Когда требуется распиновка (фишки прибора) и как ее осуществить
Все детали автомобиля рано или поздно выходят из строя. Бывают случаи, когда их необходимо не просто ремонтировать, а менять. Панель приборов также может сломаться, в результате чего ее придется снять, а на ее место установить новую. Эту работы несложно выполнить своими руками, если у вас есть хотя бы малейшие знания в механике. Если же вы хорошо разбираетесь в своей Приоре (седан), то нужно выполнить распиновку таким образом:
- Сначала снимаются стрелки циферблата при помощи обычного ножа.
- Далее выскабливается прокладка в спидометре для замены подсветки.
- Если менять датчики нет надобности, то можно их просто снять и очистить.
Очень часто автомобилисты для достижения ровного освещения обклеивают панель специальной светодиодной лентой. Также можно воспользоваться диодами CMD, которые при помощи паяльника легко вплавить в стекло. Для этого надо разобрать циферблат и припаять прямо под основание стрелок диоды.
Если вы разбираетесь в назначении всех контактов, а также знаете предназначение того или иного разъема на панели, то самостоятельно выполнить распиновку вы легко сможете. Главное – все выполнять четко по инструкции, дабы подключение прошло успешно, и панель продолжала качественно функционировать. Если вы знаете, какую лучше поставить приборку: с кан шиной или обычную, то лучше поинтересуйтесь у профессионалов, которые в этом разбираются. Если же нет опыта в подобных работах, и вы не разбираетесь в назначении тех или иных проводов, то технический сервис поможет вам наладить работу панели приборов. Конечно, за это придется заплатить, но зато вы не потратите свое время, а работа будет выполнена качественно.
Вопросы не задавать!Кнопку «Нравится» просьба не нажимать (колокольчик в верху сайта меня раздражает).
У кого есть что дополнить, пишите.
Может кому пригодится, пишу что знаю.
Коротко:1 вид: приборы для Калины1 и ВАЗ-2110 с европанелью, и похожие на них для Приор выпуска до июля 2012. Лампочка CheckEngine под тахометром. Под бензометром лампочка аварийки. 2 вид: приборы Гранта-1 и Калина2, (с кан-шиной). Совсем другой разъём и крепления, перепутать с первой не получится. 3 вид: приборы для Приор выпуска после июля 2012 с кан-шиной. Лампочка CheckEngine под указателем уровня топлива. Под тахометром лампочка аварийки. 4 вид: приборы для Приор-2 (у приборов с кан-шиной Приор-1 не такая).
Первый вид приборов:На ВАЗ-1118 (Калина) с 2004 по 2011 года выпуска ставилась приборка 1118-3801010
Вместо таких приборок можно поставить дорогущую приборку с навигацией 1118-3801010-50 для калин и 2112 с европанелью или 2170-3801010-50 с для Приор выпуска до июля 2012 (без CAN шины). И к ним дополнительно нужны GPS антенна и переключатель дворников с джойстиком (о них написано ниже).
Распиновка предоставлена товарищем teemest
Разъём у этих приборов 26-ти контактый.
На некоторых приборках есть звуковое сопровождение лампочек поворотов и/или аварийки, на некоторых нет. Это нормально и неисправностью не является. Вместо указателя температуры была только лампочка, загорание которой говорило о перегреве. С 16 июня 2014 года из-за многочисленных жалоб владельцев что хочется видеть температуру двигателя, стали ставить приборку с прошивкой 092, и в окошке можно было выбрать показания температуры двигателя. На машинах с комплектацией норма, датчика наружной температуры нет. Можно взять датчик 2115-3828210, один контакт на кузов, второй к контакту 25 приборов, и может заработает (а может и нет) функция отображения наружной температуры. Так же приборы могут отличаться наличием/отсутствием индикатора передних противотуманных фар, индикатора для автоматической трансмиссии и т. И есть эти же приборы с навигацией. Короче их куча видов. __________________________________________________________Третий вид приборовЛампочка CheckEngine под указателем уровня топлива. Под тахометром лампочка аварийки.
На этих приборках иммобилайзер, вшитый не задействован, а используется иммобилайзер блока электропакета, с которым ЭБУ общается по k-линии. ЭБУ Bosch ME 17. 7 21126-1411020-45 переходный. Поддерживает как CAN-шину (общение с ABS 9. 0, приборной панелью, блоком подушек безопасности), так и k-line (общение с иммобилайзером в блоке электропакета).
Для панели 2170-3801010-60 с навигацией идёт подрулевой с джойстиком. Также изменяются пины подключения: 2) К радиаприёмнику «MUTE», 10) Резерв, 11) К радиоприёмнику «AUDIO OUT» «-«, 14) К подрулевому переключателю («Влево», «OK»), 23) К подрулевому переключателю («Вниз», «Меню»), 24) К подрулевому переключателю («Вправо», «Вверх»), 25) К радиоприёмнику «AUDIO OUT» «+», 28) CAN_L, 29) CAN_Hфото разъёма Приоры 2012 года
Обе данные приборки потенциально поддерживают индикацию системы ESP, хотя по факту таких автомобилей с конвейера не сходило. 2170-3801010-30 имеет пиктограмку слева от экранчика, а 2170-3801010-60 на ЖК экране.
Четвёртый вид приборовПриора второго поколенияРаспиновка приборов Приора-2: 1 — эур, 4 — ручник, 7 — габариты, 10 — CAN H, 11 — CAN L, 12 и 13 — антенна иммобилайзера, 14 и 23 и 24 — к подрулевому переключателю, 15 — бачок тормозов, 18 — подсветка, 19 — масса, 20 — постоянное питание, 21 — зажигание, 25 и 26 — датчик наружной температуры, 27 — уровень топлива, (28 и 29 — CAN шина у приборок с навигацией), 31 — диагностика.
То есть приборы для с CAN шиной, для поколения Приора-1 и другая для поколения Приора-2.
Дополнения от Oren56ru:— с июня 2012 Приоры Купе пошли с CAN-шиной и уже стали ставить приборки с навигацией.
Дополнение от turbomotor412:Приборка 2170-3801010-60 с навигацией (выпуска после июля 2012), с CAN шиной для Приор 1 поколения. С ними применяется обычный переключатель 1118-3709340-20, а не 1119-3709340-20 (с круизом). На Приоре 2 не было панели с навигацией.
Дополнение от Petruha1981Приборки 2170 с can шиной и без отличаются расположением значка аварийки и check engine. У них они поменяны местами. А ещё слева где у простой приборки значок ребёнок на переднем сидении у приборки с can значок системы стабилизации esc.
У приборов с навигацией может применяться подрулевой переключатель с джойстиком 1118-3709340-20
Адрес вводится джойстиком на переключателе дворников, а не тыканьем в приборку. Дополнение от turbomotor412:На Приорах с навигацией и кан-шиной стоит подрулевой переключатель 1119-3709340-20 от приборок с круизом с резисторами внутри.
Дополнение от ussr68:В кнопках переключателя дворников 1118-3709340-20 (для всех приборов с навигацией) управление по двум биполярным транзисторам. В 1119-3709340-20 (для бортового компьютера и круиз-контроля) управление по 9 резисторам. Этот переключатель прямоугольной формы, и с ним используется переключатель указателей поворота 1118-3709330-00 (отличается от остальных только формой).
На фото переключатель 1119 с кнопками для управления бортовым компьютером, круиз контролем и ограничителем скорости
На Приоре-1 у приборок с навигацией контакты CAN 28 и 29, а у обычной приборки 10 и 11. Поэтому при установке приборки с навигацией вместо обычной с CAN шиной на Приоре-1 нужно контакты 10-11 перекинуть на 28-29 (если не будет работать, то меняем местами 28 и 29). И также добавить антенну и поменять переключатель.
Схема электрооборудования Лада-Приора ( LADA-2170 ) панель приборов
А1-А4-точки заземления жгута проводов заднего.
ХР, ХР3 – разъемы контроллера электропакета.
Жгут проводов задний – 2170 – 3724210-92.
Cхема электрических соединений группы проводов: правой передней двери, правой задней двери, левой передней двери, фонарей номерного знака автомобиля lada-2170
Жгут проводов дополнительный задний правый – 2170-3724550-10.
Схема электрических соединений системы зажигания автомобиля Лада-Приора
Участок схемы соединений системы искровой системы зажигания содержит графическую информацию о подаче тока на главные автоматизированные приборы и систему электронного управления двигателем автомобиля. От них напряжение распределяется на основные блоки, силовые установки, а также датчики контроля и ЭБУ.
№ контактаРасшифровка Присоединение колодки жгута системы зажигания к жгуту приборной панелиИзмерительный прибор определения скорости движенияДатчик определения неровностей дорожного покрытия (расположен на опорной чаше амортизатора)Индикатор аварийной контрольной лампы давления маслаИндикатор температуры охлаждающей жидкостиКлапан холостого хода (КХХ)Основное реле топливного насосаПредохранитель цепи питания, отвечающий за бензонасосПредохранитель реле стартера (15А)Плавкая вставка ЭБУДатчик положения коленчатого вала (Датчик фазы распредвалаДатчик определения уровня детонацииЭлектромагнитный клапан продувки фильтра и улавливания паровПитание модуля электронного зажиганияПодача напряжения на свечи зажиганияПитание топливного инжектораКолодка жгута от катушки зажигания к жгуту ЭСУДКолодка жгута от системы зажигания к жгуту проводов катушек зажиганияРазъем компьютера двигателя к системе впрыскаКолодка жгута системы впрыска к жгуту системы зажиганияНа клемму (+) АБМеста крепления заземляющих проводов системы зажиганияМесто крепления заземляющего провода, идущего от катушек зажигания
Электрожгут системы зажигания, 2170-3724026.
Электрожгут катушек зажигания, 1118-3724148.
Электрожгут форсунок, 11186-3724036.
От переднего электрожгута подается ток на те электроприборы, которые размещены в передней подкапотной части авто, такие как комплекс световой техники, звуковое устройство, подключения генератора и стартера, мотор электроомывателя, вентилятора системы охлаждения и т. Жгут соединен штекерами-гнездами 18,19,20 с пучком проводов приборов панели, штекером 37 к клеммной колодке заднего жгута.
№ контактаРасшифровка Коммутаторный мотор постоянного токаРазъемы жгута аккумулятора, стартера и переднего жгутаРазъемы жгута переднего к жгуту панели приборовПрерыватель подкапотной подсветкиБлоки фар головного освещенияИндикатор уровня тормозной жидкостиДатчик измерения наружной температурыЭлектрический моторчик омывателя лобового стеклаДатчик заднего ходаВентилятор охлаждения радиатораМоторедуктор заслонки печкиРезервный нагрузочный резисторЭлектродвигатель очистителя передних стеколОсновной блок реле и предохранителейУстройства подачи звуковых сигналовА1, А2, В1, В2Места крепления заземления переднего жгута
Переднему электрожгуту цепи проводов соответствует заводской номер 2170-3724010;
Электрожгут цепи проводов аккумулятора с корпусом под номером 2170-3724080;
Электрожгут идущий от аккумулятора к стартеру обозначен номером 2170- 3724070.
Обозначения заднего жгута электропроводки ВАЗ Приора
Жгут проводов, расположенный в салоне и задней части авто, имеет форму гибкого ствола с ответвлениями, на которые установлены контакты с колодками для стыковки с электроприборами-потребителями. Задняя электроцепь проводки также связана с осветительными приборами, замками, стеклоподъемниками, передними и задними дверями.
Распиновка наконечников и клемм выглядит так:
№ контактаРасшифровка Колодка жгута проводов левой задней двериКолодка жгута проводов правой передней двериБУ стеклопакетом и замком дверейМодуль освещения салонаПереключатель контрольной лампы ручникаЛевая габаритная фараПравая габаритная фараТемпературный датчик салонаВыключатель освещения салона в стойке левой передней двериВыключатель освещения салона в стойке передней правой двериВыключатель освещения салона в стойке правой задней двериВыключатель освещения салона в стойке левой задней двериКолодка проводов двери водителяКолодка проводов правой задней двериЗадний правый динамикЗадний левый динамикВыключатель освещения багажникаУстройство обогрева заднего стеклаВыключатель замка двери багажникаЖгут ламп подсветки номерного знакаКолодка жгута правой передней двери Разъемы контроллера питания электропакета
Задний жгут проводов промаркирован под номером 2170-3724210.
Распиновка подсветки заднего номера
По ПДД подсветка государственного номерного знака всегда должна быть в рабочем состоянии. Для освещения подключаются лампы накаливания W5W, мощность каждой по 5 Вт.
Малый жгут проводов электроподсветки заднего регистрационного номера (заводской номер жгута 2170-3724214) состоит из проводов с кремовыми наконечниками и расположен в багажном отсеке. От его качества зависит работа всей системы подсветки. Жгут, отвечающий за подсветку заднего номера имеет 3 клеммы:
№Расшифровка Подача напряжения на фонари, освещающие задний номерЛампы освещения номерного знакаЭлектрический мотор блокировки крышки багажника
Распиновка на левую переднюю дверь
Большинство современных транспортных средств оборудуется множеством систем, обеспечивающих комфорт водителю, одним из которых является модуль двери водителя.
Функция блока кнопок, размещенных на двери водителя — управление передними стеклоподъемниками и наружными зеркалами, а также автоблокировкой дверей автомобиля. Установленный вспомогательный левый задний жгут проводов (номерная маркировка 21703-724551-90) идет в сборе с контактными носителями, изготовленными из электропроводящих материалов.
№ контактаРасшифровка Разъем дополнительного заднего левого жгута к жгуту заднемуРазъем заднего левого жгута к переднему левому динамикуМодуль управления подлокотникаЭлектропривод блокировки левой передней двериФишка управления наружным левым зеркалом заднего вида
Жгут проводки передней пассажирской двери
Электропроводка левой и правой передней двери авто различается дополнительными кнопками управления зеркалами и стеклоподъемниками на водительской двери.
Заводской оригинальный жгут проводов передней пассажирской двери под номером 21703-3724550 -90 дублирует подачу питания от центральной передней клавишной панели пассажирской двери.
Из жгута выводится 7 разъемов.
№ контактаРасшифровка Разъем правого заднего дополнительного жгута к жгуту заднемуРазъем заднего левого жгута к переднему динамикуПереключатель электрического подъемника стеклаэлектропривод блокировки двери переднего пассажираДвигатель управляющий положением наружного правого зеркала и его подогревомРазъем правого заднего дополнительного жгута к жгуту заднему
Жгуты задних дверей
Электропроводки задней правой и левой двери идентичны, в них задействованы всего две клеммы. Жгуты проводов задних дверей обладают заводской маркировкой 2170-3724550-10.
Колодка для соединения с задним жгутом проводовЭлектродвигатель блокировки замка задней двери
Электрическая схема приборной панели Лада Приора
Приборная панель отображает характеристики движения, текущего состояния систем автомобиля, которые обеспечивают безопасность движения, а также правильность эксплуатации всего транспортного средства. Электросхема проводки приборной панели помогает ориентироваться в индикациях приборов и сигнализаторов в случаях неисправности. Жгуту панели приборов присвоена маркировка под номером 2170-3724030.
№Расшифровка Контактная группа переднего жгутаКонтактная группа заднего жгутаПодача питания от центрального модуля электрической системыСоединительная система контактов группы стоп-сигналовИндикация приборной доскиМодуль контроля и управления освещениемКонтактная группа модуля срабатывания аварийной подушки безопасности водителяПереключатель режимов управлением бортового компьютераКонтроллер катушки зажиганияПодача напряжения на БУ электрического усилителя руляКонтроллер электрической функциональностиПереключатель световой сигнализацииМоторедуктор распределения потока воздухаБлок управления печкойПереключатель привода отопителяВыключатель обогрева заднего стеклаКолодка жгута панели приборов к радиоКнопка аварийной сигнализацииЛампа подсветки вещевого ящикаКнопка управления подсветкой вещевого ящикаЖгут системы зажиганияБУ системы надувных подушек безопасностиА1, А2, А3Места заземления жгута панели приборовКолодка монтажного блока.
Распиновка разъёма щитка приборов Лада Приора
Информативный щиток, установленный на приборной панели, содержит больше всего данных.
Каждое вспомогательное устройство подсоединено на щитке к контрольным лампам. За работой всех устройств следит компьютерный чип. Его миссия — управление работой панели в соответствии с его программной прошивкой. Все элементы данного устройства смонтированы на электронной плате, на которую нанесены соединительные дорожки: микросхема с ЭБУ, ЖК монитор, сопротивления, транзисторы, гнездо разъема для жгута проводки. В разъеме для подключения панели приборов 32 ячейки.
№Расшифровка Подключение к датчику давления маслаСветовой индикатор стояночного тормозаЭлектронное противоугонное устройствоМодуль управления подушками безопасностиСигнализатор включения наружного освещенияУказатель и дублер правого поворотникаУказатель и дублер левого поворотникаБлок управления двигателяОтключение передней подушки безопасности пассажираСигнализатор ремней безопасностиБлок тормозной системы ABSКнопка подрулевого переключателяИндикатор расширительного тормозного бачкаМодуль управления системой безопасности ABSБлок управления головными фонарями дальнего светаМодуль подсветки щиткаОбщий минус устройстваАккумуляторные клеммы постоянного плюсаКонтакт замка зажиганияПодрулевые переключатели поворотовДатчики температуры за бортомДатчик температуры охлаждения жидкостиКлемма реле регулятора генератора
Распиновка блока управления освещением на Приоре
Данный коммутационный и регулирующий комбинированный модуль имеет несколько функций и служит для вкл/выкл парковочных огней, фар головного света, выбор нужного режима переключения света, вкл/выкл противотуманных фар, за регулировку яркости комбинации приборов подсветки, управление корректором фар, вкл/выкл и управление светом внутри салона и подсветки приборов. Подключение модуля к бортовой сети автомобиля осуществляется через фишку № 1118-3724500.
Стандартная распиновка клеммы на ВАЗ 2170 выглядит следующим образом:
На мотор-редуктор корректировки света фарВыход к источникам подсветки+12 вольт (от клеммы 15 замка зажигания)К реле переключения дальнего и ближнего режима фарОт задних и передних противотуманных фарК реле задних и передних противотуманных фарК лампам габаритов+12 В от клеммы №30 замка зажигания
Сообщений 7
- Администратор
- Неактивен
- Регистрация: 2012-02-20
- Сообщений: 3,257Спасибо: 623
Тема: Можно ли подключить модуль управления светом от Приоры на ВАЗ 2110?
в идеале хотелось бы получить работающую схему подключения этого модуля вместо штатных «десяточных», которые на маске приборов.
2 Ответ от Serg 2013-11-02 14:17:26
- Serg
- Фанат лада2111.рф
- Неактивен
- Регистрация: 2013-07-29
- Сообщений: 830Спасибо: 363
- Авто: 2111 двг2114 год2008
Re: Можно ли подключить модуль управления светом от Приоры на ВАЗ 2110?
Подключение модуля управления светом от Приоры
Имеем модуль с одним разъемом на 12 пинов (№,цвет в приоре) назачение провода (функция)1– оранжчерный — вход индикация о включении задних проттуманок 2– оранжбелый — выход управление включением задних+передних проттуманок3– желтый — вход индикация о включении передних проттуманок4– коричневый — выход управление яркостью подсветки приборов кнопок 31– черный — масса (она и в африке масса)30– розовый — вход +12вольт от аккомы56– зеленый — выход +12вольт включение головного света58– белчерн — выход +12вольт включение габаритов56в-серкрас — вход +12вольт после включ головного света для управления проттуман 58в– белый — вход на подсветку блокаХz– синчерн — +12вольт после замка зажиганияG– синий — на управление корректором фар
56 Xz 31 58b 56b G30 58 4 3 2 1
После сравнения со схемой 2110-2112 вышло следуюшее
1) возможно подключение этого блока без блока управления электропакетом Приоры без управление противотуманок (в дальнейшем доработаю) все остальные провода как то совпадают по цветам (. )подключатся надо на разьеме (штатном 2110) управление светом кроме следующих проводов:1 – оранжчерн, 2 –оранжбел, 3 –желт, 4 – корич (использовать штатный регулятор 2110), G – синий (у кого есть желание подключить корректор фар приоры стучите)
2) возможно установить блок управления электропакетом Приоры (но позже )
3 Ответ от Admin 2013-11-13 13:45:45
- Администратор
- Неактивен
- Регистрация: 2012-02-20
- Сообщений: 3,257Спасибо: 623
Re: Можно ли подключить модуль управления светом от Приоры на ВАЗ 2110?
То есть вот контакты МУС Приоры, которые следует задействовать?31- черный — масса (она и в африке масса)30- розовый — вход +12вольт от аккомы56- зеленый — выход +12вольт включение головного света58- белчерн — выход +12вольт включение габаритов56в-серкрас — вход +12вольт после включ головного света для управления проттуман 58в- белый — вход на подсветку блокаХz- синчерн — +12вольт после замка зажигания
Вот штатный включатель ближнего света и габаритов панели приборов старого образца (на схеме №36) 30 (розовый) – подключаем к 56 (зеленый)58 (белочерный) – подключаем к 31(черный)56 (зеленый) – подключаем к 58 (белчерн)X (сине-красный) – это тоже масса.
Остальные контакты нашел в монтажном блоке ВАЗ 2110:Ш3-4 (+12В) – подключаем к 30 (розовый)Ш3-1 или Ш3-3 – подключаем к 56в (серкрас)Ш2-8 – подключаем к 58в (белый)Ш1-4 и Ш4-17 – подключаем к Хz (синчерн)Все верно?
Контакты с монтажного блока смотрел тут
4 Ответ от Serg 2013-11-13 16:20:04 (2013-11-13 16:50:09 отредактировано Serg)
- Serg
- Фанат лада2111.рф
- Неактивен
- Регистрация: 2013-07-29
- Сообщений: 830Спасибо: 363
- Авто: 2111 двг2114 год2008
Re: Можно ли подключить модуль управления светом от Приоры на ВАЗ 2110?
Нет не верно на штатном преключателе света 2110 все провода соединять по одинаковым цветам с МУС Приоры вот както так
приора 2110-21230 (розовый) – подключаем к 30 (розовый) 58 (белочерный) – подключаем к 58 (белчер)56 (зеленый) – подключаем к 56(зеленый)X (сине-красный) – Х (синечерн) +12вольт после замка зажигания
Провода МУС Приоры 1 – оранжчерн, 2 –оранжбел, 3 –желт, имеют тригерное включение (т. раз нажал-вклю второй раз-выкл) тригера находятся в. блоке электропакета приоры поэтому просто подключить их в 2110 не получится надо додумывать схему
Цветные электросхемы VAZ 2170-71-72 LADA Priora
Схема управления двигателемСхема соединения переднего жгута проводов автомобиляСоединение жгута панели приборовСоединение заднего жгута проводов автомобиля
Цветные электросхемы VAZ 2170 LADA Priora
Схема электронного управления двигателемСхемы соединения жгута проводов передней,задней части автомобиля дверей, крышки багажника
Схема электрических соединений жгута панели приборов
Перечень элементов схемы электрических соединений жгута панели приборов автомобиля LADA 2170 1,2,3- колодки жгута панели приборов к жгуту переднему;4 – колодка жгута панели приборов к жгуту заднему;5 – контакты колодки монтажного блока;6 – выключатель сигнала торможения;7 – комбинация приборов;8 – модуль управления светотехни-кой;9 – модуль надувной подушки безопасности водителя;10 – выключатель звукового сигнала;11 – колодка диагностики;12 – переключатель режимов бортового компьютера;18 – выключатель зажигания;14, 15 – колодки к блоку управления электроусилителем;16 – контроллер электропакета;17 – переключатель световой сигнализации;18 – переключатель стеклоочистителей;19 – моторедуктор распределения воздушного потока;20 – блок управления отопителем;21 – переключатель электродвигателя отопителя;22 – выключатель обогрева заднего стекла;23 – часы;24, 25 – колодки жгута панели приборов к радиоаппарату;26 – выключатель аварийной сигнализации;27 – плафон освещения вещевого ящика;28 – выключатель освещения вещевого ящика;29 – колодка жгута панели приборов к жгуту системы зажигания;30 – блок управления системы надувных подушек безопасности. Al, А2, АЗ – точки заземления жгута панели приборов. Б – колодка монтажного блока.
Жгут панели приборов – 2170-3724030.
Схема электрических соединений жгута системы зажигания
Перечень элементов схемы электрических соединений жгута системы зажигания автомобиля LADA 2170 1 – контроллер;2 – колодка жгута системы зажигания к жгуту панели приборов;3 – блок предохранителей основной;4 * датчик скорости;5 – датчик неровной дороги;6 – датчик контрольной лампы давления масла;7 – датчик положения дроссельной заслонки;8 – датчик температуры охлаждающей жидкости;9 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;10 – датчик массового расхода воздуха;11 – регулятор холостого хода;12 – реле электробензонасоса;13 – предохранитель цепи питания электробензонасоса (15 А);14 – реле зажигания;15 – предохранитель реле зажигания (15 А);16 – предохранитель цепи питания контроллера (7,5 А);17 – датчик положения коленчатого вала;18 – датчик кислорода;19 датчик фаз;20 – датчик детонации;21 – электромагнитный клапан продувки адсорбера;22 – датчик кислорода диагностический;23 – катушка зажигания;24 – свечи зажигания;25 – форсунки;26 – колодка жгута проводов катушек зажигания к жгуту системы зажигания;27 – колодка жгута системы зажигания к жгуту проводов катушек зажигания;28 – колодка жгута системы зажигания к жгуту форсунок;29 – колодка жгута форсунок к жгуту системы зажигания. А – к клемме ‘плюс’ аккумуляторной батареи;Bl, В2 – точки заземления жгута системы зажигания. С1 – точка заземления жгута проводов катушек зажигания. Жгут проводов системы зажигания – 2170-37240*26. Жгут проводов катушек зажигания – 1118-3724148. Жгут проводов форсунок – 11186-3724036.
Перечень элементов схемы электрических соединений жгута переднего автомобиля LADA 2170 1 – стартер;2 – батарея аккумуляторная;3 – генератор;4 * колодки жгута АКБ и стартера и жгута переднего;5-7 колодки жгута переднего к жгуту панели приборов;8 – выключатель подкапотной лампы;9 – фара левая;10 – фара правая;11 -датчик уровня тормозной жидкости;12 – датчик температуры воздуха;13 – электродвигатель омывателей;14 – выключатель лампы света заднего хода;15 – электровентилятор двигателя;16 – моторедуктор заслонки отопителя;17 – резистор добавочный;18 – электродвигатель стеклоочистителя;19 – блок предохранителей основной;20 – электродвигатель отопителя;21, 22 – сигнал звуковойAl, А2, Bl, В2 – точки заземления жгута переднего. Жгут проводов передний – 2170-3724010. Жгут проводов АКБ с корпусом – 2170-3724080. Жгут проводов соединительный аккумуляторной батареи и стартера – 2170-3724070.
Жгут проводов задний
Перечень элементов схемы электрических соединений жгута проводов заднего автомобиля LADA 2170 1 – колодка жгута проводов заднего к жгуту панели приборов;2 – колодка жгута проводов заднего к жгуту левой задней двери;3 – колодка жгута проводов заднего к жгуту правой передней двери;4 – контроллер электропакета;5 – боковой указатель поворотов левый;6 – боковой указатель поворотов правый;7 – плафон освещения салона;8 – выключатель контрольной лампы ручного тормоза;9 – фонарь левый;10 – фонарь правый;11 – датчик температуры воздуха салона;12 -15 – выключатель плафона освещения салона;16 – колодка жгута проводов заднего к жгуту левой передней двери;17 – колодка жгута проводов заднего к жгуту правой задней двери;18 – колодки жгута заднего к громкоговорителю заднему правому;19 – колодки жгута заднего к громкоговорителю заднему левому;20 – прикуриватель;21 – модуль электробензонасоса;22 – выключатель освещения багажника;23 – элемент обогрева заднего стекла;24 – фонарь освещения багажника;25 – дополнительный сигнал торможения;26 – выключатель привода замка багажника;27 – колодка жгута проводов заднего к жгуту фонарей освещения номерного знака;28 – колодка жгута проводов заднего к жгуту правой передней двери. А1 – А4 – точки заземления жгута проводов заднего. ХР1, ХРЗ – разъемы контроллера электропакета. Жгут проводов задний – 2170 – 3724210-92
Жгут проводов дополнительного заднего правого (правой передней двери)
Перечень элементов: 1 – колодка жгута проводов дополнительного заднего правого к жгуту заднему;2 – колодка жгута проводов дополнительного заднего правого к громкоговорителю переднему правому;3 – электродвигатель стеклоподъемника;4 – переключатель стеклоподъемника;5 – электродвигатель блокировки правой передней двери;6 – электродвигатель и электронагреватель зеркала наружнего правого;7 – колодка жгута проводов дополнительного заднего правого к жгуту заднему. Жгут проводов дополнительный задний правый – 21703-3724550-90.
Жгут проводов дополнительного заднего правого (задней двери)
Перечень элементов: 1 – колодка жгута проводов дополнительного заднего правого к жгуту заднему;2 – электродвигатель блокировки правой задней двери. Жгут проводов дополнительный задний правый – 2170-3724550-10.
Жгут проводов дополнительного заднего левого (левой передней двери)
Перечень элементов:1 – колодка жгута проводов дополнительного заднего левого к жгуту заднему;2 – колодка жгута проводов дополнительного заднего левого к громкоговорителю переднему левому;3 – электродвигатель стеклоподъемника;4 – модуль двери водителя;5 – электродвигатель блокировки левой передней двери;6 – электродвигатель и электронагреватель зеркала наружнего левого. Жгут проводов дополнительный задний левый – 21703-3724551-90.
Жгут проводов фонарей освещения номерного знака
Перечень элементов:1 – колодка жгута фонарей освещения номерного знака к жгуту заднему; 2, 3 – фонари освещения номерного знака;4 – электродвигатель блокировки багажника. Жгут проводов фонарей освещения номерного знака – 2170-3724214.
Выхожу с работы, сажусь в машину, завожу. Оживает подсветка панели приборов. Ставлю морду от магнитолы, подцепляю радар-детектор, кладу телефон под руку. Можно ехать. Отпускаю ручник, зажигаются дневные ходовые огни (согласно последним поправкам к ПДД).
Наступают сумерки, становится темно – и включается ближний свет, а ходовые огни гаснут. Приезжаю домой, глушу двигатель. Забираю барахло из ярко освещенного багажника, ставлю машину на сигналку. Свет гаснет до утра.
Предлагаемое устройство управляет внешними световыми приборами автомобиля: фарами ближнего света (БС), дневными ходовыми огнями (DRL – daytime running lights), противотуманными фарами (ПТФ) и цепью габаритов, которая совмещена с подсветкой приборов и освещением багажника. Основа прибора – микроконтроллер ATMega8, датчик света – фототранзистор под лобовым стеклом.
Устройство имплантировано в штатный модуль управления светом (МУС) «Лады Калины», при этом все штатные функции управления светом сохранены – при ручном включении габаритов или фар устройство не будет вмешиваться.
Основные возможности прибора, ради которых он создавался:
Автоматическое включение и выключение ближнего света, в зависимости от темноты на улице. Автоматическое управление дневными ходовыми огнями, в соответствии с состоянием ближнего света («днем» горят DRL, «ночью» – ближний). В темноте – автоматическое включение габаритов при снятии с охраны или при выключении зажигания. Габариты погаснут при постановке на охрану, либо через 5 минут бездействия. Управление штатными противотуманными фарами и опционально запоминание их состояния при выключенном зажигании.
И дополнительные, которые были добавлены в процессе эксплуатации:
Выключение БС / DRL через 30 секунд после постановки на ручник. Запись порогов включения и выключения света самим пользователем. Отображение текущего уровня освещенности и записанных порогов в двоичном коде. Возможность конфигурирования устройства непосредственно с кнопок управления. Возможность формирования ШИМ с 30%-ным заполнением для реализации режима DRL на фарах дальнего света (об этом будет сказано в приложении). Включение света (БС или DRL) только после запуска двигателя, чтобы не создавать дополнительную нагрузку на аккумулятор.
Если машина не оборудована отдельными ходовыми огнями, в качестве них можно использовать ПТФ или даже ближний свет. Правда, в последнем случае смысл функции автоматического управления светом полностью теряется 🙂
Напряжение питания: +9. +15 вольт постоянного тока. Потребляемый ток: не более 150 мА при работе, не более 1мА в спящем режиме. Разрядность АЦП для измерения освещенности: 10 бит. Интерфейс пользователя: 2 кнопки, два светодиода (из них один двухцветный). Конструктив: повторяет по форме заднюю крышку модуля управления светом и крепится на ней. Создание первой версии – октябрь 2008, последней – ноябрь 2010. Совместимость с автомобилями: Калина – без переделок, остальные – с незначительными доработками внешних цепей.
Схемы лучше смотреть в отдельных файлах. Вот схема самого устройства:
Серая рамка справа – это элементы других систем автомобиля, а слева – внутренности модуля управления светом. Полная схема доработанного МУС автомобиля «Калина» комплектации «Норма» приведена ниже. Схема для люксовой комплектации отличается только отрезанием кнопки передних ПТФ от штатной цепи:
Основой прибора служит AVR-микроконтроллер ATMega8. Дешевый, распространенный и функциональный. Он работает от встроенного RC-генератора на частоте 1 МГц.
Для замера освещенности используется фототранзистор VT1. Вместе с резистором R8 он составляет делитель, напряжение с которого подается на один из каналов АЦП микроконтроллера (PC7). В темноте транзистор закрыт, и на входе АЦП напряжение близко к 0, при освещении открывается, и напряжение растет. Так же, как и все элементы, фототранзистор выбран в SMD-исполнении и припаян к маленькой платке, приклеенной под лобовое стекло, но его можно заменить любым другим. При этом, возможно, придется изменить сопротивление резистора R8.
Микроконтроллер управляет двумя реле, установленными на плате – K1 и K2, которые отвечают за ближний свет и габаритные огни соответственно. Контакты реле подключены параллельно контактам переключателя МУС – см. по схеме. Третье реле – это реле включения ПТФ. Оно штатное, установлено в монтажном блоке, управляется «плюсом». Для управления DRL предусмотрен выход с открытым коллектором, который может работать в двух режимах. О нем будет написано в приложении.
Казалось бы – XXI век на дворе, почему я применил реле, а не MOSFET? А все очень просто – если использовать MOSFET с P-каналом, ему понадобится радиатор (нужно коммутировать 10 ампер). MOSFET’у с N-каналом понадобится для управления бутстрепная схема. А с радиатором или дополнительной обвязкой MOSFET занимает на плате больше места, чем реле. И стоит дороже.
Если габариты или ближний включены вручную (ручкой на модуле управления света) – блокировка пиликания не включается.
Задние противотуманные фонари работают по штатному алгоритму, однако для навешивания на их кнопку дополнительных функций (действие по длинному нажатию) цепь от кнопки разорвана внутри МУС и имитируется микроконтроллером (импульс длительностью 200 мс).
Вместо транзисторных ключей для управления нагрузками используется одна сборка из 7 транзисторов – ULN2003A.
Для распознавания включенного зажигания напряжение подается на ногу PB7 микроконтроллера. Оно ограничивается резистором R7 и стабилитроном VD2. Конденсатор C3 фильтрует, от греха подальше, всякие выбросы.
Положение переключателя света распознается ногой PB6. Когда ручка находится в положении “выключено”, нужный нам контакт переключателя соединен с цепью зажигания. Программа микроконтроллера распознает наличие в данной цепи напряжения +12 вольт при включенном зажигании, либо малое сопротивление на землю – при выключенном, и делает вывод о положении ручки. Резистор R4 нужен для создания сопротивления на землю при работе на столе, иначе положение ручки во время отладки программа определит неправильно.
Напряжение бортсети контролируется 2-м каналом АЦП микроконтроллера (PC2). Это позволяет не включать ПТФ и ближний свет, пока двигатель не запущен (критерий запуска – напряжение бортсети более 13. 2 вольта). Вроде бы не очень важная мелочь, но свободных портов было много 🙂
Нажатие на кнопки и переключение света сопровождается пиканием пищалки на порту PD5.
Вход состояния охраны нужно подключить к проводу сигнализации, на котором в режиме охраны присутствует земля. Это нужно для гашения габаритов при постановке на охрану, зажигания их при снятии (если темно), и чтобы свет не включался при автоматическом запуске двигателя.
Вход с ручника подключается при желании. Дает возможность после запуска двигателя не включать свет то тех пор, пока не будет отпущен ручник, а заодно гасить его через 30 секунд после поднятия ручника. Активный уровень – земля.
Резисторы в цепи входа охраны и входа ручника жизненно необходимы. Эксперимент показал, что без них горят порты микроконтроллера.
Программа для МК и файлы прошивки прилагаются. Исходный текст на языке C снабжен подробными комментариями, поэтому смысла описывать здесь алгоритм я не вижу. FUSE bits при программировании трогать не надо, оставьте при заводских умолчаниях.
Правильно собранный девайс не нуждается в настройке. Однако, после установки на машину нужно будет задать пороги включения и выключения света по своему вкусу. Как это сделать, описано в разделе «управление устройством».
Цепи “30” (постоянное +12 вольт) и “Xz” (+12 вольт после замка зажигания) на “Калине” не защищены предохранителями, поэтому монтаж внутри МУС, да и изготовление печатной платы надо делать аккуратно. Иначе при коротком замыкании вероятен пожар.
Все устройство выполнено на двусторонней печатной плате размером 110 на 55 мм со скругленными краями, повторяющей форму задней стенки модуля управления светом. В центре платы – большое отверстие, поскольку там у МУС находится разъем.
На лицевой стороне платы расположены разъемы: WF-02 для подключения фототранзистора и WF-05 для прочих цепей, а также разъем программирования AVR. Плата приклеена к задней стенке модуля двусторонним скотчем. Соединения между платой и МУС выполнены без разъемов – провода выходят из платы и припаиваются к нужным местам внутри МУС. По четырем проводам, идущим к контактам реле, текут токи порядка 10 ампер, поэтому они должны быть сечением не менее 1мм2 – тоньше не стоит, толще трудно гнуть.
Для разборки МУС нужно снять переднюю и заднюю крышки, после чего вынуть внутренности. Чтобы снять переднюю крышку, необходимо сначала снять ручку. Она снимается тупо и бесхитростно, ее надо просто тянуть на себя, очень сильно. При этом будьте аккуратны, чтобы не сломать МУС и не получить травму, когда она соскочит 🙂
Вынимая внутренности, приготовьтесь к выпадению мелких деталей из колесиков, которыми регулируется подсветка приборов и электрокорректор.
Если МУС от комплектации “Норма”, то придется подобрать подходящие пружинки для кнопки, в которую превратится заглушка после вынимания из-под нее текстолитовой шайбы. Размещение светодиодов – вопрос вашей собственной инженерной мысли. Я просто просверлил в заглушке 2 отверстия, вклеил туда светодиоды и сточил их торчащие части. Так пришлось сделать потому, что сделать прозрачные окошки в заглушке мне было нечем. Сама кнопочка покупается, и впаивается на штатное место.
В МУС от комплектации “Люкс” одно окошко уже есть, штатный светодиод под ним меняем на двухцветный. Второму светодиоду выбираем место по желанию, можно так же просверлить кнопку в центре, а можно установить его на лицевой стороне МУС.
Плата изготовлена лазерно-утюжным методом, травилась в хлорном железе. С целью минимизации размеров использовались SMD-компоненты – резисторы и конденсаторы типоразмеров 0805 и 1206, микроконтроллер в корпусе TQFP32. Ширина вывода у корпуса TQFP32 составляет 0. 4 мм, расстояние между выводами – также 0. 4 мм, поэтому потребуется паяльник с тонким коническим жалом.
Резистор R4 – не SMD, а обычный, с выводами, поскольку его необходимость обнаружилась уже только на этапе отладки.
Наличие трех проводков-перемычек на плате обусловлено тем, что она постепенно эволюционировала с версии 3. 0, и проще оказалось впаять перемычки, чем заново разрабатывать большой кусок платы.
Печатная плата в формате Sprint-layout 5. 0 приложена.
Управление устройством осуществляется двумя кнопками, а индикация состояния – двуцветным светодиодом в углу кнопки 1 и синим светодиодом в ее центре. Оранжевый светодиод в углу кнопки 2 работает штатным образом (индикация включения задних противотуманных огней) и к устройству отношения не имеет.
Основной режим работы
В этом режиме устройство находится при включенном зажигании, и автоматически включает либо фары ближнего света, либо дневные ходовые огни (в зависимости от того, темно или светло на улице).
Нахождение устройства в рабочем режиме отображается синим светодиодом.
Каждые 2,5 секунды усредненный за это время уровень освещенности сравнивается с порогами включения и выключения света. Если текущий замер оказывается темнее, чем порог включения света (“ночь”), происходит переключение с DRL на БС. Переключение обратно с БС на DRL происходит по одному из двух критериев: в течение 10 секунд (4 замера подряд) на улице светлее, чем порог выключения света (“день”), либо в течение 5 минут ни один замер не оказался темнее порога включения (“сумерки”).
Если поднять ручник, то через 30 секунд головной свет (БС или DRL) погаснет, и включится снова сразу после отпускания ручника.
Устройство так же отключится, если включить габариты или фары штатным переключателем.
Режим подсветки (включенные габариты)
Если на улице темно, то при выключении зажигания устройство переходит в режим подсветки – оставляет включенными габариты, чтобы можно было выйти из машины и забрать барахло из багажника. Габариты выключаются через 5 минут или при постановке машины на охрану – в зависимости от того, что наступит раньше.
При снятии машины с охраны также включается режим подсветки, если на улице темно.
Синий светодиод в режиме подсветки горит.
В спящем режиме устройство находится все остальное время – то есть, когда машина стоит на охране, или когда охрана снята, но выключено зажигание и неактивен режим подсветки.
В этом режиме прибор почти не потребляет энергии.
Длинное нажатие кнопки 1 в спящем режиме (1-2 секунды, пока не пискнет) выключает и включает устройство, аналогичное нажатие кнопки 2 – активирует режим настройки параметров.
Управление противотуманными фарами
ПТФ включаются и выключаются кнопкой 1, как в штатном варианте.
Включенные ПТФ отображаются зеленым светодиодом в углу кнопки.
Управление противотуманными фарами работает всегда (за исключением конфигурации “ПТФ вместо DRL”), даже если устройство отключено или включен штатный переключатель света. На их работу, в отличие от DRL и БС, не влияет ручник. Если “Параметр №1” в настройках прибора включен, то состояние ПТФ запоминается и при следующем включении зажигания восстанавливается. Вместе с ПТФ включаются габариты, если они не были включены по другим причинам.
Однако, если ПТФ сконфигурированы для работы в качестве DRL, возникает ограничение: “днем” ПТФ включены и выключить их нельзя. “Ночью” противотуманные фары можно включать и выключать кнопкой как обычно.
Некоторые параметры работы устройства можно изменить, не снимая его с машины.
Для этого нужно, находясь в спящем режиме, нажать кнопку 2 и удерживать ее до троекратного писка. Устройство войдет в режим настроек.
В режиме настроек синий светодиод количеством вспышек показывает номер настраиваемого параметра (от 1 до 5), красно-зеленый – его значение (красный – выключено, зеленый – включено). Выбор параметра осуществляется кнопкой 2, изменение значения – кнопкой 1.