Общие данные
Немецкие военные полноприводные мотоциклы дали начало распространению подобной техники в СССР во времена после Великой Отечественной войны. В исключительно военных целях был создан советский мотоцикл М-72, а серия Урал, которая до сих пор радует многих людей новыми моделями, стала его продолжением.
Вначале наиболее широкое распространение мототехника получила в сельской местности ввиду доступности, удобства и надежности. Со временем, особенно когда новые Уралы начали оснащаться импортными деталями, были стилизованы согласно текущим реалиям, они стали использоваться и в туризме, байкерами, да и для простой езды по шоссе.
Большое количество техники отправляют на экспорт. В Европе, не смотря ни на что, современные модели очень ценятся, а некоторые представители серии и вовсе направлены только на продажу за рубежом.
Технические характеристики
Тяжелый советский мотоцикл был оснащен четырехтактным карбюраторным двухцилиндровым двигателем с оппозитным расположением цилиндров и воздушным охлаждением:
- рабочий объем – 649 куб. см;
- диаметр цилиндра – 78 мм;
- ход поршня – 78 мм;
- степень сжатия – 6,2;
- максимальная мощность – 28 л. с., 20,6 кВт;
- частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности – 5 000-5 200 об./мин.;
- максимальный крутящий момент – 47 нм;
- карбюратор – К-38;
- воздухоочиститель – комбинированный инерционный контактно-масляный фильтр с двухступенчатой очисткой.
- сцепление: сухое двухдисковое, ведомые диски с накладками с обеих сторон;
- карданная передача: карданный вал с эластичной муфтой и шарниром на игольчатых подшипниках;
- главная передача: пара конических колес со спиральными зубьями, передаточное число – 4,62;
- коробка передач: четырехступенчатая, с передаточными числами на 1, 2, 3, 4 передачах 3,6, 2,28, 1,7, 1,3 соответственно.
- система зажигания – батарейная;
- напряжение – 6 В;
- аккумуляторная батарея – ЗМТ-12;
- генератор – Г-414;
- реле-регулятор – РР-31;
- прерыватель-распределитель – ПМ05;
- катушка зажигания – Б201.
- рама – трубчатая двойная закрытого типа;
- подвеска переднего колеса – телескопическая вилка с гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия;
- подвеска заднего колеса – пружинная;
- ход переднего колеса – 80 мм;
- ход заднего колеса – 60 мм;
- размер шин – 3,75-19 дюймов;
- тормоза – колодочные, с фрикционными накладками на переднем и заднем колесе.
- топливный бак – 22 л;
- картер двигателя – 2 л;
- картер коробки передач – 0,8 л;
- картер главной передачи – 0,15 л;
- воздухоочиститель – 0,2 л.
- длина – 2 420 мм;
- ширина – 1 650 мм;
- высота – 1 100 мм;
- база мотоцикла – 1 100 мм;
- дорожный просвет при полной нагрузке и нормальном давлении в шинах – 125 мм;
- колея – 1 130 мм;
- максимальная скорость – 95 км/ч.;
- масса – 340 кг;
- максимальная нагрузка – 255 кг;
- средний эксплуатационный расход топлива на 100 км пути при движении в различных дорожных условиях с переменной нагрузкой – 6 л.
Лучшие модели ‒ их особенности и технические характеристики
Урал СиТи (СТ) – современная модель, однако такая же практичная, как и любой классический мотоцикл с коляской, который можно использовать ежедневно. Лучше всего подходит для людей, которые впервые сталкиваются с подобной техникой и только обучаются водить мотоцикл с коляской. Быстрое преодоление поворотов и упрощенное управление байком было достигнуто благодаря облегченному весу, низкому расположению коляски и уменьшенному дорожному просвету из-за 18-дюймовых колес.
Двигатель на всех современных моделях остался четырехкратным с объемом 749 куб. Среди отличий можно отметить:
- 4 клапана;
- система питания – электронный впрыск топлива EFI;
- мощность – 41 л. с., что на 1 единицу превышает остальные модели на сегодняшний день;
- крутящий момент – 57 нм при 4 300 об./мин.
- сцепление – сухое двухдисковое;
- коробка передач – механическая с реверсом;
- количество передач – 4;
- привод – кардан.
- рама – стальная трубчатая;
- передняя подвеска – рычажная, с двумя пружинно-гидравлическими амортизаторами, возможна регулировка предварительной нагрузки пружины;
- задняя подвеска – маятник с двумя амортизаторами Sachs, 5-ступенчатая регулировка предварительной нагрузки пружины (коляска – моноамортизатор с 5-ступенчатой регулировкой предварительной нагрузки пружины);
- передние тормоза – один плавающий диск с 4-поршневым суппортом Brembo;
- диаметр диска ‒ 295 мм;
- задние тормоза: для собственно заднего колеса – один плавающий диск диаметром 256 мм с 2-поршневым суппортом Brembo, для колеса коляски – один плавающий диск диаметром 245 мм с 2-поршневым суппортом Brembo;
- диаметр спицованных дисков – 18 дюймов;
- шины – 4 x 18;
- максимальная скорость – 113 км/ч.;
- расход топлива – 7,6 л/100 км.
- длина – 2 327 мм;
- ширина – 1 615 мм;
- высота – 1 367 мм;
- высота по седлу – 787;
- дорожный просвет – 165 мм;
- сухая масса – 318 кг.
Урал Tourist
Надежная и проверенная временем модель Турист сочетает в себе все лучшие качества своих предшественников. Кроме отечественных деталей, в ее основу положено множество импортных комплектующих таких фирм, как «Ducati», «DENSO», «Sachs», что дает байку отличные эксплуатационные качества.
Был впервые в серии оснащен рычажной передней вилкой.
- цилиндры – два, расположены оппозитно;
- клапанов нет;
- система питания – два карбюратора Keihin L 22 AA, 32 мм (осталась неизменной для всех последующих моделей мотоциклов Урал);
- мощность – 40 л. с.;
- крутящий момент – 52 нм при 4 600 об./мин.;
- система зажигания – электронная CDI;
- система пуска – электрическая и кик-стартер.
- сцепление – двухдисковое с задней передачей;
- коробка передач – механическая, всего передач 4;
- привод – кардан.
- передняя и задняя подвеска – гидравлические амортизаторы Sachs;
- передние тормоза – один диск с плавающим суппортом Brembo;
- задние тормоза – барабанные;
- диаметр дисков – 19 дюймов;
- колеса – спицованные, крашенные;
- максимальная скорость – 95 км/ч.;
- расход топлива – 8 л/100 км.
- длина – 2 580 мм;
- ширина – 1 700 мм;
- высота – 1 100 мм;
- высота по седлу – 785 мм;
- дорожный просвет – 150 мм;
- сухая масса – 335 кг;
- объем топливного бака – 19 л.
Урал Patrol
Модель Патруль можно смело называть универсалом, на котором можно с легкостью преодолевать расстояния как по шоссе, так и по бездорожью вне зависимости от сезона. Основой для него стал Урал Турист.
Эффективная полноприводная система – главная особенность данной модели. Всего одно движение – и вы активировали дополнительный привод коляски мотоцикла. К отличительным чертам мотоцикла относиться и его повышенная проходимость.
По техническим характеристикам, кроме выделенных выше особенностей, полностью повторяет Урал Турист.
Урал Gear-Up
Еще один мотоцикл, произведенный на основе Туриста. Представляет собой военизированную модель современного дорожного мотоцикла. Отличительные особенности Gear-Up:
- измененная раскраска, выполненная в стиле military style;
- увеличенный вес, большая максимальная нагрузка, достигающая 612 кг;
- полный привод, позволяющий при необходимости включать и отключать привод коляски мотоцикла с помощью специального рычага.
Технические характеристики модели Gear Up, не учитывая полного привода и увеличенного веса, соответствуют Туристу, который стал для нее прототипом.
Урал Retro
Модель Ретро стилизована под мотоциклы прошлых лет, особенно нравиться любителям старины. Особое внимание уделяют стилизованной ручке переключения передач на бензобаке.
- четырехтактный;
- объем – 749 куб. см;
- цилиндры – два, расположены оппозитно;
- клапанов нет;
- система питания – 2 карбюратора Keihin L 22 AA, 32 мм;
- мощность – 40 л. с.;
- крутящий момент – 52 нм при 4 600 об./мин.;
- система зажигания – электронная CDI;
- система запуска – электрическая и кик-стартер.
- сцепление – двухдисковое с задней передачей;
- коробка передач – механическая, всего передач – 4;
- привод – кардан.
- передняя подвеска – телескопическая вилка Marzhocchi;
- задняя подвеска – гидравлические амортизаторы Sachs;
- передние тормоза – один диск с четырехпоршневым суппортом Brembo;
- задние тормоза – барабанные;
- максимальная скорость – 105 км/ч.;
- расход топлива – 8 л/100 км.
- длина – 2 224 мм;
- ширина – 1 630 мм;
- высота – 1 020 мм;
- высота по седлу – 750 мм;
- дорожный просвет – 125 мм;
- сухая масса – 325 кг;
- объем топливного бака – 22 л.
Урал Wolf
Волк выполнен в стиле американского чоппера, а в его разработке принимали участие члены байкерского клуба «Ночные волки». Отличается модель от других мотоциклов Урал:
- Удлиненной базой.
- Великолепной динамикой разгона.
- Высокой максимальной скоростью – до 150 км/ч.
- Современным видом, обеспечивающим хороший спрос.
- четырехтактный с объемом 749 куб. см;
- цилиндры – 2, расположены оппозитно;
- количество клапанов – 4;
- система питания – два карбюратора Keihin L 22 AA, 32 мм;
- мощность – 40 л. с.;
- крутящий момент – 52 нм при 4 000 об./мин.;
- система зажигания – электронная CDI;
- система запуска – электрическая и кик-стартер.
- сцепление – двухдисковое с задней передачей;
- коробка передач – механическая, всего передач 4;
- привод – кардан.
- рама стальная;
- передняя подвеска – телескопическая вилка;
- задняя подвеска – маятник с двумя гидравлическими амортизаторами, регулируемая;
- передние и задние тормоза – один диск;
- максимальная скорость – 150 км/ч.;
- расход топлива – 6,5 л/100 км.
- длина – 2 530 мм;
- ширина – 850 мм;
- высота – 1 300 мм;
- высота по седлу – 650 мм;
- дорожный просвет – 115 мм;
- сухая масса – 249 кг;
- полная масса – 430 кг;
- объем топливного бака – 19 л.
Урал Соло
Соло – одиночный дорожный байк, созданный на основе ИМЗ-8. 103-10. В отличие от большинства рассматриваемых в статье моделей, рассчитан мотоцикл на езду по шоссе. Соло выделяется запоминающимся внешним видом – стилизован он под технику середины XX века. Сложно оставить без внимания бензобак и дуги безопасности, которые не оставят равнодушными любителей подобных байков и езды в целом.
- четырехтактный с объемом 745 куб. см;
- цилиндры – два, расположены оппозитно, общее количество – 2;
- количество клапанов – 4;
- система питания – два карбюратора Keihin L 22 AA, 32 мм;
- мощность – 40 л. с.;
- крутящий момент – 38 нм при 4 500 об./мин.;
- система зажигания – электронная CDI;
- система пуска – электрическая и кик-стартер.
- сцепление – двухдисковое;
- коробка передач – механическая, количество передач ‒ 4;
- привод – кардан.
- передняя подвеска – телескопическая вилка Marzhocchi;
- задняя подвеска – гидравлические амортизаторы Sachs;
- передние тормоза – один диск с четырехпоршневым суппортом Brembo;
- задние тормоза – один диск с суппортом Brembo;
- диаметр дисков – 18 дюймов;
- максимальная скорость – 150 км/ч.;
- расход топлива – 5 л/100 км.
- длина – 2 159 мм;
- ширина – 780 мм;
- высота – 1 079 мм;
- высота по седлу – 770 мм;
- дорожный просвет – 125 мм;
- сухая масса – 200 кг;
- объем топливного бака – 19 л.
Урал Sportsman
Спортсмен – спортивный вариант полноприводного байка, ориентированный на более молодую целевую аудиторию. Данная модель оборудована отключаемым приводом колеса на боковой коляске, дугой безопасности, большим багажником сзади и ветровым стеклом, защищающим от ветра и встречных брызг.
- четырехтактный, объем – 749 куб. см;
- цилиндры – два, расположение ‒ оппозитное;
- клапанов нет;
- система питания – два карбюратора Keihin L 22 AA, 32 мм;
- мощность – 40 л. с.;
- крутящий момент – 52 нм при 4 000 об./мин.
- сцепление – двухдисковое с задней передачей;
- коробка передач – механическая, количество передач – 4;
- привод – кардан, привод на коляску.
- передняя и задняя подвеска – гидравлические амортизаторы, регулируемая в 5 положениях;
- передние тормоза – один диск с плавающим суппортом Brembo;
- задние тормоза – барабанные;
- диаметр дисков – 19 дюймов;
- максимальная скорость – 100 км/ч.;
- расход топлива – 7,5 л/100 км.
- длина – 2 580 мм;
- ширина – 1 700 мм;
- высота – 1 100 мм;
- высота по седлу – 790 мм;
- сухая масса – 350 кг;
- полная масса – 610 кг;
- объем топливного бака – 19 л.
Урал Ranger
Урал в 2015 году представил новую разработку – Ural Ranger, в которой прекрасно сочетаются скремблер и коляска. Характерными чертами новой модели стали:
- Великолепный дизайн – покрашенный в серо-желтые цвета, сделанный в современном стиле мотоцикл явно выделяется среди других байков компании.
- Внедорожные покрышки Heidenau K37.
- Светодиодные противотуманки.
- Высокая выхлопная система 2 в 2.
- Мощные бампера.
- Руль с поперечной трубой, на которую можно установить крепление смартфона, навигатора или камеры.
На данный момент Рейнджер есть только в странах Европы. О его судьбе на просторах стран СНГ неизвестно.
В остальном по техническим характеристикам, включая габариты, данная модель соответствует Уралу Sportsman.
Другие модели
Было выпущено 2 военных мотоцикла Урал ИМЗ-8. 1037 Gear-Up и Gear-Up-ATMG на основе рассмотренной ранее модели. Первая модель оснащена 7,62-мм пулеметом Калашникова, устанавливаемым на штатной турели, вторая же – целым противотанковым ракетным комплексом «Конкурс-М», а боезапас состоит из 2-х ракет.
Также завод «ИМЗ» традиционно выпускает ограниченные серии Уралов, среди которых:
- Гжель сахара – единственный экземпляр, разрисованный под гжель.
- Ямал – модель, выпущенная и выполненная в цветовой гамме одноименного ледокола. Общее количество – 50 экземпляров.
- Мир – тема шаттла, работает на солнечной батарее. Было выпущено 20 мотоциклов.
- Dark Force – посвящен «Звездным войнам». Выпущено 25 экземпляров.
- Ambassador – выпущен в 2017 году к 75-летию завода. На байке изображена штатная бутылка водки с сардинами. Всего выпущено 20 мотоциклов.
На сегодняшний день продолжают использоваться и производиться новые модели Уралов, широко популярные как и в России, так и за рубежом. А все благодаря хорошим комплектующим и любви к делу, обеспечивающим высокую надежность, отличную эксплуатируемость и соответствие любым требованиям обладателя мототехники.
В России существует лишь один завод, который специализируется на производстве мотоциклов тяжёлого класса. Он расположен в городе Ирбит Свердловской области. Именно там изготавливается всеми известный Урал. Эта марка мотоцикла пользуется популярностью на мировом рынке. Несколько таких транспортных средств решил приобрести король Иордании Абдалла II, а в США и Европе даже существуют клубы владельцев Урала.
Урал считается одним из самых тяжёлых мотоциклов. Его средняя масса без коляски может составлять от 200 до 250 килограмм. Пассажирский прицеп весит приблизительно 100 килограмм.
Влияет ли большой вес на проходимость и расход топлива?
Некоторые аналитики убеждены, что из-за повышенного веса у мотоцикла может ухудшаться маневренность, а также увеличиваться расход топлива. Такой риск действительно существует, но Урал снабжён достаточно мощным двигателем, который позволяет перевозить в боковом прицепе самые различные грузы. За счёт коляски мотоцикл способен выдерживать нагрузки более чем 150 килограмм.
Можно избежать повышенного расхода топлива, если не перегружать Урал. Необходимо, чтобы масса груза не превышала вес самого мотоцикла. Также нужно быть очень внимательными во время езды по бездорожью. Лишний вес иногда становится причиной пробуксовки. Такое часто случается на мягком грунте. Чтобы не допустить этого, следуйте всем требованиям эксплуатации и не перегружайте транспортное средство.
Рекомендуем посмотреть обзор новых мотоциклов Урал, которые вышли в 2015 году. Среди них модели как с коляской, так и без нее.
Урал можно приобрести в России лишь в трёх местах, зато в США есть дилер практически во всех штатах. Мотоциклы каждый год проходят тестирование в Европе и Америке. Результаты показывают, что Урал соответствует нормам безопасности и экологическим нормам. Он считается прекрасным помощником в различных сельскохозяйственных работах. С его работоспособностью способен сравниться лишь Днепр.
Производители Урала позаботились о том, чтобы большой вес был преимуществом, а не недостатком. Масса обеспечивает мотоциклу отличную проходимость даже в сложных дорожных условиях, делая его более устойчивым и динамичным.
содержание. 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10.
ГЛАВА I.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТОЦИКЛОВ «УРАЛ»,
«ДНЕПР»
Габаритные
размеры, ммБаза мотоцикла
(расстояние междуПРЯМИ к’П
пргЛ ммДорожный просвет
при полной нагрузке и нормальном давлении вМаксимальная
скорость, км/чМаксимальная
нагрузка, кгСредний
эксплуатационный расход топлива на 100 км пути при движении в
различных дорожных условиях с переменной нагрузкой, лЧетырехтактный,
карбюраторный, двухцилиндровый с оппозитным расположением
цилиндров, воздушным охлаждениемРабочий объем, смЗДиаметр цилиндра,
ммХод поршня, ммМаксимальная
мощность, л. сМаксимальная
мощность, кВтЧастота вращения
коленчатого вала при максимальной мощности, об/мин. Максимальный
крутящий момент, Н-мКомбинированный
инерционный контактно-масляный фильтр с двухступенчатой очисткой
Четырехтактный, карбюраторный, двухцилиндровый с оппозитным
расположением цилиндров, воздушным охлаждением
Комбинированный инерционный контакто-масляный фильтр с двухступенчатой
очисткой
Сухое
двухдисковое, ведомые диски с накладками с обеих сторонКарданный вал с
эластичной муфтой и шарниром на игольчатых подшипникахПара конических
колес со спиральными зубьями, передаточное число — 4,62Четырехступенчатая, с передаточными числами на
I,
II, III, IV передачах 3,6; 2,28, 1,7: 1,3 соответственно2 ОЛ МТ 6ОЛ
/Г 1 ттПМ302 или ПММБ2Б или Б201Б2Б или Б20!Трубчатая двойная
закрытого типаПодвеска переднего
колесаТелескопическая
вилка с гидравлическими амортизаторами двустороннего действияПодвеска заднего
колесаРычажная на
пружинно-гидравлических амортизаторах двустороннего действия,
регулируемых по высотеХод переднего
колеса,Ход заднего
колеса, ммРазмер шин, дюймКолодочные, с
фрикционными накладками на переднем и заднем колесеТопливный бак, лКартер двигателя,
лКартер коробки
передач,
Трубчатая двойная закрытого типа
Телескопическая вилка с гидравлическими амортизаторами двустороннего
действия
Рычажная на
пружинно-гидравлических амортизаторах двустороннего действия,
регулируемых по высотеКолодочные, с
фрикционными накладками на переднем и заднем колесе
содержание. 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10.
Технические характеристики современных моделей
ИМЗ позиционирует «Урал» как простой и надёжный мотоцикл с русским (мужским) характером. Подавляющее большинство мотоциклов продаются в версии с коляской.
- телескопическая передняя вилка Marzocchi (Италия)
- гидравлические амортизаторы Sachs (Германия)
- дисковые тормоза Brembo (Италия)
- карбюраторы Keihin (Япония)
- бензокран TAIYO GIKEN (Япония)
- электронное зажигание Ducati Energia (Италия)
- генератор Denso (Япония)
- аккумулятор YUASA
- свечи и высоковольтные провода NGK-Ducati (Италия)
- шестерни (маслонасоса, ГРМ, КПП) и валы КПП Herzog (Германия)
- подшипники КПП, двигателя, рулевой колонки и колес SKF (Швеция)
- манжеты NAK (Тайвань)
- провода для мотоциклов с коляской ELECTREX (США)
- топливные шланги SEMPERIT (Австрия)
- звуковой сигнал LEB (Италия)
Интересные факты
- Ирбитский мотоциклетный завод
- М-72 (мотоцикл)
- Урал М-62
- ИМЗ М-61
- Днепр (мотоцикл)
Примечания
- Официальный сайт Ирбитского мотоциклетного завода (рус.)
- Армия отказалась от мотоциклов (рус.)
- Мотоцикл «Урал» М-66 (рус.)
- Урал вошел в десятку лучших мотоциклов 2010 года (рус.)
- Русский мотоцикл Урал — это тренд! (рус.)
- Review: 2009 Ural T sidecar motorcycle isn’t as retro as it looks (англ.)
- 2010 Ural sT Review (англ.)
- New Ural «T»- an offer from Russia you can’t refuse (англ.)
- «Urban Warfare» Motorcycles For Sale In Iraq (англ.)
- URAL SIDECAR RIG (англ.)
- Ural Military Sidecar (англ.)
- Мотоцикл Урал на YouTube
- Мотоциклы Урал в Ираке на YouTube
Список моделей
- ИМЗ М-52 (1957 год) — модель с ходовой от М-72 и двигателем 500 см³. Выпущена только опытная партия 250 мотоциклов;
- ИМЗ М-61 (1960—1961 гг.) — переходная модель с ходовой от М-72 и новым двигателем (650 см³);
- «Урал» М-62 (1961—1965 гг.) — новая коробка передач, модернизированная система зажигания и увеличенные хода подвески;
- «Урал» М-63 (1964—1971 гг.) — маятниковая подвеска заднего колеса с гидравлическими амортизаторами, новые глушители;
- «Урал» М-66 (1971—1973 гг.) — значительно модернизирован двигатель, мощность повысилась до 32 л.с.;
- «Урал» М-67 (1973—1976 гг.) — применён 12-вольтовый генератор;
- «Урал» М-67-36 (1976—1983 гг.) — двигатель мощностью 36 л.с.;
- «Урал» ИМЗ-8.103-30 (1983—1986 гг.) — модернизирована задняя подвеска, установлена система выпуска с одним глушителем;
- «Урал» ИМЗ-8.103-10 (1986— ? гг.) — появилась коробка передач с задним ходом;
- «Урал» ИМЗ-8.103-40 Турист — оснащен рычажной передней вилкой;
- «Урал» ИМЗ-8.123 Соло — одиночка на базе ИМЗ-8.103-10, мощность двигателя 40 л.с., 18-дюймовые колеса;
- «Урал» ИМЗ-8.1037 GEAR-UP;
- «Урал» ИМЗ-8.1036 Ретро
Спортивные мотоциклы
- М-52С для шоссейно-кольцевых гонок;
- М-52К для кроссовых соревнований;
- М-61К для кроссовых соревнований;
- М-62К для кроссовых соревнований;
- М-77 для шоссейно-кольцевых гонок.
- К-1000 для кроссовых соревнований;