собрать заглушку бачка охлаждающей жидкости в обратном порядке. Прежде чем начать эксплуатировать автомобиль, проверьте работу системы охлаждения двигателя.
Лучшие крышки для расширительного бачка
Расскажем о лучших протестированных крышках расширительного бачка:
- NONAME – заглушка желтого цвета, графика схожа с пробками VAG (пар и треугольник с восклицательным знаком внутри).
- АвтоПрибор (АП).
- Febi 02269 (VAG).
- SWAG 99902269 (VAG).
- Toprun Hans Pries 103643 (VAG).
Сразу скажем, что крышки расширительного бачка VAG не подходят к штатным бачкам автомобилей «УАЗ». Несовместимость вызвана шагом и диаметром резьбы. Заглушку, в принципе, можно попытаться закрутить на горловину, однако добиться герметичности вам не удастся. В ходе тестирования с использованием манометра было установлено, что даже при сильно затянутой крышке VAG давление в системе равнялось нулю.
В Интернете можно встретить отзывы относительно импортных заглушек о том, что они отлично подошли и накрутились на горловину. Однако в данном случае то, что пробка накрутилась на расширительный бачок, отнюдь не означает, что она должным образом функционирует. При отсутствии давления, впрочем, шланги течь не будут, поэтому автовладелец считает, что у него все получилось как надо, и с противоположным мнением ни за что не согласится.
К примеру, разница между крышками расширительного бачка фирм Febi и SWAG заключается разве что в их упаковке, в остальном же они идентичны. Но для того, чтобы установить на бачок отечественного автомобиля заглушку компании VAG, придется хорошенько потрудиться и поменять внутреннее устройство пробки.
При тестировании на избыточное давление использовался стенд, состоящий из нового бачка охлаждающей жидкости для «УАЗ», манометра, компрессора и шлангов. Нижний штуцер бачка, предназначенного как для евро-3, так и для евро-4, не имеет отверстия, поэтому при установке на автомобиль его придется проделывать самостоятельно.
Итак, остановимся подробнее на самом тестировании крышек расширительного бачка.
- Заглушку NONAME желтого цвета с восклицательным знаком можно установить на бачки охлаждающей жидкости отечественных автомобилей.
На продающейся без упаковки заглушке отсутствует какая-либо информация. Снаружи и изнутри пробка расширительного бачка идентична крышке компании «АвтоПрибор», разница заключается в уплотнителях, изготовленных из черной резины вместо белого силикона.Мягкая черная резина, из которой выполнен уплотнитель крышки расширительного бачка, приклеивается к заглушке намертво, для извлечения клапана из пробки необходимо использовать отвертку, а также приложить значительные усилия. С испытанием повышенным давлением заглушка не справилась, выше 2 атм давление не нагнеталось из-за опасности разрыва расширительного бачка. Из-за прилипшей резины не открывался и обратный клапан всасывания.Вывод по результатам тестирования: пробка является просто глухой затычкой с неработающими клапанами. Категорически не рекомендуем устанавливать подобную заглушку на ваш автомобиль. - Заглушка компании «АвтоПрибор».
Отличается от пробки NONAME наличием надписей «АП» на самой заглушке и на корпусе клапана. Более существенное значение имеют конструктивные различия: вместо черной резинки используется белый силиконовый уплотнитель, сохраняющий форму и эластичность при высоких температурах. Такими приспособлениями оснащаются новые автомобили «УАЗ», сходящие с конвейеров.Обратный клапан в крышке бачка функционирует, продуть его можно ртом, приложив некоторое усилие. Вероятность попадания воздуха в охлаждающую систему при остывании силового агрегата очень мала. Клапан, предназначенный для стравливания избыточного давления, также работоспособен. При помощи компрессора давление в бачке не удалось поднять более, чем 1,4 атм. После того как компрессор был выключен, давление в системе охлаждения двигателя за минуту снизилось до 0,4 атм, после чего его снижение прекратилось.Вывод по результатам тестирования: крышка расширительного бачка подходит для автомобилей «УАЗ» с их не абсолютно герметичными шлангами СОД. Пробка предотвратит закипание охлаждающей жидкости, не допустит возникновения избыточного давления в охлаждающей системе.Затем тестировались пробки иностранных производителей, разработанные для концерна VAG. Крышки Febi и SWAG имеют неразборный клапан и идентичны друг другу, заглушка TopRun оснащена разными клапанами.
- SWAG/Febi.
Чтобы использовать эту заглушку для расширительного бачка «УАЗ», придется вставить ее клапаны в подходящую по конструкции пробку. При тестировании воспользовались корпусом от желтой пробки NONAME, вытащив из нее резинку и получив картридж клапанов.Для установки картриджа необходимо при помощи канцелярского ножа или наждачного круга уменьшить внешний диаметр его юбки, поскольку по размеру он превышает выемку заглушки. В противном случае существует вероятность перекоса картриджа внутри крышки.
Теперь остается поставить резинку, и крышка расширительного бачка готова к использованию.
Обратный клапан функционирует идеально, никаких усилий для всасывания воздуха не требуется. Приспособление для стравливания воздуха также работает отлично, давление внутри системы поддерживается на значении в 1,4 атм. Добиться его более высокого показателя при помощи компрессора не получилось, однако оно и не снизилось даже через 5 минут.
Вывод по результатам испытаний следующий: для системы охлаждения двигателя, выдерживающей давление в 1,4 атм, эта крышка расширительного бачка станет хорошим решением. Но штатный бачок охлаждающей жидкости V-образной формы, которым комплектуется «УАЗ», не сможет долго выдержать такое давление без повреждений или трещин. Однако если вы замените на своем авто шланги на силиконовые, установите прочный расширительный бачок (как на «Волге»/«Газели»/VAG) и помпу фирмы Bosh, то он отлично подойдет. Использовать заглушку со штатных СОД не стоит.
У пробки с двумя клапанами уплотнители изготовлены из силикона красного цвета. Для установки на бачок «УАЗ», придется пересадить ее внутренности в подходящий корпус, уменьшив внешний диаметр клапанного блока. Кроме того, в заглушке для автомобиля «УАЗ» понадобиться избавиться от мешающего центрального выступа.
Результаты тестирования оказались неоднозначными. Функционирование обратного клапана не идеально, требуется определенное усилие. К работе стравливающего клапана вопросов возникло гораздо больше, кроме того, он позволил повысить давление в системе до 2 атм.
Вывод: поскольку при использовании этой заглушки давление в СОД может превысить 1,4 атм, велика вероятность разрыва и трещин бачка, протечек из-под крышки расширительного бачка и шлангов и т.
Общий вывод по результатам испытаний: наиболее подходящей для автомашин «УАЗ» крышкой расширительного бачка является продукция компании «АвтоПрибор». От подделок она отличается белыми уплотнителями, просматриваемыми сквозь отверстия в корпусе пробки, а также работой обратного всасывающего клапана. Из представленных в автомагазине четырех внешне идентичных заглушек, предназначенных для автомобилей «УАЗ»/«ВАЗ», функционирующий клапан был только у крышки «АвтоПрибора». при выборе этой пробки основное внимание стоит уделить тому, чтобы не купить подделку. Об отличительных признаках оригинального изделия мы сказали чуть выше.
Установка на отечественные бачки ОЖ пробок VAG обладает определенными нюансами. При использовании заглушки TopRun стоит быть готовым к возможности повышения давления с СОД до 2 атм, что может вызвать негативные последствия, включая разрыв бачка. У крышек SWAG/Febi отличные клапаны, удерживающие давление в системе на отметке 1,4 атм. Однако длительная эксплуатация автомобиля при таком давлении в системе охлаждения может стать причиной капель тосола или антифриза в районе соединения верхнего силиконового шланга и тщательно затянутого силовым хомутом патрубка. Впоследствии существует вероятность появления трещин в самом расширительном бачке.
Что автолюбители говорят о крышках расширительных бачков
Процедуру проводят, когда избыточное давление не стравливается. Причина кроется в слишком жесткой пружине. Совместите доработку с промывкой пробки: кусачками обрежьте половину или один виток пружины.
Задачи крышки расширительного бачка
Когда в двигателе происходит теплообмен, антифриз сильно нагревается. Так как в основе вещества лежит вода, при повышении температуры она имеет свойство закипать. Как результат – выделяется воздух, который ищет выход из контура.
При обычных условиях температура закипания воды имеет значение в 100 градусов. Однако если повысить давление в замкнутом контуре, она закипит позже. Поэтому первая функция крышки – обеспечить повышение давления, которое увеличивает планку кипения ОЖ.
В случае тосола обычно он закипает при достижении максимум 110 градусов, а антифриз – 120 по Цельсию. Пока система охлаждения закрыта, этот показатель несколько увеличивается, предотвращая образование воздушных пузырьков, блокирующих циркуляцию.
Когда ДВС работает, его температура повышается приблизительно до 120 градусов – в районе максимальной границы кипения ОЖ. Если бачок будет плотно закрыт, то в системе возникнет чрезмерное давление.
Немного ранее мы уже рассматривали устройство СО мотора. Основные элементы ее выполнены из металла, однако соединение узлов обеспечивается резиновыми шлангами большого диаметра. Фиксируются они на штуцерах при помощи хомутов. Так как в контуре создается система давления, рабочая жидкость будет искать слабое место в магистрали.
Чтобы шланг или радиаторную трубку не разорвало, в контуре должен быть установлен клапан сброса чрезмерного давления. В этом и заключается еще одна функция крышки расширительного бачка. При поломке клапана эта проблема сразу проявит себя.
Устройство, принцип работы крышки бачка
Итак, во-первых, крышка плотно закрывает бачок, чтобы повысить давление в системе. Во-вторых, ее устройство позволяет сбросить максимальное давление. В конструкцию любой крышки входят:
- Корпус – в основном это прочный пластик. В нем сделано отверстие для стравливания давления;
- Уплотнитель, чтобы на соединении воздух не выходил раньше времени;
- Клапан – в основном он состоит из пружины и пластины, перекрывающей выходное отверстие.
Подпружиненная пластина клапана препятствует свободному выходу лишнего воздуха из системы. Сопротивление данного элемента строго рассчитывается заводом-производителем. Как только давление в контуре превышает допустимое значение, пружина сжимается пластиной, и выходное отверстие открывается.
Во многих моделях крышек помимо клапана для сброса напора установлен вакуумный клапан. Он устраняет необходимость открывать бачок, когда мотор остыл. Когда ОЖ расширяется, лишний воздух выходит из системы, а когда она остывает, объем начинает восстанавливаться. Однако при плотно закрытом клапане в магистрали создается вакуум. Из-за этого пластиковый резервуар деформируется и может быстрее лопнуть. Клапан вакуума обеспечивает свободное наполнение системы воздухом.
Почему нужно так точно контролировать давление в системе охлаждения?
Давление в магистрали, охлаждающей силовой агрегат, имеет важное значение. Благодаря ему антифриз не закипает в современном автомобиле. Если в ней будет атмосферное давление, объем рабочей жидкости будет быстрее уменьшаться за счет испарения воды. Такая проблема будет требовать частого восполнения недостатка жидкости.
Также недостаточное давление ускорит закипание тосола еще до того, как мотор достигнет максимального температурного режима. О том, какой должна быть рабочая температура силового агрегата, рассказывается в отдельном обзоре.
Какие бывают крышки?
Практично использовать крышки, предназначенные для ОС конкретной модели автомобиля. Если установить нестандартную модификацию (если она подойдет по резьбе), то она может не вовремя стравить или вообще не сбрасывать чрезмерное давление.
Штатные крышки – дешевый вариант, однако у них часто возникает одна неисправность. Так как материалы в них дешевые, то металлические элементы быстрее подвергаются коррозии, теряя свою эластичность. Также иногда элементы спекаются, от чего клапан либо застывает в открытом положении, либо наоборот – в закрытом.
Часто эффективность пробки можно определить по ее цвету. Бывают желтые, синие и черные крышки. То, как будет работать каждая отдельная модификация, нужно проверять на конкретном автомобиле. Одни поддерживают давление в пределах 0. 8 атм. , другие обеспечивают повышение этого показателя до 1. 4, а иногда до двух атмосфер. Оптимальный показатель должен указываться в руководстве по эксплуатации авто.
Если поставить на бачок деталь, выдерживающую большее давление, чем сам резервуар, то его чаще нужно будет менять. А это дополнительные растраты.
Признаки неисправности крышки расширительного бачка
На необходимость проверки крышки могут указывать такие «симптомы»:
- Автомобиль часто закипает (но раньше в таком же режиме эксплуатации подобной проблемы не наблюдалось);
- Разорвалась трубка радиатора (отопления или основного);
- Разрываются патрубки;
- Бачок часто лопается;
- Даже на перегретом моторе печка не греет воздух. Такое часто случается, когда в контуре появляется завоздушивание – давление в системе не создается, от чего тосол закипает;
- Когда машина заведена, из воздушных дефлекторов слышен неприятный запах горящего масла или из-под капота идет белый дым. Такое может происходить, когда образуется протечка антифриза на раскаленную приемную трубу;
- На хомутах патрубков появляются следы ОЖ.
Часто ситуация может требовать не только замены пробки бачка, но и ремонт других узлов системы охлаждения. Например, если разорвалась трубка радиатора, то его нужно заменить на новый. Подробней об устройстве радиаторов, и в каком случае их можно отремонтировать, читайте здесь.
Как проверить крышку расширительного бачка
Визуально неисправности крышки расширительного бачка выявляются только в случае образования ржавчины, и то только проступающей на внешнюю часть детали. Хотя крышка кажется простым элементом, его проверка не такая уж и простая процедура.
Проблема заключается, что исправность клапана можно проверить только в условиях изменения давления. Это не термостат, который достаточно положить в кипяток, чтобы увидеть, откроется ли он. В случае с крышкой нужно будет создать искусственное давление, что в гараже сделать непросто, а особенно зафиксировать показатели (самый простой способ – использовать автомобильный компрессор).
По этой причине при появлении подозрений относительно неисправности клапана стоит обратиться за помощью в автосервис. В условиях СТО легче проверить работоспособность клапана.
Если нет желания платить за подобную диагностику, процедуру можно выполнить самостоятельно, однако ее результаты будут относительными. Так, заводится мотор и прогревается до рабочей температуры. Затем агрегат глушим и в условиях полной тишины пробуем открутить крышку (важно делать это аккуратно, чтобы не получить термическую травму).
Если в процессе откручивания не было слышно звуков (например, шипение или свист), то клапан исправен. Однако стоит признать, что клапан стравливает чрезмерное давление, а значит, небольшой напор в системе все равно будет возникать.
Вакуумный клапан проверяется по следующей схеме. Заводим автомобиль, прогреваем, пока не сработает вентилятор, затем глушим. Ждем, когда агрегат остынет. Если стенки резервуара деформировались вовнутрь, то в системе образовался вакуум, и клапан не срабатывает.
Обычно сломанные крышки не ремонтируются. Однако при желании можно это сделать. Только максимум, что можно сделать в этом случае – разобрать деталь и почистить ее от грязи. Большинство автопроизводителей рекомендуют периодически менять крышку бачка.
Вот еще один вариант того, как проверить пробку:
Вопросы и ответы
Как проверить на исправность крышку расширительного бачка? Провести визуальный осмотр на наличие повреждений. После прогрева двигателя нужно открутить крышку, при этом должно послышаться шипение. Когда проверять крышку расширительного бачка? На крышку бачка нужно обратить внимание, если давление в системе не сбрасывается при перегреве мотора и рвутся резиновые патрубки системы охлаждения. Как часто надо менять крышку расширительного бачка? В периодической замене она не нуждается. Если клапан закис и не срабатывает, ее нужно заменить, независимо от того, когда она была куплена.
Устройство и принцип работы крышки расширительного бачка
Чтобы при работающем двигателе в СОД создалось необходимое давление, устройство крышки обеспечивает плотное герметичное закрывание бачка. Для сброса избыточного давления предусмотрен предохранительный клапан. Он срабатывает (открывается), только когда давление внутри СОД станет 1,1–1,5 кгс/см2 (зависит от конструкции крышки и ее производителя).
Пока оно ниже, клапан закрыт, а сразу после стравливания избыточного давления до величины, которая меньше указанной выше – частичного выпуска сжатого в бачке воздуха – он закрывается. В крышке стоит еще 1 клапан – впускной, его еще называют вакуумным. Его назначение прямо противоположное предохранительному. Впускной клапан служит для забора (всасывания) воздуха в СОД. Дело в том, что после остановки двигателя он, как известно, начинает остывать. Падает температура и у ОЖ.
При этом она уменьшается в объеме, что сопровождается снижением давления внутри СОД. ОЖ, поступившая в бачок, при собственном нагреве начинает уходить обратно в систему, освобождая место для оставшегося в расширительной емкости воздуха и переставая на него давить. Затем наступает момент, когда давление в СОД сравнивается с внешним атмосферным. Если при этом у ОЖ температура окажется выше, чем во внешней среде, то она, продолжая остывать, будет дальше уменьшаться в объеме.
Это приведет к тому, что давление в СОД станет ниже атмосферного, то есть к разряжению, вакуумному эффекту. Наружный воздух станет оказывать давление на элементы системы и будет при этом стремиться занять ее внутренние объем. Если в какой-либо части СОД окажется «слабое» место, где при ее остывании и оказываемом извне давлении будет нарушена герметичность, то в систему попадет воздух, и в ней может образоваться так называемая воздушная пробка. Когда двигатель будет опять запущен, она, конечно, может быть вытолкнута ОЖ в расширительный бачок.
Но если этого не произойдет, воздушная пробка будет нарушать циркуляцию жидкости в СОД, препятствовать охлаждению мотора и может даже стать причиной выхода его из строя. Обычно воздух попадает в систему за счет подсасывания между патрубками и штуцерами, на которые они надеты. Чтобы этого не произошло, давление в СОД выравнивается с внешним атмосферным впускным клапаном. Он срабатывает при разряжении в системе 0,03–0,1 кгс/см2 и впускает в расширительный бачок воздух, который фактически заменяет вытолкнутый через предохранительный клапан при нагреве ОЖ. Происходит выравнивание внутреннего давления в СОД с внешним.
Признаки и возможные последствия неисправности детали
Чаще всего последствием неисправности крышки является закипание ОЖ, иногда сопровождающееся выбрасыванием последней из расширительного бачка – нередкое явление для автомобилей ВАЗ. Если это происходит при рабочих температурах двигателя, то, скорее всего, пробка не держит необходимое давление.
Другая причина этого же явления – из-за неисправности вакуумного клапана в СОД попал воздух и образовал пробку, которая нарушает нормальную циркуляцию, а значит, и охлаждение ОЖ. Зимой из-за воздушной пробки может плохо работать печка. Неприятные последствия: потеря ОЖ, которую приходится регулярно подливать. Такое случается, когда из-за повышенного давления в СОД жидкость «выгоняется» через стыки между штуцерами и патрубками, надетыми на них, через хомуты.
- разрыв некачественных патрубков или тех, что давно не менялись (картина, знакомая не только владельцам ВАЗ);
- появление течи в основном или отопительном радиаторе;
- разрывает корпус термостата (для Nexia обычное дело – на 2 части);
- лопнувший расширительный бачок.
Все эти признаки-последствия неисправности крышки являются результатом повышенного давления в СОД. Последнее – не редкость для автомобилей ВАЗ 2108, 2109 и особенно 2110 с бачками нового образца. Конечно, очевидно, что пластик этих расширительных емкостей оставляет желать лучшего, но, тем не менее, тут дело и в неисправности пробки. Так что крышка, регулируя давление в СОД, еще и оберегает ее элементы от механических повреждений.
Как проверить крышку и выявить проблемы?
Перед тем, как проверить крышку расширительного бачка, ее сначала надо осмотреть, чтобы убедиться, что она цела, и у нее отсутствуют механические повреждения в виде царапин, трещин и сильного износа, а также нет ржавчины, грязи, накипи и иных изъянов. Затем следует проверить работоспособность ее клапанов. Несколько простых способов диагностики, позволяющих лишь примерно определить их исправность, приведено ниже.
Для предохранительного клапана. При работающем, прогретом двигателе окручиваем крышку. Должен раздаться шипящий звук выходящего из бачка сжатого воздуха. Значит, клапан держит давление. Но какое именно – не всякий профессионал определит.
- Если патрубки СОД перед первым запуском мотора утром выглядят деформированными (сдавленными, плоскими) – клапан точно неисправен.
- Выкручиваем и снимаем крышку. Затем сильно сдавливаем один из патрубков СОД и, удерживая его так, ставим и закручиваем пробку обратно. Отпускаем патрубок. Если он начал принимать свою первоначальную форму – скорее всего, клапан исправен.
Более надежный способ проверить работу клапанов – использовать для этого насос с манометром. Также потребуется любой пустой расширительный бачок. К одному из его штуцеров подсоединяем, а затем фиксируем хомутом шланг насоса, у которого перед этим сняли наконечник под ниппель. Остальные выводы из бачка глушим какими-нибудь пробками. Затем закрываем бачок проверяемой крышкой.
Можно проверить и на бачке, установленном на своей машине, не сливая при этом ОЖ. Для этого, например, на ВАЗ 2109 отсоединяем от расширительной емкости патрубок, подходящий сверху и отводящий пар из СОД. Вместо него устанавливаем шланг насоса. В отсоединенный патрубок, чтобы его заглушить, вставляем что-нибудь круглого сечения и подходящего диаметра, например, сверло. Затем на этот шланг одеваем хомут и затягиваем его.
Включаем насос и, наблюдая за стрелкой его манометра, фиксируем момент появления щелчка, а следом – шипящего звука, выходящего из бачка через пробку воздуха. Если это произошло на отметке 1,1–1,5 кгс/см2, а дальнейшее накачивание приводит только к усилению шипения, но давление не повышается, значит, вакуумный клапан не травит, а предохранительный работает, как положено.
Доработка новой детали – что делать, если она не функционирует?
Когда выясняется, что крышка упорно не хочет сбрасывать избыточное давление и/или не способна восстановить потери воздуха в СОД, ее можно доработать. Больше всего, почему-то, нареканий со стороны владельцев ВАЗ, модели 2109 в том числе, покупающих новые пробки. Понятное дело, что причина неправильной работы клапанов крышки кроется в слишком большой жесткости их пружин.
Чтобы выполнить доработку крышки, например, для ВАЗ 2109, ее сначала надо разобрать. Делать это надо аккуратно, используя плоскогубцы и тонкую отвертку с плоским жалом. Надо постараться запомнить, где что стояло, чтобы пружинки не улетели бог знает куда. После того, как крышку для бачка ВАЗ 2109 удалось разобрать, наступает время кусачек. Ими надо укоротить пружинки: большую, для предохранительного клапана, как правило, на 1 виток, а маленькую – на 2.
Для второй длина удаляемого отрезка не критична – лишь бы она вообще подпирала вакуумный клапан при его закрытии и не оказывала сопротивление давлению наружного воздуха в 0,03–0,1 кгс/см2. С большой пружинкой сложнее – как бы не переборщить. Надо смотреть по ее жесткости и тому давлению, при котором предохранительный клапан открылся при проверке крышки бачка ВАЗ 2109. После укорачивания пружинок крышку собираем в обратной последовательности. Перед эксплуатацией желательно еще раз проверить, как она работает.