Перейти к содержимому

История разработки и секрет успеха ВАЗ-2109

  • автор:

ОЧЕНЬподробно:    ЛАДА СПУТНИК

О том что переднеприводный автомобиль лучше заднеприводного по эксплуотационным показателям, в автомобильном мире поняли в конце 70-х. В СССР к этому времени только-только поставили все версии «русифицированного» FIAT-124, но тоже решили не отставать от иностранцев.

прототип 2108 1983г. фото портал автомобильных обоев

Первенец переднеприводного семейства предстал перед публикой осенью 1984г. на ВДНХ СССР в Москве, где открылась грандиозная экспозиция «60 лет Советскому автопрому». Впервые советские граждане увидели «технику XII пятилетки» — ВАЗ-2108. Вместе с откомандированными на выставку инженерами в Москву впервые пробрался слух о участии Porsche, в создании модели. Сначала руководство ВАЗа отрицало сам факт причастности немецкой фирмы, но потом нехотя стало соглашаться, а после «перестройки» и вовсе стала даже гордится эти фактом. Конечно угловатый дизайн, из-за которого машину прозвали «зубилом», «порше» не причастна. На её «совести» двигатель, который окозался довольно тяговитым и экономичным; также дверные ручки тоже приписывают немецкой фирме, но это уже слухи

Сразу скажем, что внутреннее имя «СПУТНИК», не прижилось и на экспорт машины уходили по именем «САМАРА», а седан 21099 — по именем FORMA. А вскоре все машины стали именоваться «SAMARA».

Непривычный, оригинальный для того времени дизайн автомобиля ВАЗ 2108 потребовал времени на перелом консервативного мнения отечественных автолюбителей. А пресловутый «клюв» породил множество фирм занимающихся своеобразным «тюнингом». Однако на ВАЗе тоже решили от них не отставать и в 1990г. появился 21083 с новым передком и более мощным двигателем. Позже этот передок и этот двигатель «перекочевали» на всё семейство.

В 1988г. появилась более «семейная» версия — пятидверный хетчбек 2109, он на же «девятка». Так как универсала в семейтсве так и не появилось, 2109  на долгое время стала «рабочей лошадкой» по сравнению с молодежной восьмеркой и солидной «девяносто девятой».

В независимости от политического строя, в нашей стране седаны любят больше нежели семейный универсал или спортивный хетчбек. Поэтому в 1990г. на дорогах страны появился ВАЗ-21099. Внешне, кроме кузова, он ни чем не отличался от хетчбеков 21093 и 21083. Однако в размерах автомобиль немного прибавил(например, в длину — 200мм.

За почти 20 лет производства на ВАЗ 2108(а соответственно и других моделях семейства) побывало немало двигателй, как  карбюраторные так и впрысковые рабочим объемом 1,1 л (ВАЗ 21081), 1,3 л (ВАЗ 21080) и 1,5 л (ВАЗ 21083). Мелкими сериями в условиях опытно-промышленного производства выпускалась модификация с двигателем рабочим объемом 1,6 л (ВАЗ 21084). Также были версии с роторно-поршневым двигателем (с индексом -91). Так как над двигателем поработала немецкая «ПОРШЕ», то и экономичность, динамика, управляемость и устойчивость на различных типах дорог были на уровне.

Салон «самары» был вполне современный, правда за почти 20 лет производства так и не поменялся. Приборная панель, например, навивает ностальгическую грусть по 1980-ым. А вот КП навевает скорее ненависть к машине, чем ностальгию. Кому сказать «спасибо» за такой алгоритм переключения передач, когда «задняя передача» находится там, где раньше была «первая». Естественно, новичок захотя тронуться вперёд, поедет назад, представьте его реакцию. Да что там говорить, даже бывалые водители путаются.

С эргономикой всё более или менее в порядке, всё под рукой просто и понятно. А вот  спинка заднего сиденья за почти 20 лет производства хоть и складывается, но «разрезной» она так и не стала, т. перевозить длинномеры(вроде лыж) придётся либо без задних пассажиров, либо на крыше.

на фото — уже более современный руль от второго поколения

Из элементов безопасности только подголовники(да и то только у передних), зато ремни безопасности имеются только на 4 персоны, пятый там просто не поместится, хотя по заводским документам — должен.

Помимо известных нам модификаций в разное время выпускались: 2109Ф Челнок — грузопассажираская версия «спутника»,  кабриолет на базе 2108 —  «Наташа», полноприводник ВАЗ-210934 «Тарзан», лимузин на базе 21099 — ЛЛД АМАДЕО 500. Остановимся на них по подробонее.

Грузопассажирская версия  под индексом «Ф» выпускалась очень недолго и поэтому на дорогах почти не встречается. Однако в последние годы выпуска семейства выпускались фургоны ВИС-2348 с передком от 2108. Единственное чем отличается «Ф» от обычной «самары», так это белой вставкой, закрывающий грузовую часть автомобиля.

Некогда популярный во Франции и почти неизвестный в России, единственный отечественный карбиолет на базе «восьмёрки». Её дизайн разработал бывший ВАЗовкий сотрудник живущий ныне за границей. Кузов машины делали в Тольятти, а сам автомобиль собирали в Бельгии. Почему решили так мило назвать автомобиль, нам неизвестно. Вообщем наших  «наташ» было выпущено всего несколько сотен штук. Но это всё же что-то, по сравнению с еденичными кабриолетами ГАЗа(на базе ГАЗ-21 и 24) и УАЗа(на базе УАЗ-469). Был еще кабриолет «амадео», но это уже инициатива «с низу» — т. тюнинингово ателье.

Автомобиль ВАЗ-210934 «Тарзан» был создан специалистами НТЦ ОАО «АвтоВАЗ» совместно с тольяттинской фирмой «Лада-Консул», которая к тому же является официальным дилером ВАЗа. На специально изготовленной раме были смонтированы узлы и агрегаты от «Нивы», а на получившуюся таким образом «тележку» устанавливался кузов от вазовской «восьмерки» или «девятки». Впоследствии в 2000 году «Ладой-Консул» совместно с тольяттинским ЗАО «Сатол» был разработан проект универсального транспортного средства – УТС на базе полноприводного «Тарзана» ВАЗ-210934. Конструкция рамы позволяла без особых проблем устанавливать на «Тарзан» навесное оборудование. Был еще «Тарзан-2», но он уже в кузове универсала 2111.

В период первоночального накапления капитала и становления бизнеса в России, этому самому бизнесу требовались представительские автомобили. По сути ни у кого из российских заводов их не окозалось. Был только дорогой ГАЗ-3105 «Супер Чайка», но он «не пошел». Но дочернее ВАзовское предприятие «АМАДЕО» разработало на базе седана 21099 лимузин «ЛЛД АМАДЕО 500». Внешне он от обычной «девятки» отличелся только навестным пластико и удлинённой на 170мм. кузовом. Внутренних отличий гораздо больше. Тут тебе и вся современная электроника и новейшие системы безопастности; вообщем в нем было всё о чем наши серийные машины могли только мечтать. Однако автомобиль не стал даже мелкосерийным, отчести из-за того что «бизнес» предпочитал MERCEDES, VOLVO, LINKOLN.

Кабриолет Bohemia, изготавливался на базе экспортного 2108-кабриолет.

ВАЗ-21099ВАЗ-21099iВАЗ-21099-21Двигательбензиновый карбюраторный 21083 объёмом 1,5л. и мощностью 67л. или 77л. (2111)бензиновый карбюраторный объёмом 1,5л. и мощностью 79л. бензиновый карбюраторный объёмом 1,5л. и мощностью 70л. КузовТрансмиссия и КПпереднеприводная/ 5МКПпереднеприводная/5МКПпереднеприводная/5МКПРасход топлива, на 100км. пути8,7л. 8,5л. Подвеска: передняя — независимая типа McPherson, задняя — на продольных рычагахТормоза: передние — дисковые, задние — барабанные
Подвеска: передняя — независимая типа McPherson, задняя — на продольных рычагахТормоза: передние — дисковые, задние — барабанные
Подвеска: передняя — независимая типа McPherson, задняя — на продольных рычагахТормоза: передние — дисковые, задние — барабанные
Дополнительная информацияКолесная база, мм   2460Колея колес спереди, мм 1400Колея колес сзади, мм   1370Снаряженная масса, кг   915Полная масса, кг    1340Объем багажника, л  330Объем топливного бака, л    43
Колесная база, мм   2460Колея колес спереди, мм 1400Колея колес сзади, мм   1370Снаряженная масса, кг   970Полная масса, кг    1395Объем багажника, л  330Объем топливного бака, л    43Максимальная скорость, км/час   160Разгон до 100 км/час, с 14
Колесная база, мм   2460Колея колес спереди, мм 1400Колея колес сзади, мм   1370Снаряженная масса, кг   920Полная масса, кг    1415Объем багажника, л  365Объем топливного бака, л    43Максимальная скорость, км/час   156Разгон до 100 км/час, с 14

экспортная samara baltick собиралась в финляндии

паспорт    ЛАДА СПУТНИК(LADA SAMARA I): ВАЗ-09/093/0934

ВАЗ-2109ВАЗ-21093ВАЗ-21091ВАЗ-210934 Двигательбензиновый карбюраторный объёмом 1,3л. и мощностью 64л. бензиновый карбюраторный объёмом 1,5л. и мощностью 70л. бензиновый карбюраторный объёмом 1,1л. и мощностью 54л. Бензиновый, 4-цилиндровый(ВАЗ 21213) 1,7 м мощностью 61 л. Бензиновый, 4-цилиндровый(ВАЗ 2130) 1,8 м мощностью 59л. КузовТрансмиссия и КПпереднеприводная/ 5МКПпереднеприводная/5МКПпереднеприводная/5МКПРасход топлива, на 100км. пути5,7л. 5,9л. 5,9л. при скорости 90 км/ч   9,5- при скорости 120 км/ч  10,3- в городском цикле  11,8
Подвеска: передняя — независимая типа McPherson, задняя — на продольных рычагахТормоза: передние — дисковые, задние — барабанные
Подвеска: передняя — независимая типа McPherson, задняя — на продольных рычагахТормоза: передние — дисковые, задние — барабанные
Подвеска: передняя — независимая типа McPherson, задняя — на продольных рычагахТормоза: передние — дисковые, задние — барабанные
ПОДВЕСКА: независимая на базе ВАЗ 21213
Дополнительная информацияКолесная база, мм   2460Колея колес спереди, мм 1400Колея колес сзади, мм   1370Снаряженная масса, кг   915Полная масса, кг    1340Объем багажника, л  330Объем топливного бака, л    43
Колесная база, мм   2460Колея колес спереди, мм 1400Колея колес сзади, мм   1370Снаряженная масса, кг   920Полная масса, кг    1365Объем багажника, л  330Объем топливного бака, л    43Максимальная скорость, км/час   156Разгон до 100 км/час, с 13
Колесная база, мм   2460Колея колес спереди, мм 1400Колея колес сзади, мм   1370Снаряженная масса, кг   915Полная масса, кг    1340Объем багажника, л  330Объем топливного бака, л    43Максимальная скорость, км/час   139Разгон до 100 км/час, с 17
Максимальная скорость, км/ч 150Время разгона от 0 до 100 км/ч, с   16Емкость топливного бака, л  45Запас хода, км  450Снаряженная масса, кг   1230

  Протекает лобовое стекло - что делать, как устранить протечку

Из других «специфических версий» отметим также LADA SAMARA BALTIC, одна из первых нашим машин которая собиралась за границей. почти. Кузов делали в Тольятти а «лоск» наводили в Финляндии. Таким образом наши машины станивились конкуретноспособными за рубежом.

«девятки» сегодня выпускают только на Украине и в Казахстане, к нам они почти не попадают, будем прицениватся к подержанным экземплярам. ВАЗ-2108 1990-95г. сегодня в среднем по россии стоит 1500-1800$/40-50тыс. руб. За экземпляры последних годов выпуска(2000-2003г. ) просят уже5-5,5тыс. долл. /130. 000-145. 000руб.

Цены на пятидверный 21093 1999г. начинаются с отметки 3850$/99. 700руб  и заканчиваяются ценой в  5500$/142. 450руб. за автомобиль 2004 года выпуска

Седаны самые дорогие. Например, десятилетний 21099 обойдётся в почти 2000$/51. 800руб. , а более поздние экземпляры — уже около 6 тыс. долл. /155. 400руб.

Однако отметим, что все приведённые здесь цены могут разительно отличатся от цен стихийного рынка. Там вам могут предложить автомобиль и за одну тысячу, и за 10. Так что будьте внимательны.

Первый наследник семейства появился в 1997г. — седан ВАЗ-2115. С этого момента,  выпуск «Самар» первого поколения стал снижатся. К 2003г. с конвейера полностью ушли хетчбеки, а в 2004г. конвейер покинул седан, который до появления «десятки» считался самой пристижной моделью ВАЗа. Что ж, 20 лет на конвейере, более 3 милллионов выпущеных машин — хороший результат. Но к сожилению за такой длинный срок мы так и не увидели версию с кузовом «универсал», подушку безопасности и нормальный уровень комфорта. Хотя этот автомобиль второй после «классики» по популярности у любителей тюнинга. Но несмотря на это семейству есть чем гордится : про «девятку»(одну из немногих наших машин) есть песня и только 2108  однажды была признана даже «лучшем женским автомобилем года». Так что автомобили названные в честь столицы небольшой области РФ, оставили после себя славную память, причём в лице ВАЗ-2115/2114/2114 о которых мы поговори в следующем номере.

благодорим пресс-службу ОАО «АВТОВАЗ» за помощь в подготовке материала

Когда в 1985 году на дороги огромной страны вышла принципиально новая модель Волжского автозавода, наибольшее количество вопросов вызвал даже не её передний привод, а число дверей. Ведь до того все ВАЗы были четырех- или пятидверными, а у «восьмерки» с каждой стороны была всего лишь одна, пусть и длинная дверь, с помощью которой свои места в салоне занимали не только водитель и пассажир, но и обитатели второго ряда. Именно поэтому на выход пятидверного ВАЗ-2109 в 1987 году советские автолюбители отреагировали не просто положительно, а восторженно. Однако за три с лишним десятилетия с момента дебюта «девятки» она обросла некоторыми «гаражными» небылицами, причем отдельные из них смогли дожить до наших дней. Сегодня мы будем отделять исторические факты от народного мифотворчества, связанного с одной из самых популярных моделей ВАЗ.

Спутник — производство тольятинского автозаводаСамара — завода АвтоВАЗ в Самаре

Полностью согласен с KENTом. Это обозначение заводов изготовителей, по крайней мере раньше так было. То, что Спутник это Тольяти 100%. На счет Самары точно не уверен, но думаю также. Изначально собирались только в Самаре, от туда и логотип. Позже начался выпуск в Тольяти, поя вился спутник.

Да что спорить, посмотрите свою табличку (если до вас ее никто не смнеил), и сравните с ПТС. Там указан з-д изготовитель. У меня совпадает: Спутник-Тольяти.

Всего года не хватило первому вазовскому переднеприводному семейству до 30-летия конвейерной жизни. Уход эпохальной для нашего автопрома да и для всей страны модели в историю мы отметили, собрав семейный фотоальбом.

Предыстория

В СССР передний привод длительное время оценивался в целом отрицательно. Это было связано с невысоким качеством дорожного покрытия, так как одним из существенных недостатков переднего привод считалась плохая проходимость (из-за малой загрузки ведущих колёс), недостаточная способность к преодолению подъёмов, особенно на скользком покрытии. Для дорожных условий СССР полагались наиболее подходящими автомобили «классической» компоновки, а в классе микролитражных автомобилей — заднемоторной.

На рубеже 1960—1970-х годов интерес к переднеприводным конструкциям возрос во всём мире, включая СССР. Над переднеприводными прототипами работали в НАМИ, на Запорожском заводе, в Ижевске.

Свои варианты переднеприводного автомобиля были разработаны и на только что начавшем выпуск «Жигулей» Волжском заводе. Это были ВАЗ-Э1101 «Чебурашка» (1972) и ВАЗ-3Э1101 «Ладога», — последний позднее стал отправной точкой работ над будущей «Таврией».

Разработка[3]

Изначально планировалось разработать новое поколение заднеприводных моделей совместно с фирмой Fiat (аналогичный проект — «Полонез» — Fiat в те годы реализовывал в Польше на агрегатах Fiat 125). Сотрудничать же по созданию новой модели переднеприводного автомобиля представители «Фиата» отказались.

Позднее, после изучения тенденций на мировом рынке автомобилей и в расчёте на постепенное вытеснение существующей модели ВАЗ с конвейера без превышения оптимального срока службы оборудования, было решено делать принципиально новый переднеприводный автомобиль.

Прототипы таких автомобилей уже создавались на ВАЗе в начале 1970-х годов. Однако путь от прототипа до серийного производства долог и труден, а у коллектива Волжского завода опыта в создании автомобилей «с нуля» не было.

Было принято компромиссное решение: разработка автомобиля должна была вестись в Тольятти, но на этапе доводки и постановки в производство в качестве консультантов по конструкции и технологии должны были быть привлечены две иностранные фирмы, а на отдельные агрегаты планировалось приобрести лицензии и освоить их производство.

В ходе создания автомобиля было закуплено более 20 лицензий у зарубежных фирм, в частности, на реечное рулевое управление, сцепление, передние дисковые тормоза, подвеску «макферсон», замки дверей и т.

Проектирование

В мае 1977 года была начата выработка компоновочной схемы перспективного трёхдверного хетчбэка, её выполнил конструктор А. Москалюк.

Дизайн разрабатывали В. Пашко и В. Кряжев под руководством М. Демидовцева.

Внутреннее пространство салона разрабатывал с лета того же года В. Губа, проходивший до этого стажировку в Западной Германии на фирме Porsche. При разработке использовался посадочный макет для уточнения элементов посадки и эргономики.

Техническое задание на автомобиль было составлено осенью 1977 года, после чего началась процедура его отработки и согласования. Параллельно шла выработка документации на прототипы и подготовка к их изготовлению.

С середины 1978 года велось изготовление узлов для прототипов под руководством главного конструктора Я. Непомнящего.

  Зависание счетчика общего пробега - Официальный Форум любителей LADA Kalina и новой Лада Калина 2

Первый прототип был изготовлен 31 декабря 1978 года. Второго января следующего года были устранены найденные дефекты в проводке, и автомобиль в первый раз был опробован на ходу.

Впоследствии было изготовлено ещё некоторое число ходовых прототипов «первой серии». Весь 1979 год ушёл на их испытания и подготовку документации на вторую серию прототипов.

В качестве автомобилей, подробная информация о которых имелась у коллектива завода при проектировании ВАЗ-2108, называются все модели самого ВАЗа, включая «Ниву», Volkswagen Golf образца 1974 года, в меньшей степени — Fiat Ritmo. Кроме того, на ВАЗе имелись полученные ранее образцы устаревших Fiat 127 и Fiat 128.

Недостаток информации при отсутствии опыта мешал сразу выбрать оптимальные решения. Например, «первая серия» прототипов 2108 имела короткие прямые лонжероны, которые «упирались» в щиток передка (перегородку между моторным отсеком и салоном). Вторая серия прототипов уже имела более оптимальные с точки зрения жёсткости кузова и пассивной безопасности «ниспадающие» лонжероны, заходившие под днище автомобиля и в целом повторявшие решение, принятое на Fiat Ritmo. Но и этот вариант оказался далеко не окончательным.

Прототипы «второй серии» демонстрировались в Москве членам правительства и членам ЦК.

Доводка

На этапе доводки были непосредственно подключены зарубежные партнёры.

В качестве консультанта по конструкции была привлечена западногерманская фирма «Porsche». Это было связано во-первых с широкой известностью этой фирмы, инжиниринговое подразделение которой и до этого достаточно широко практиковало разработку автомобилей под заказ для сторонних производителей, а во-вторых — с тем, что сам Porsche выпускал автомобили совершенно иного класса, и в лице будущей продукции ВАЗа конкурентов себе не видел.

В качестве консультанта по технологии и инжинирингу специалисты ВАЗа выражали однозначное желание иметь «Фиат». Однако над переднеприводным автомобилем он работать отказался, и в качестве альтернативы предложил свою дочернюю фирму UTS, которая занималась технологическими разработками.

В январе 1980 года был подписан контракт с Porsche, летом того же года — с UTS. Работы велись одновременно в Тольятти, Штутгарте и Турине, но все ключевые решения принимались в Тольятти.

Контракт предусматривал совместную разработку трёхдверного хетчбэка с 1,3-литровым двигателем (проект «Гамма» — будущий ВАЗ-2108); остальные модели, с иными вариантами кузова и двигателями 1,1 и 1,5 литра, ВАЗ-у предстояло разработать самостоятельно. Дизайн также был полностью оставлен на усмотрение ВАЗа, в его разработке иностранные партнёры не участвовали.

Со стороны «Porsche» руководителем проекта был господин Райнер Срок, начальник отдела кузовов фирмы, а со стороны ВАЗа — Я. Непомнящий.

Несмотря на ряд проблем, порождённых разницей в инженерных школах, языке и другими причинами, разработка была завершена уже через три года, что оценивалось как «хороший темп».

Участие в проекте зарубежных партнёров было крайне плодотворным.

17 апреля 1980 года на фирму был доставлен переднеприводный носитель агрегатов на основе кузова ВАЗ-21011 и передана документация на перспективный хетчбэк «Гамма». С осени того же года стали поступать предложения от Porsche по улучшению конструкции автомобиля. Именно в соответствии с ними на нём появились S-образные передние лонжероны, «уходящие» в пороги пола (аналогичные новейшему в то время Opel Kadett D), рулевой механизм с центральными тягами, изменённая схема управления коробкой передач.

Параллельно проходил поиск западных фирм для покупки лицензий на выпуск отдельных комплектующих — в частности, радиатора, карбюратора (SOLEX), стеклоподъёмников, замков дверей, стоек передней подвески (Wayassauto), сцепления (Automotiv Prodax), реечного рулевого механизма и синхронизаторов коробки передач (Zahnradfabrik — ZF, Германия), ШРУСов (Hardy Spicer, Англия), вакуумного усилителя и дисковых тормозов (Lucas, Англия), балки задней подвески (Volkswagen), и прочих.

Освоение их лицензионного производства в СССР требовало переработки чертежей, перевода документации, подборки отечественных аналогов материалов и множества других операций.

Также, были закуплены лицензия и оборудование для производства бескамерной радиальной шины с металлокордом 165/70R13, смонтированное на Нижнекамском шинном заводе.

Полностью были разработаны на ВАЗе главный тормозной цилиндр увеличенного диаметра (20,64 мм), регулятор давления задних тормозов, задние барабанные тормоза с колёсной ступицей.

Финальная стадия доводки велась совместными советско-германскими группами на принадлежавшем Porsche испытательном полигоне «Вайсзах», а также в Турине на UTS и в Тольятти.

Позднее были проведены 12000-километровые испытания на советском полигоне в Дмитрове, а также три ресурсных пробега по 80 тыс. км на полигоне НАМИ под Москвой.

Автомобили испытывали в условиях гор (два пробега на Кавказе и один — в Монт Венту во Франции), жаркого климата (три испытания в Алжире, Туркменистане и Таджикистане) и в зимних условиях (два испытания: в 1000 км восточнее от Москвы и в районе Сусумана).

Появившиеся в 1981 году прототипы ВАЗ-2108 с учётом предложений иностранных партнёров обозначались как «серия 100» (по правилам, принятым на Porsche). Уже в 1983 году были проведены приёмочные испытания прототипов «серии 300».

Постановка на производство

Постановка нового автомобиля в производство затруднялась тем, что её необходимо было провести без потери объёмов выпуска уже освоенных автомобилей на главном конвейере.

Для этого сначала в четвёртом проезде главного корпуса был создан так называемый «тренировочный» конвейер, на котором шли отработка технологии сборки и обучение рабочих. После того, как было достигнуто приемлемое для главного конвейера время сборки, её начали переносить на главный конвейер (на его первую нитку, которая до этого выпускала ВАЗ-2101).

Внедрением автомобиля руководил технический директор ВАЗа М. Фаршатов, а после его тяжёлой болезни летом 1980 — В. Каданников. Завершал работу по проекту В. Акоев.

Опытно-промышленная партия ВАЗ-2108 была выпущена в конце 1984 года. По результатам её эксплуатации был выявлен ряд «детских болезней», в частности, «самоотворачивание гайки ступицы передних колёс», низкая долговечность тросового привода сцепления и другие.

Они были устранены, после чего было начато крупносерийное производство.

В 1986 году встал на конвейер и пятидверный хетчбэк — ВАЗ-2109.

Седан

Изначально в семействе планировались только трёх- и пятидверный хетчбэки. Седан разрабатывался отдельно под обозначением ВАЗ-2110 и должен был выпускаться на отдельной производственной линии.

Однако нехватка средств привела к серьёзному затягиванию работ над этим автомобилем; работы были завершены только к началу 1990-х годов, и отдельную производственную линию для него было решено не строить. Поэтому семейство ВАЗ-2108/09 пополнили седаном ВАЗ-21099, который с 1990 года выпускался на модифицированной линии сварки кузовов хетчбэков.

Под обозначением же ВАЗ-2110 была продолжена разработка принципиально нового автомобиля, который пошёл в серию лишь в середине девяностых годов.

Модернизации

В 1993ем все автомобили семейства получили новое оформление передней части с так называемыми «длинными» передними крыльями (в противоположность «коротким», у которых передняя часть была скрыта кольцевой пластиковой маской передка), новыми капотом и решёткой радиатора. Блок-фары остались неизменными. За три года до этого, в 1990-м году, новое оформление появилось на седане ВАЗ-21099. Кроме того, на часть автомобилей стали устанавливать «высокую» панель приборов от «99-й» модели.

Рестайлинг

В 1997—2005 годах был произведен масштабный рестайлинг всех моделей семейства, начиная с седана (появился в малосерийном производстве в 1997 году, а на конвейер встал в 2001), затем пятидверного хетчбэка (2001 год) и кончая трёхдверным хетчбэком (2005 год).

Автомобили получили обновленную переднюю часть с узкими блок-фарами изменённой формы, новые бамперы, окрашенные под цвет кузова, молдинги на боковине, спойлер на задней двери, а также — новый салон.

Кроме того, появились новые обозначения всех моделей: ВАЗ-21099 стал ВАЗ-2115, ВАЗ-2109 — ВАЗ-2114, а ВАЗ-2108 — ВАЗ-2113.

Молдинги и новые бамперы сделаны из достаточно хрупкого пластика, в отличие от бамперов ранних моделей, которые были выполнены из материала, обладающего свойством восстанавливать свою форму после удара, или резиновых молдингов многих иностранных автомобилей, что вызвало многочисленные нарекания покупателей, но так и не было исправлено.

  Установка европанели на ваз 2109 карбюратор - Все о Лада Гранта

Автомобили семейства

Трёхдверный хетчбэк, базовая модель семейства. Производилась с конца 1984 года по 2003 год. В настоящее время, заменён на ВАЗ-2113.

По изначальному замыслу авторов, это был советский вариант западной концепции «машины для домохозяек» — относительно компактного трёхдверного хетчбэка для молодой семьи с маленькими детьми, для которых предназначены задние сидения. Помимо более низкой цены и более жёсткого, соответственно, более безопасного кузова, трёхдверка отличалась тем, что сидящие сзади дети ни при каких обстоятельствах не могли случайно выпасть из машины, открыв задние двери.

При сложенном заднем сидении машина трансформируется в грузопассажирский вариант. Однако погрузочная высота достаточно высока, а спинка заднего сидения не складывается по частям и не принимает до конца горизонтальное положение, что не позволяет перевозить действительно громоздкие предметы.

ВАЗ-2109

Пятидверный вариант хетчбэка, в большей степени наделённый имиджем «семейного» автомобиля. Некогда наиболее распространённая модель семейства.

ВАЗ-2109 имеет по две двери с каждой стороны, что облегчает посадку и выход пассажиров по сравнению с двухдверной версией; разделяющая двери центральная стойка кузова смещена вперед, благодаря чему увеличилось расстояние между стойкой и подушкой заднего сидения; изменилось также положение верхних точек крепления ремней безопасности — они меньше стесняют при поездке.

ВАЗ-21099 / LADA Forma

Модификация ВАЗ-2109 с кузовом «седан». Выпускался с 1990 по 2005 год. На Западе модель получила название Lada Forma. С 2005 года снят с производства, полностью уступив место на конвеере ВАЗ 2115 (выпускается с 1997 года).

От остальных моделей семейства «Самара» ВАЗ-21099 отличала передняя часть кузова с «длинными» крыльями (в отличие от «коротких», с пластиковой маской в передней части) и капотом, новая решётка радиатора, новая панель приборов. Впоследствии эти нововведения были перенесены на все семейство «Самара».

Габаритная длина ВАЗ-21099 по отношению к другим автомобилям семейства увеличилась на 200 мм за счёт увеличения заднего свеса. Это позволило не только разместить багажный отсек, отделённый от салона, но и обеспечить защиту задней части автомобиля от грязи (забрызгивание стекла задней двери было неприятной особенностью ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109).

До выпуска автомобилей семейства LADA 110, эта модель была наиболее престижной и популярной из автомобилей ВАЗ.

С момента начала производства в разные годы выпускались модификации с карбюраторными и впрысковыми двигателями рабочим объёмом 1,3 л (ВАЗ-210993) и 1,5 л (ВАЗ-21099), карбюраторным и впрысковыми.

Второе поколение «Samara»

Трёхдверный хэтчбек, рестайлинговая версия «восьмёрки» ВАЗ-2108. Линия трёхдверок изначально планировалась к снятию с производства ввиду относительно небольшого спроса на ВАЗ-2108. Однако позднее было решено сохранить трёхдверную версию, хотя и с ограниченными объёмами выпуска.

«Тринадцатая модель», как и в случае с пятидверным хэтчбеком ВАЗ-2114, выпускается с неизменённой задней частью кузова от базовой модели ВАЗ-2108 за исключением бампера, фонарей и спойлера от ВАЗ-2114.

Интерьер, помимо формованного потолка и внутренних панелей дверей, аналогичных автомобилю ВАЗ-2108, и панель приборов в основном заимствованы у ВАЗ-2115 и ВАЗ-2114, но есть и свои оригинальные решения.

Автомобиль оснащается 1,5-литровым впрысковым силовым агрегатом, соответствующим нормам «Евро-2».

С 2007 выпускается с двигателем 1,6 л, соответствующего нормам Евро-3.

ВАЗ-2114

Пятидверный хэтчбек, рестайлинговая версия ВАЗ-21093. Модель отличается от предшественников оригинальным оформлением передней части кузова с новыми блок-фарами, противотуманными фонарями, капотом, крыльями, облицовкой радиатора, пластиковыми бамперами, молдингами и спойлером, окрашенными в цвет кузова.

Представлен публике в 2001 г. , серийный выпуск — с апреля 2003 года.

В салоне ВАЗ-2114 установлена новая панель приборов (т. «европанель»), регулируемая по углу наклона рулевая колонка и травмобезопасный руль от «десятого» семейства, отопитель новой конструкции. Первоначально на автомобиль устанавливался двигатель (ВАЗ-2111) объёмом 1,5 л с распределенным впрыском топлива.

Первый экземпляр ВАЗ-2114 был собран на заводском конвейере в октябре 2001 года.

C 2007 года на автомобиль устанавливается модернизированный двигатель 1,6 л. (ВАЗ-11183) Euro-3, модель получает индекс ВАЗ-21144. Его отличительные особенности — фазированный впрыск топлива, отсутствие обратной магистрали (регулятор давления топлива совмещён с бензанасосом (так называемый топливный модуль)), катализатор находится не под днищем, а совмещён с выпускным коллектором (так называемый катколлектор), сверху двигатель накрыт декоративной пластиковой панелью, вместо алюминиевого ресивера устанавливается пластиковый.

Кроме модернизированного двигателя, автомобиль получил новую, более жёсткую и менее шумную приборную панель («европанель») с бортовым компьютером, комбинацию приборов VDO c двумя жидкокристаллическими индикаторами (показывает наружную температуру воздуха, напряжение бортовой сети, текущее время).

ВАЗ-2115

Четырёхдверный седан, модернизация ВАЗ-21099. Мелкосерийный выпуск с 1997 года, массовый — с 2001.

Автомобиль ВАЗ-2115 стал первенцем из второго поколения LADA Samara.

ВАЗ-2115 представляет собой рестайлинговую модель ВАЗ-21099.

Автомобиль начали собирать в 1997 году в опытно-промышленном производстве. От предшественника новая модель отличается новой крышкой багажника, новыми задними фонарями со вставкой между ними, бамперами, окрашенными в цвет кузова, спойлером багажника с дополнительным стоп-сигналом, обтекателями порогов, молдингами дверей,салон оставался прежний от модели ВАЗ 21099, а с 2001 года он был запущен и на заводской конвейер, которая получила новый салон. В 2005 году он полностью заменил собой модель ВАЗ-21099.

На автомобиль устанавливаются 1,5 и 1,6-литровые бензиновые двигатели. Первоначально выпускались модификации с карбюраторным двигателем. Но в 2001 году вышла модификация с двигателем с распределенным впрыском топлива.

Предусмотрены два варианта исполнения:

Примечания

  • LADA Samara на официальном сайте АВТОВАЗ.
  • Лада Спутник — неофициальный сайт.
  • Сайт об отечественных автомобилях.

Автомобили Волжского автомобильного завода (ВАЗ)Семейство Жигули (Лада, «классика»)ВАЗ-2101 • ВАЗ-2102 • ВАЗ-2103 • ВАЗ-2104 • ВАЗ-2105 • ВАЗ-2106 • ВАЗ-2107Семейство Лада Самара (Спутник)ВАЗ-2108 • ВАЗ-2109 • ВАЗ-21099Семейство Lada 110ВАЗ-2110 • ВАЗ-21106 • ВАЗ-2111 • ВАЗ-2112 • ВАЗ-21123Семейство Лада Самара 2 («Евросамара»)ВАЗ-2113 • ВАЗ-2114 • ВАЗ-2115Семейство Лада КалинаВАЗ-1117 • ВАЗ-1118 • ВАЗ-1119 • ВАЗ-1119 Sport • Lada Kalina CityСемейство Лада ПриораВАЗ-2170 • ВАЗ-2171 • ВАЗ-2172 • ВАЗ-2172 КупеСемейство Лада ГрантаВАЗ-2190 • ВАЗ-2192Семейство Лада ЛаргусLada R90 • Lada F90Микролитражные автомобилиВАЗ-1111 («Ока») • ВАЗ-1121 • «Гном» • АСМ-112810 Мишка • «Карат» • «Чебурашка» • ВАЗ 1152 «Эльф» • «Рапан» • ВАЗ 1004 «Гольф»Вседорожное семейство Нива (Лада 4×4)ВАЗ-2121 • ВАЗ-21213 • ВАЗ-2123 • ВАЗ-2131 «Антел» • ВАЗ-2329 • ВАЗ-1922 («Бронто-Марш»)Автомобили совместного производстваChevrolet Niva • Chevrolet Viva • Lada RF-90Прочие автомобилиLada Revolution • ВАЗ-1706 «Челнок» • ВАЗ-2113Ф «Челнок» • ВИС-2348 • ВИС 2346 • ВАЗ-2120 («Надежда») Минивэн • «Тарзан» • ВИС-23481 • «Тарзан-2» • «Тарзан-3» • АПАЛ-2154 «Сталкер»ЭлектромобилиВАЗ-2801 • ВАЗ-1801 «Пони» • ВАЗ-1802 «Пони» • ВАЗ-2802-01 «Пони» • ВАЗ-2802-02 «Пони» • ВАЗ Э2121 • EL LadaКонцепт-карыВАЗ-2151 («Новая классика») • Lada C (Проект C) • Lada C Concept • ВАЗ-2116 • Lada XRAYОпытные образцыВАЗ-2103-универсал • ВАЗ-1120 Минивэн • ВАЗ-2122 «Река»

Иногда такое случается — подождите немного и обновите страницу. Если проблема не уходит, вот что можно сделать:

  • Отключить VPN.
  • Включить и выключить режим «В самолёте».
  • Подключиться к другой сети.
  • Перезагрузить роутер.

Если и это не сработает, напишите в поддержку. В письме укажите город, провайдера и IP-адрес (его можно посмотреть на yandex. ru/internet). Постараемся разобраться как можно скорее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *