Что лучше — колесный или гусеничный вездеход
Отечественные компании предлагают несколько разновидностей снегоболотоходов. Некоторые образцы оснащены колесами, другие — гусеницами. Иногда встречаются и комбинированные модели колесно-гусеничных вездеходов, однако чаще всего их собирают по заказу. Чтобы определить, какое транспортное средство является наиболее эффективным в условиях бездорожья, нужно ознакомиться с сильными и слабыми сторонами каждого образца.
К преимуществам колесных транспортных средств относят следующее:
- возможность передвижения по грунтовому или асфальтовому покрытию;
- масса автомобиля на колесах меньше, чем на гусеницах;
- расходуют меньше топлива;
- ходовая часть таких машин устроена легче, чем у аналогичных гусеничных моделей, поэтому ремонтировать и обслуживать их проще, особенно в полевых условиях;
- несмотря не меньший вес устройства, вездеход может перевозить такое же количество пассажиров и грузов, как оппонент;
- колеса не приносят большого вреда растительности;
- легко передвигаются по воде.
Сильными сторонами гусеничного вездехода считается следующее:
- максимальная проходимость — он пройдет там, где не справится ни один другой транспорт (целина, болотистая местность, талый рыхлый снег и т.д.);
- звенья цепи складываются в двух плоскостях, что обеспечивает плавность движения, вездеход ползет по поверхности, как змея;
- транспортное средство способно преодолевая высоты, которые приравниваются к габаритам самой техники;
- ряд машин оборудован гусеницами, которые не вредят асфальтовому покрытию и не требуют дополнительного разрешения для передвижения по шоссе;
- остальные модели оснащены специальной резиновой «обувью», которая позволяет двигаться по обустроенным дорогам.
Сказать однозначно, что лучше — гусеницы или колеса, достаточно сложно. Выбор зависит от условий эксплуатации.
В условиях полной непроходимости гусеничный транспорт лучше справится с поставленными задачами.
Если же речь идет о простых грунтовых дорогах в загородной местности, то колесного транспорта будет более чем достаточно.
БТ361А-01 «Тюмень»
Завершает обзор советских супервездеходов сочлененный болотоход-монстр с непроизносимым индексом и длиной фуры. Его разработали под запросы добывающей отрасли, которой для обслуживания удаленных месторождений требовался мощный транспортер с высокой грузоподъемностью и экстремальной проходимостью. Проектированием занималось Специальное конструкторское бюро «Газстроймашина» из Тюмени. Отсюда и название модели.
БТ361А-01 «Тюмень»
Из-за специфичных требований конструкторам пришлось применить нетривиальные инженерные решения. Они остановились на сочлененной схеме с парой отдельных гусеничных тележек. Над ними разместили агрегаты и грузовую платформу. Не правда ли, внешний вид «Тюмени» кажется очень знакомым, несмотря на ходовую часть? Это потому что ее кабина позаимствована у К-700 «Кировец», монстра среди тракторов. Двигатель — 300-сильный дизель ЯМЗ-240БМ. В паре с ним агрегатирована четырехрежимная 16-ступенчатая коробка передач.
Вот другие впечатляющие подробности о внедорожном транспортере. Длина составляет 15,56 метров, ширина — 3,74 метра, высота — 3,76 метра. Снаряженная масса равна 46 тонн. Грузоподъемность — 36 тонн. Дорожный просвет в 600 мм примерно втрое больше клиренса обычных кроссоверов.
«Тюмень» разработали за полгода, протестировали в конце семидесятых годов и выпускали до конца восьмидесятых. Кстати, это был едва ли не первый случай в истории советского автомобилестроения, когда технику с сочлененной схемой довели до испытаний, а затем и до серийного производства.
Урал-5920
Полагаем, в России не найдется человека, не слышавшего о продукции славного миасского завода. Тем не менее, в его гамме есть белые пятна. Одно из них — это супервездеход Урал-5920, который выпускался с 1985 по 1989 год. Достаточно увидеть его единожды чтобы остаться под сильнейшим впечатлением. Грузовик, буквально парящий над гусеничными движителями, можно встретить не каждый день!
Урал-5920
Монстр проходимости по задумке своих создателей должен был действовать при температурном диапазоне от +40 до -50 С и на территориях, где нет даже намека на дорогу. Первая его интересная особенность заключается в четырех коротких, а не двух длинных гусеницах ради более высокой маневренности. Немаловажное качество, ведь Урал-5920 — «парнишка» отнюдь не маленький! Гусеничный снегоболотоходный транспортер по габаритам схож с дачным домиком. Его длина — 9900 мм, ширина — 3000 мм, высота — 3700 мм. Полная масса — 22,5 тонны. Вторая ожидаемая фишка супергрузовика — ультимативная проходимость. Он способен преодолевать 58-процентный подъем и оставлять позади броды глубиной немногим менее двух метров.
ДТ-10 «Витязь»
Король бездорожья от Ишимбайского завода транспортного машиностроения удивляет одним внешним видом. Не самый красивый вездеход в мире! Впрочем, два гигантских «ящика» с гусеницами полностью оправдывают свое романтичное былинное название. «Витязь», как и другая техника в нашем обзоре, создавался для работы при нестерпимой жаре и сверхнизких температурах. Обитает он в Сибири, на Крайнем Севере и других диких, прекрасных и не слишком дружелюбных местах нашей родины.
ДТ-10 «Витязь»
Vitaly V. Kuzmin / Wikipedia
С точки зрения принципиальной конструкции ДТ-10 — это сочлененный гусеничный транспортер грузоподъемностью до 10 тонн. Первое звено с моторно-трансмиссионным отсеком, а также автономными системами обогрева и вентиляции вмещает от четырех до семи человек. Второе может использоваться для установки технологического и другого оборудования, либо быть выполнено в виде кузова с тентом. Соединяющее их поворотно-сцепное устройство с гидроцилиндрами горизонтального и вертикального складывания с принудительной блокировкой позволяет секциям поворачиваться в горизонтальной, вертикальной и продольно-вертикальной плоскости. На пересеченной местности «Витязь» творит чудеса. Например, взбирается на полутораметровые стены и преодолевает рвы шириной до четырех метров.
Многотопливный двигатель V12 мощностью 710 л.с. с центробежным нагнетателем под стать машине! Интересно, что запускается он с помощью электростартера от аккумуляторных батарей напряжением 24 В или с помощью системы пневмопуска с хранящимся в баллонах сжатым воздухом.
ГАЗ-47
Нижегородский вездеход имеет бесцветные обозначения ГАЗ-47 и ГТ-С (гусеничный транспортер-снегоболотоход), но якутские геологи кличут его «Степанидой». Он, как и АТ-Т, создан для экстремального офф-роуда и работы в климатическом аду. Спектр поставленных перед ГАЗ-47 огромный — от перевозки людей, обслуживания и строительства линий электропередач и нефтегазопроводов до участия в спасательных операциях.
ГАЗ-47
ГАЗ
«Степаниду» разрабатывали, опираясь на опыт выпуска легких танков времен Великой Отечественной войны, но без технических сюрпризов не обошлось. Вездеход получил переднее расположение двигателя и передние ведущие колеса. Мотор, в отличие от чудища на АТ-Т воображение не поражает — «всего лишь» бензиновая 3,5-литровая «шестерка» мощностью 70 л.с. Грузоподъемность — тонна. Вездеход производился с 1954 по 1964 год. На рубеже десятилетий он участвовал в Антарктическом внутриконтинентальном пробеге между станциями Мирный, Пионерская, Восток-1, Комсомольская, Восток и Амундсен-Скотт. Проще говоря, прошел ледяную пустыню с убийственными отрицательными температурами.
Заполярный «Шерп» и «Хаски»
Как полагают эксперты, серьёзных успехов Россия добилась и в разработке многофункциональных колёсных вездеходов, которые, как и их гусеничные «родственники», могут использоваться в самых суровых природно-климатических условиях.
Основными производителями колёсных снегоболотоходов в РФ являются петербургское предприятие «Шерп» и подмосковная компания «ТРЭКОЛ» (Люберцы). Их продукция пользуется большим спросом не только в России, но и за рубежом, в том числе в западных странах.
Так, в октябре 2019 года в канадском Торонто был представлен новейший двухзвенный вездеход марки «Шерп» с колёсной формулой 10×10, адаптированный под эксплуатацию в высоких широтах. На переднем звене располагается кабина, а на заднем можно разместить жилой или медицинский модуль, транспортный блок, электростанцию и даже небольшую буровую установку.
Грузоподъёмность «Шерпа» составляет 5,5 т, скорость движения по бездорожью — до 35 км/ч, по воде — до 6 км/ч, расход топлива — 9 л/ч. Главными достоинствами машины производитель называет плавность хода, простоту ремонта в полевых условиях, комфорт для экипажа и способность при полной нагрузке выбираться на лёд из полыньи.
Как заявил ранее в интервью RT начальник экспериментально-испытательного отдела компании «Шерп» Александр Чикин, представленная в Канаде новинка будет выпускаться в вариантах для геологоразведки, укладки кабеля, вахтовки рабочих и транспортных нужд.
Одной из последних моделей люберецкого «ТРЭКОЛа» является вездеход «Хаски» с колёсной формулой 6×6. Снегоболотоход будет поставляться российской армии и уже прошёл сертификационные испытания на Бронницком полигоне Минобороны РФ.
«Хаски» предназначен для выполнения транспортных задач. Машина способна перевозить до 14 человек (включая водителя) и до 1,5—2 т груза. По мнению главного конструктора «ТРЭКОЛа» Андрея Теплова, новый вездеход является одной из лучших амфибийных машин с дюралюминиевым каркасно-панельным кузовом в мире (в России и за рубежом распространены в основном снегоболотоходы со стеклопластиковым кузовом).
«В условиях Арктики дюралюминиевый корпус обладает лучшей ремонтопригодностью. Его относительно несложно починить в полевых условиях, тогда как для работы со стеклопластиковым кузовом не обойтись без тёплого помещения. Также у кузова «Хаски» в два раза толще стенка (50 мм) по сравнению с другими нашими моделями. Это позволило хорошо утеплить машину», — заявил ранее в разговоре с RT Теплов.
Снегоболотоход на гусеничных шасси ГАЗ-34039-22
Эта специализированная машина является незаменимыми помощником для спасателей МЧС при проведении поисковых и спасательных мероприятий в болотистых и горных районах, местностях с глубоким снежным покровом, а также на грунте с низкой грузонесущей способностью.
Снегоболотоход на гусеничных шасси ГАЗ-34039
Техника предназначена для работы в суровых климатических условиях, осуществляет транспортировку груза или людей на местности, где отсутствуют проходимые дороги. Водоемы также не являются для него преградой. Может буксировать груз массой до 2 тонн.
Имеет герметичный корпус, который включает кабину (2 места) и салон на 10 пассажиров, который оснащен дополнительно складными лавками и откидным бортом.
Масса снегоболотохода составляет 4,5 тонны, не считая груз и экипаж. Максимальная скорость на суше достигает 60 км/ч., на водной поверхности не более 6 км/ч. При полной загрузке машина способна преодолевать препятствия с углом наклона 350.
Снегоболотоход Трэкол-39292д
Благодаря широким шинам со сверхнизким давлением при необходимости может использоваться на тонком льду. В комплектацию входит лебедка, с помощью которой снегоболотоход вытаскивает автомобили из полыньи, болот или горной местности.
Вместимость составляет 8 человек. Кузов утеплен. На неоднородном грунте или с низкой несущей способностью транспортирует грузы массой до 600 кг.
На ровной местности без препятствий набирает скорость 70 км/ч. Эксплуатация осуществляется при следующих температурах, от -40 до +45 градусов.
- https://SpecMahina.ru/vezdehod/gusenichnyy-snegobolotohod.html
- https://rosvezdehod.ru/katalog.htm
- https://quto.ru/journal/articles/kruzak-kurit-v-storonke-sovetskie-supervezdekhody-ne-znavshie-pregrad.htm
- https://russian.rt.com/russia/article/775316-snegobolotohod-5901-armiya-arktika
- https://fireman.club/statyi-polzovateley/snegobolotohodyi-mchs-na-gusenitsah-i-kolesah-sverhnizkogo-davleniya/