Охлаждающая жидкость. Теория.
Если отдавать себе отчет и логически подумать, то такой вопрос, как — можно ли смешивать антифриз с тосолом в системе охлаждения автомобиля, будет парадоксальным. Ну сами подумайте, зачем этим заниматься специально.
Другое дело, если произошел форс-мажорный случай на трассе, когда в автомобиле порвались патрубки, идущие к бочку с охлаждающей жидкостью или потек радиатор. А тут еще нет поблизости ни одного автомагазина. В этих условиях, чтобы хоть как-то доехать до автомастерской, залить хоть что-то необходимо. По приезду в мастерскую Вам все равно сольют всю охлаждающую жидкость, промоют систему и зальют новую охлаждайку. По другой причине здравомыслящий современный человек не будет мешать жидкости в бачке.
Однако, чисто для информации, автолюбитель должен знать о том, можно ли в принципе это делать…
Состав охлаждающих жидкостей
Не взирая на названия, и тосол и антифриз очень похожи по составу.
Тосол – охлаждающая жидкость, созданная еще в СССР. Первоначально изготавливался в двух видах. Первый из них — синий, способный выдерживать температуру до 40 градусов со знаком минус. Второй вид – красный. Эта жидкость способна выдерживать еще более суровые условия – температуру до -65. В основу тосола входят: этиленгликоль, дистиллят и различные присадки.
Антифриз – охлаждающая жидкость, которая бывает трех видов: зеленый (G11), красный (G12) и синий или желтый, или фиолетовый (G13). Зеленый и красный антифриз основаны, как и тосол, на этиленгликоле, дистилляте и различных присадках. Антифриз G13 в основе имеет вместо этиленгликоля пропиленгликоль, что далеко не одно и тоже.
Однако, Вы, наверное, захотите поинтересоваться можно ли смешивать антифриз с тосолом в системе охлаждения автомобиля, при этом антифриз вида G11 или G12. Вроде как они похожи. Но, к сожалению, экспериментаторов составы этих охлаждаек не совсем идентичны.
Присадки. В них вся «соль»…
Рассматривая используемые присадки, нужно вспомнить о том, что они бывают также различных видов. А именно антикоррозионные, защитные и гибридные. Рассмотрим их…
- Антикоррозионные присадки способны бороться с внутренними очагами коррозии. Происходит блокирование очагов ржавчины и других отложений. В их основе лежат органические вещества. Такие присадки используются в красном антифризе.
- Защитные присадки защищают систему, образуя в шлангах, патрубках и радиаторе специальную пленку. В их основе лежат исключительно химические элементы. Присадки этого вида характерны для зеленого антифриза.
- Гибридные присадки, как Вы догадываетесь, представляют собой смесь защитных и антикоррозийных присадок. Присадки такого вида применяются в синем антифризе (G13).
Что же касается тосола, то в такой охлаждающей жидкости применяются присадки, такие как в зеленом антифризе. Они весьма похожи.
Сравнение тосола и антифризов
Смешивая тосол и зеленый антифриз, Вы получаете одинаковые компоненты базы и присадок. В этом случае смесь будет безопасна для Вашего авто, выполняя свои основные функции.
Смешивая тосол и красный антифриз, получается одинаковая база, но разные присадки. Такое смешивание делать можно, но совсем нежелательно, так как антифриз по сравнению с тосолом работает по-другому. А именно, он не покрывает стенки шлангов (патрубков) защитной пленкой. Он борется непосредственно с очагами. Как результат, в бачке получится смесь двух видов присадок. Эффективность их работы под вопросом.
Смешивать тосол и фиолетовый антифриз в принципе не рекомендуется. Стоит сразу отметить то, что антифриз этого вида очень дорогой по стоимости. Тосол – жидкость куда менее качественная и дешевая. Смешивать ее с добротным продуктом – это в корне не верно. Также разница в спиртах (этиленгликоль и пропиленгликоль). Как эти спирты будут вести себя в паре – неясно. Ну и третье различие в присадках (в одном случае стоят гибридные присадки, а в другом только защитные). Велика вероятность выпадения осадка и снижения характеристик.
Цвет охлаждающей жидкости
В заключении хотелось бы несколько слов про цвета. Для многих вопрос смешивания жидкости решается просто подбором одноцветной консистенции. Однако, это совсем неправильно. По какой причине? — спросите Вы. На это есть свое объяснение. В настоящий момент нет какого-то жесткого стандарта по охлаждающим жидкостям, касающегося цветов. Другими словами, бывают антифризы с маркировкой G11, но по цвету это будет жидкость не обязательно зеленой. Вполне такая жидкость может быть и другого цвета, в частности желтой или красной. Тоже самое касается антифризов с маркировками G12 и G13. Что же касается тосола, то с этой жидкостью на данный момент все более ясно. Они бывают или голубыми, или красными.
Но все же давайте ответим на поднятый в статье вопрос — можно ли смешивать антифриз с тосолом в системе охлаждения автомобиля. Как мы определили, смешивать можно только тосол с антифризом G11. В остальных во всех случаях делать подобные консистенции нельзя. Если Вы захотите поменять тосол на антифриз, не нужно их смешивать. Лучше обратиться на СТО, где Вам сделают замену безопасно, и Ваш автомобиль будет работать стабильно!
Можно ли смешивать антифриз с тосолом в системе охлаждения автомобиля?
Нередко во время движения возникают критические ситуации, и иногда приходится смешивать различные охлаждающие жидкости. Поскольку современный рынок автохимии пестрит различными хладагентами, не всегда их смешивание приводит к хорошему результату. Иногда появляется пена, выпадает осадок и забиваются соты радиаторов, а также рубашка охлаждения двигателя.
Смешивать антифризы по цветам ни в коем случае нельзя, поскольку цвет дает краситель, добавленный в охлаждающую жидкость. Производитель вправе самостоятельно изменить оттенок хладагента. Да, все придерживаются определенной цветовой гаммы, и чаще всего она соответствует классификациям. Но на рынке с каждым годом появляются новые продукты. В последнее время для того, чтобы выделиться, различные жидкости стали окрашивать в яркие неординарные цвета.
Что такое тосол
Тосол — это российское название антифриза. Это просто товарный знак. Очень глупо думать, что тосол и антифризы — разные жидкости. В общем и целом это хладагенты, выполняющие функцию охлаждения силовой установки. Тосол соответствует антифризам класса G11.
Тосол — обычный гибридный антифриз, предназначенный для старых автомобилей. Его главная задача — обеспечивать отвод тепла и не замерзать при низких температурах. В составе есть силикаты или фосфаты, а также кислоты карбоксильной группы. Он отлично обеспечивает защиту системы охлаждения от коррозии, имеет хорошую теплопроводность, а его температура кипения равна 105 градусам Цельсия.
Наименование показателяНорма для жидкостиМетод испытанияОЖ-КОЖ-65ОЖ-401. Внешний видПрозрачная однородная окрашенная жидкость без механических примесейПо п. Плотность, г/см31,100-1,1501,085-1,1001,065-1,085По п. Температура начала кристаллизации, °С, не вышеМинус 35 при разбавлении дистиллированной водой в объемном соотношении 1:1Минус 65Минус 40По п. Фракционные данные:температура начала перегонки, °С, не ниже100100100По п. 4массовая доля жидкости, перегоняемой до достижения температуры 150 °С, %, не более54050По п. Коррозионное воздействие на метилы, г/м2•сут, не более: медь, латунь, сталь, чугун, алюминий0,1
при разбавлении солевым раствором в объемном соотношении 1:10,10,1По п. 5припой0,2
при разбавлении солевым раствором в объемном соотношении 1:10,20,26. Вспениваемость:объем пены, см3, не более303030По п. 6устойчивость пены, с, не более5
при разбавлении раствором хлористого цинка в объемном соотношении 1:1337. Набухание резин, %, не более5
при разбавлении дистиллированной водой в объемном соотношении 1:155По ГОСТ 9. 030, разд. 1 и п. 7 настоящего стандарта8. Водородный показатель (рН)7,5-11,0
при разбавлении дистиллированной водой в объемном соотношении 1:17,5-11,07,5-11,0По ГОСТ 22567. 5 и п. 8 настоящего стандарта9. Щелочность, см3, не менее101010По п. 910. Устойчивость в жесткой водеРасслоение и выпадение осадка не допускаютсяНе определяетсяПо п
Чем отличается антифриз
Антифриз G11 ничем не отличается от всем известного ТОСОЛА. А вот более совершенные виды охлаждающей жидкости с классификациями G12 и G13 имеют абсолютно другой состав, благодаря которому они отличаются от тосола. Например, срок службы современных хладагентов составляет более 5 лет, они лучше защищают элементы системы охлаждения, а также обладают смазывающими свойствами, что увеличивает ресурс помпы. К плюсам можно отнести более широкий температурный диапазон.
Обычный ТОСОЛ противопоказан современным автомобилям. Его использование в новых машинах может привести к плачевным последствиям. Агрессивная жидкость с легкостью может разъесть радиаторы охлаждения, рубашку охлаждения. Тосол не обеспечивает должную смазку подшипника помпы.
Классификация присадок
Всем известная классификация антифризов была придумана компанией Volkswagen для облегчения разделения жидкостей по составам. По сей день широко распространена, используется при сертификации охлаждающих жидкостей.
Таблица классификаций антифризов:
Класс антифризаОписаниеG11Гибридный антифриз (G11) — зеленая, бирюзовая, синяя или желтая жидкость, содержащая силикаты или фосфаты в качестве ингибиторов. Срок службы — 3 года. Тип: неорганический. Производят «гибриды» с 90-х годов. Подклассы G1+ и G11++ отличаются процентным соотношением карбоновых кислот. G11 антифризы (Тосол) рассчитаны на старые автомобили с большим объёмом охлаждающей системы. Они создают по всей охлаждающей системе защитную пленку, которая защищает детали от коррозии, но у этой защиты есть недостаток — эта защитная пленка понижает теплопроводность. Поэтому в современном автомобиле с тонкими каналами охлаждающей системы G11 не подходит, т. ухудшается охлаждение двигателя. К тому же температура закипания антифриза G11 составляет 105 градусов. Максимальный срок службы таких ОЖ 2-3 года или до 50-80 тыс. пробегаG12Карбоксилатный антифриз (G12) — органическая жидкость красного цвета (разных оттенков). Служит уже 5 лет и намного лучше защищает металл от ржавчины и кавитации, чем хладагенты класса G11. Красные антифризы адсорбируются только в очагах коррозии, формируя слой толщиной 0,1 микрон. То есть внутренняя поверхность системы охлаждения не покрывается полностью, а только там, где есть необходимость. Это положительно сказывается на теплообмене: эффективность охлаждения двигателя не снижается. G13 и
Лобридный антифриз G13 (ранее G12+) — органическая основа дополнена минеральными ингибиторами. Такой антифриз образует сверхтонкую защитную пленку на металле, которая реагирует только с очагом коррозии. В состав лобридных жидкостей входят органические кислоты и силикаты. Срок службы такого антифриза неограничен при условии заливки в новый автомобиль. Цвет — красный (первые составы), оранжевый и желтый (новые составы), фиолетовый (составы после 2012 года). Составы разработаны в 2008 году, активно применяются производителем «Пежо» и «Ситроен». G13 2008 года — оранжевая или желтая охлаждающая жидкость, созданная, в отличие от предшественников, на основе стал пропиленгликоля. Из-за этого свойства антифриза намного лучше, чем у других классов, но и цена самая высокая. Так что определить G13 можно даже не по цвету, а по ценнику в автомагазине.
Довольно легко провести аналогию соответствия цвета жидкости и ее состава. Антифризы класса G11 обычно синие и зеленые. G12, как правило, красного цвета. А хладагенты G13 получили фиолетовый, красный и желтый цвета.
Технические характеристики антифризов:
Наименование показателяНормы для антифриз g11Нормы для антифриз g121. Внешний видОднородная прозрачная окрашенная жидкость без механических примесей зелёного цвета. Однородная прозрачная окрашенная жидкость без механических примесей красного цвета. Плотность при температуре 20°С в пределах1,065 – 1,085 г/cм31,065 – 1,085 г/cм33. Температура начала кристаллизации не вышеМинус 37 °СМинус 37 °С4. Температура кипения при давлении 101,3кПа (760 мм. ) не ниже108 °С108 °С5. Массовая доля воды не более50 %50 %6. Запас щелочности не менее10 см33 см37. Вспениваемость:
объем пены через 5 мин не болеевремя исчезновения пены не более30 cм3
30 cм3
8. Водородный показатель (рН) при температуре 20 °С, в пределах6,5-11,06,5-11,09. Коррозионное воздействие на металлы, г/м3 в сутки не более:
медь М1 (ГОСТ 859-78)латунь Л68 (ТУ 48 — 2 1- 5005 — 80)припой ПОС-35 (ТУ 48 — 13 — 10 — 84)алюминий АК-6М2 (ОСТ 48-178-80)чугун GН-190 (по нормам ФИАТ ВАЗ 52205) или Сч-25 (ГОСТ 1412- 85)сталь СТ-20 (ГОСТ 1050)0,1
0,1
10. Воздействие на резину при температуре 100 °С в течение 72 часов. Изменение объема не более:
стандартные образцы резины 57-5006 (ТУ 38 — 105 — 250 — 77) класс ТРП-100-60стандартные образцы резины 57-7011 (ТУ 38 — 105 — 262 — 78) класс ТРП-100-605%
5%
11. Стойкость в жесткой водеНе определяетсяне определяется12. Фракционные данные:
температура начала перегонки не нижемассовая доля жидкости, перегоняемой до температуры 150 °С не более100 °С
55 °С
Стоит отметить, что цвет жидкости ни на что не виляет. Это обычный краситель, как правило, неестественного цвета. Изначально цвет был введен для того, чтобы человек случайно не выпил сладковатую на вкус жидкость. Именно поэтому автопроизводители специально добавляли в свои жидкости красители ярких оттенков.
Можно ли смешивать тосол с антифризом
Смешивание тосола с антифризом допустимо не всегда. Смешивание не совместимых жидкостей может привести к очень плачевным последствиям. Даже если никакого осадка не выпало, пена не появилась и доливка вроде бы прошла гладко, не стоит радоваться. Смесь антифриза с тосолом не обеспечит достойной смазкой помпу, а отвод тепла от рубашки охлаждения двигателя ухудшится.
Давайте конкретно разберемся, с чем можно смешивать тосол:
- Тосол и G11 гибридный (зеленый) — по составу две абсолютно одинаковые жидкости, различаются только цветом, ведь тосол обычно синий. Такое смешивание допустимо и не повлечет за собой никаких негативных последствий, разве что цвет жидкости изменится ближе к черному. Благодаря одинаковым составляющим, тосол и антифриз G11 можно смешивать без опаски;
- Тосол и G12 карбоксилатный (красный). Такие жидкости нельзя смешивать ни в коем случае. Даже доливка тосола в антифриз класса G12 полностью противопоказана. Как правило, при смешивании таких жидкостей выпадает осадок, забиваются соты радиаторов. Это может привести к серьезному перегреву двигателя. Если невозможно добавить подходящий антифриз, то лучше долить воды и доехать до ближайшего автомагазина для покупки новой охлаждающей жидкости;
- Тосол и G13 лобридный (фиолетовый)— смешать данные жидкости можно. Никаких осадков и новообразований не будет. Но надо понимать, что срок службы такой жидкости существенно уменьшится, также не стоит рассчитывать на заявленную защиту элементов системы охлаждения от коррозии. В целом ничего страшного не произойдет, но смешивать Тосол с фризом G13 не рекомендуется.
Абсолютно точной информации о смешиваемости нет, поскольку производители автохимии используют разные компоненты в своих продуктах. Реакция отдельных составляющих и присадок абсолютно не предсказуема. Лучшим вариантом будет доливка такой жидкости, которая залита в двигателе вашего автомобиля.
Таблица смешиваемости антифризов:
Тип жидкости для доливанияТип антифриза в охлаждающей системеG11G12G12+G12++G13G11+Запрещено смешивание+++G12Запрещено смешивание++++G12++++++G12+++++++G13+++++
Таким образом, смешивать можно практически все охлаждающие жидкости, главное, не мешать антифризы классов g11 и g12.
Можно ли смешивать охлаждающие жидкости с водой
Любую охлаждающую жидкость можно смешать с водой. Но нужно помнить, что вода должна быть дистиллированной, иначе система охлаждения забьется различной накипью и отложениями. При смешивании температура замерзания охлаждающей жидкости серьезно увеличится. Смесь антифриза с водой может с легкостью замерзнуть при минус 10-15 градусах. В критических случаях можно с добавить обычной воды и продолжить движение, главное, после этого промыть систему охлаждения и залить новый антифриз.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них