Мостовое подключение 4-канального усилителя позволит получить высокую мощность звука с сабвуфером без лишних затрат. Этим способом можно сделать аудиосистему из 4 или даже 8 колонок и сабвуфера, чтобы можно было наслаждаться качественным звучанием при прослушивании музыки или просмотре фильмов.
Как подключить четырехканальный усилитель
Необходимо проверить, способен ли усилитель автомобильного звука функционировать в мостовом режиме перед тем, как подключить 4 колонки к нему. В противном случае звук будет искаженным либо устройство быстро выйдет из строя после включения из-за перегрева, вызванного чрезмерной нагрузкой. Если подключение четырехканального усилителя выполнено неправильно, то колонки будут воспроизводить не сумму, а разность сигнала стереоканалов.
Сопротивление подключаемых к одному каналу громкоговорителей и сабвуфера не должно быть ниже, чем рабочее сопротивление, на которое рассчитан усилок. В противном случае устройство тоже будет перегружаться, что приведет к перегреву и быстрому выходу аппарата из строя. Выбор схемы подключения зависит от наличия и количества динамиков.
Если выходная мощность автомобильного усилителя превышает 400 Вт, то для защиты от перепадов напряжения питания следует параллельно клеммам питания подключить специальный конденсатор. Номинал предохранителя, необходимого для защиты питания, — 35 А. Чем выше выходная мощность усилителя, тем больший ток должен выдерживать предохранитель.
К магнитоле
Схема подключения 4-канального усилителя зависит от количества линейных выходов на автомагнитоле. Если на головном устройстве имеется специальный выход под сабвуфер, то он должен соединяться с соответствующим входом на аппарате. Чтобы подключить четырехканальный усилитель к двухканальной магнитоле, необходимо использовать разветвители. Иначе звук будет воспроизводиться только 1 парой.
Подключение 4х-канального усилителя к магнитоле с 4 выходами осуществляется с помощью 2 пар межблочных кабелей, оснащенных коннекторами RCA. Линейный выход передних каналов головного устройства подсоединяется к коннекторам, обозначенным буквами A и B. Сигнал задних каналов подводится к гнездам C и D. Если на головном устройстве нет линейных RCA-выходов, то можно подать сигнал от магнитолы к усилку с выходов высокого уровня, к которым подключаются колонки.
К динамикам
Подключение 4х-канального усилителя к 4 динамикам осуществляется следующим образом:
- Вначале следует соединить параллельно динамики, расположенные по левому борту автомобиля. Это можно сделать недалеко от устройства после того, как была проложена акустическая проводка.
- Затем один из проводов подсоединяется к положительной клемме первого канала на усилителе, а другой — к отрицательной второго канала. В результате мощность звука будет в 2 раза выше, чем при стандартном способе подключения.
- Таким же образом подключается вторая пара динамиков, установленных на правом борту. Стоит учитывать, что при таком способе присоединения громкость передних и задних акустических динамиков будет изменяться одновременно. Возможность регулировать стереобаланс между левым и правым бортом останется. Это можно сделать с помощью элементов управления как на усилке, так и на автомагнитоле.
Если надо подключить 4 колонки к усилителю и сабвуфер, то можно воспользоваться следующей схемой мостового соединения: низкочастотный динамик подсоединяется к первой паре выходных каналов, а широкополосные громкоговорители — ко второй. Необходимо учитывать, что в обоих случаях сопротивление акустики становится вдвое меньше из-за параллельного соединения.
Если динамики по отдельности имеют импеданс 8 Ом, то усилитель должен быть рассчитан на 4-омную нагрузку. Если сопротивление громкоговорителей составляет 4 Ом, то это устройство должно выдержать нагрузку в 2 Ом в мостовом режиме.
К 4х-канальному усилителю можно также подсоединить 8 колонок, например, в автобусе или другом крупном транспортном средстве. Подключение методом мостования в этом случае отличается большей сложностью. Необходимо внимательно следить за правильностью соединений. Каждая пара проверяется на фазировку, чтобы добиться естественной и качественной звукопередачи. Сначала потребуется соединять динамики параллельно по 2 штуки. В результате получатся 4 пары колонок.
Затем берутся 2 сделанные ранее пары колонок и соединяются последовательно друг с другом. Точно таким же образом осуществляется сборка 2 остальных пар. В результате получатся 2 акустические системы, состоящие из 4 динамиков. Каждая из них подключается к четырехканальному усилителю по мостовой схеме. Стоит учитывать, что устройство должно быть рассчитано на работу с 4-омной нагрузкой. Также в этом случае нельзя будет подключить сабвуфер.
К 2-канальному усилителю
4-канальный и 2-канальный усилители можно соединять друг с другом, чтобы подключить сабвуфер с сохранением двухканального стереозвука. Например, можно звук левого и правого каналов снимать с 4-канального усилка, а сабвуфер можно подключить мостом к 2х-канальному усилителю.
Один из вариантов подключения усилков друг к другу предусматривает работу одного из них в мастер-режиме, а другого — в зависимом, если имеется такая возможность. Переключение осуществляется с помощью специального тумблера, расположенного на передней панели. Аудиосигнал с автомагнитолы подается через межблочный кабель на главный усилок, который будет работать в мастер-режиме путем установки переключателя в положение Output Master.
Можно подсоединить двухканальный усилитель к основному специальным кабелем, входящим в комплект поставки устройства, по которому подаются сигналы звука и управления. Тумблер режима на зависимом устройстве переводится в положение Input Slave. После этого выполняется тонкая настройка параметров звука на основном усилке. Затем подключаются динамики в мостовом режиме к обоим аппаратам. Если к зависимому усилителю подсоединен сабвуфер, то надо перевести переключатель режима входа, если он есть, в положение «Моно», поскольку в мостовании участвуют оба канала.
Стоит учитывать, что на усилке, работающем в зависимом режиме, отключается защита.
Необходимо тщательно проверять все соединенные с ним устройства перед тем, как подключить четырехканальный усилитель. Питание зависимого устройства нужно защитить отдельным предохранителем, включаемым в разрыв плюсового провода. Номинал должен быть не меньше, чем у штатных предохранителей, встроенных в оба устройства.
Как настроить
На передней панели 4-канального усилителя есть регуляторы и переключатели, которыми выставляются различные параметры. Необходимо убедиться в том, что горит индикатор питания и не светится сигнализатор срабатывания защиты перед тем, как настроить усилок. В противном случае неполадка обнаруживается и устраняется.
Первый этап настройки мостового усилителя — регулировка входного уровня, необходимого для согласования с магнитолой. Этот показатель выставляется при помощи регулятора или переключателя. Если магнитола подключена ко входам высокого уровня, то этот регулятор сначала ставится в положение 6 В. Затем выставляется наименьший входной уровень, при котором звук остается неискаженным, когда регулятор громкости магнитолы находится в высоком положении. После этого осуществляется настройка усилителя по всем остальным параметрам.
Если к устройству подсоединен сабвуфер, надо включить фильтр низких частот, если он предусмотрен конструкцией усилителя. Частота среза устанавливается вначале на 65-85 Гц, а затем подстраивается более тонко на слух для достижения желаемого качества звучания в зависимости от размера низкочастотного громкоговорителя и места его установки.
Некоторые устройства имеют дополнительные элементы управления для более точной настройки. Например, с помощью фильтра сверхнизких частот можно отсеять звуки ниже 20 Гц, чтобы сократить бесполезную нагрузку на все громкоговорители и оптимизировать за счет этого потребление питания усилком.
Всем привет. Тема назрела из достаточно простой на первый взгляд работы. Казалось бы что может проще чем подключить динамик к усилителю? На практике же аудиофильские массы были озадачены массовым приходом в бюджетный сегмент двухобмоточных сабов. Это вызвало массу затруднений у начинающих ценителей автозвука. Особенно у тех которые валяли дурака в школе на физике и у тех кто кроме порнухи в интернете ничего найтине может :D. Так вот сегодня попробуем разобраться в этом вопросе попутно конечно развеяв пару мифов и отметив несколько фактов по этой теме. В общем начнем с мифов.
1) Двухобмоточный саб НИЧЕМ не лучше однообмоточного! Он просто удобнее в комутации и не более того. При равных условиях аналогичный саб с одной обмоткой аналогичного импеданса будет работать лучше.
2) На акустике указывается ни сопротивление а ИМПЕДАНС. Импеданс складывается из активного сопротивления который определяется самой катушкой, и реактивным сопротивлением возникающим при работе динамика. Так вот то что указано на акустике этот та величина ниже которой импеданс не упадет. То есть если померять сопротивление динамика прибором то цифра окажется меньше указаной. (например для дина с импедансом 4 ом сопротивление составит 3.6-3.7 Ом) А на работающем 4х омном динамике импеданс может взлетать в зависимости от частоты вдвое а то и втрое. Эти полеты будут зависеть от 100500 факторов среди которых оформление дина, настройка порта и даже открытые окна салона. Именно по этому большая глупость утверждать что ваш усь полностью вываливает заявленую мощу в динамик. Возможно в вашем случае он не отдает и половину своей реальной мощности и при этом клиппует. Но это все лирика. Не забивайте этим голову главное чтоб буфак долбил а наш разговор не об этом.)) Главное понимать что к чему хоть в общих чертах.
3) Если указанно что усилитель должен работать на 4 ом то именно столько ему и надо не больше не меньше? Эт не так! Эта заявка усилителя говорит о том что МЕНЬШЕ этого импеданса не стоит цеплять на усь потому как это его перегрузит. Больше цепляйте сколько влезет. хоть 100500ом. Чем больше сопротивление тем усилителю легче работать, тем он меньше нагреется, тем он меньше мощности отдаст и тем раньше заклиппует. Соответственно чем меньше импеданса мы повесим на усь тем больше мощности он попытается отдать( не факт что отдаст. Все будет зависеть от блока питания усилка), тем он сильнее нагреется и тем естественно больше питания захочет.Лично мой совет: следуйте рекомендации производителя особенно если ваш опыт работы с автозвуком мал.
С мифами и легендами вроде все что слышал разобрали. Теперь чуток вспомним физики.Двухобмоточный саб обладает 2мя обмотками со своими 2мя парами выводов каждая. По схемам подключения двухобмоточный саб аналогичен просто 2м сабам с одной катушкой в каждом.( не путать! двухобмоточный саб не будет работать как 2 однокатушечных! В нем грубо говоря одна катушка просто разделена на 2 и никаких особых приемуществ сабу это разделение не дает с точки зрения звука).Двухобмоточный саб как и пару однокатушечных можно подключить 3мя способами. Последовательно, параллельно и при использовании двухканального усилителя поканально.Учителя по физике нам в школе всем рассказывали что при последовательном соединении потребителей их сопротивление СУММИРУЕТСЯ. Для двоешников: последовательное соединение динамиков будет выглядеть так:
Если мы возьмем 2 саба по 4 ом или двухобмоточный саб с обмотками 4+4 то при последовательном соединении мы в обоих случаях получим 8Ом.
Если мы саналогичные сабы соединяем параллельно:
в этом случае мы делим сопротивление 1 из сабов на их количество.То есть в нашем случае мы получим 2 ом. Эта формула годится ТОЛЬКО для соединения любого количества динамиков параллельно с одинаковым импедансом. Для разных динамиков соединенных вместе импеданс можно посчитать легко отыскав формулу в интернете. Поскольку соединение разных динамиков в общую нагрузку это колхоз и толково такая система петь не будет я не буду забивать голову всем такими вещами.
Ну и третий способ это поканальное подключение.
Такое подключение пригождается если мы имеет 2х канальный усь на саб который мостом работает только на 4 ом и саб с обмотками 4+4. Его мы можем подключить либо в 8ом либо в 2ом что в первом случае будет не эффективно во втором опасно. Тогда мы вешаем каждую обмотку на свой канал. Очень важно на вход усилителя в таком режиме повесить Y коннектор чтоб сигнал на оба канала шел одинаковый. Не синхронная работа катушек может убить саб.Если в качестве сабвуферного усилителя у вас моноблок то он содержит всего 1 усилитель даже если клемм для динамиков у него 2 пары. Эти 2 пары просто напросто соединины внутри и организованы для более удобной комутации проводов. Моноблок поканально подключить невозможно.да и нафиг не надо! Он ведь работает с низкоомом.Если сабов больше двух или работает несколько двухобмоточных сабов то тут главное чтоб их соединение делало их равными нагрузками иначе они будут петь по разному. При этом вполне можно комбинировать способы включения обмоток и сабов. К примеру соединить обмотки последовательно а сабы с этими обмотками параллельно. Вот несколько вариантов соединения двухобмоточных сабов.
Стоит отметить 1 важнейший нюанс. При соединении двухобмоточного саба очень важно соблюдать полярности обмоток. Если ошибиться с подключением то обмотки будут работать встречно. То есть в то время как одна будет стремиться тащить диффузор вверх вторая обмотка будет пытаться тащить его вниз что естессна приведет к гибели саба. Чтоб этого избежать стоит на первом запуске саба не наваливать громкость на всю а запустить сначала потихоньку. Если саб при этом начнет издавать непонятны звуки и бубнение вместо звука значит вы напороли косяков включив обмотки встречно. Тушите аппаратуру и проверяйте все. При включении двух однообмоточных сабов все не так страшно но проверить тоже стоит. При не верном соединении сабы просто будут телепаться качая воздух друг из друга без особой громкости.
Ну и на последок хотелось бы отметить 1 нюанс при подключении фронтальных и тыловых усилков в бюджетных системах.Человек имеющий магнитолу с 4мя динамиками фронта и тыла озадачившись их усилением топает в магазин за 4х канальным усилком.(динамика то 4). Но если открыть инструкции к железу( которые можно легко найти в инете) можно увидеть что большенство акустики в авто имеет импеданс 4 ом. а усилители почти все спокойно держат нагрузку в 2 ом на канал. Это значит что соединив попарно по 2 динамика мы спокойно можем получив импеданс в 2 ом качать их двухканальным усилком и 4 канала тут совсем не обязательно.
Аналогичная ситуация если мы имеем фронт тыл и саб. В этом случае вполне можно обойтись 4х канальным усилителем. На первую пару его каналов мы попарно повесим фронт и тыл а второй парой каналов соединив их в мост качнем саб.Главное в таком раскладе обеспечить усилитель хорошим питанием и вентиляцией потому как он будет работать уже на пределе расчетных возможностей.Единственный минус такого включения отсутствие возможности регулировать баланс громкостей между фронтом и тылом. С этим придется смириться.
Вот в общем то и все. Инфа вся эта не моя и ей уже 100500 лет. Найти ее можно легко в интернете. Я лишь попытался простым языком донести самую суть и не парить вам мозг заумностями на отвеченные темы…хотя один фиг чот муторный рассказец получился )))…
З.Ы.В тему хочу приколоть вас вот таким интересным сабом.
Помимо цены и размера фишка его в том, что в нем не 2 а сразу 4! катушки. То есть к этому монстру можно напихать одновременно работающих 8! усилков. (по 2 моноблока в мост на каждую катушку). Вот где звук льецца киловаттами! ))
З.Ы.Ы. Я тут затеялся с достаточно трудоемкими но интересными экспериментами с наполнителями для зя. Захотелось на практике проверить что на что влияет, что как можно регулировать и главное как различный наполнитель, его количество и плотность влияют на звук. В общем скоро напишу какую нить интересную выжимку из своих экспериментов естессна с обсуждением мифов и небольшими советами на эту тему ))) Думаю многим будет интересно и даже полезно…не зря ж я уже 3 недели вожу в багажнике гору синтепона, свитеров и т.д. и по 3 раза в день меняю динамики на сабе :D:DВсем отличного звука!
Схема с использованием одного двухканального усилителя, к каждому каналу которого подключены две компонентные акустические системы (две вперед и две в заднюю часть салона). Это наиболее простая и дешевая схема усиления без применения активного кроссовера. Обратите внимание, что пара задних динамиков подключаются к основной передней паре параллельно. Параллельное подключение динамиков уменьшает их сопротивление в два раза. Если усилитель имеет полное сопротивление нагрузки равное 4 Ом, то параллельное подключение двух восьмиомных динамиков является вполне приемлемым. Главное при подсоединении динамиков, правильно рассчитать их общее сопротивление. Не следует делать его меньше, чем сопротивление нагрузки усилителя.
Схема с использованием двух двухканальных усилителей, когда усиление низкочастотного спектра звукового сигнала происходит отдельно от среднего и высокочастотного диапазонов, отделенных от него электронным кроссовером. Так как сабвуфер имеет К.П.Д. меньший, чем высокочастотный динамик, он потребляет больше мощности от усилителя, чем последний, для создания равного звукового давления. Усиливаясь в одном усилителе, низкие частоты отбирают большую часть мощности и практически ничего не оставляют для средних и высоких частот, которые начинают плохо вырисовываться в звуковой картине. Увеличение громкости для «вытягивания» средних и высоких приводит к искажениям в области низких частот. Звуковая картина окончательно портится.
Если же усиливать низкие частоты отдельно от остальных, то мы имеем великолепную возможность сделать средние и высокие частоты достаточно громкими и яркими, не искажая низкочастотную составляющую сигнала. Звуковая картина становится четкой, а эффективность системы значительно возрастает. К примеру, если мы имеем усилитель для сабвуфера мощностью 60 Вт, то для хорошего звука в салоне для средне- и высокочастотных динамиков достаточен отдельный усилитель мощностью лишь в 20 Вт. Если кроссовер правильно настроен, то есть каждый усилитель получает свою порцию частотного диапазона, то потенциальный уровень звукового давления (SPL) этой системы будет эквивалентен мощности 150 Вт, а не 80 Вт (60Вт + 20 Вт).
Мостовое соединение каналов усилителя (Bridge ON-OFF)
При мостовом соединении в усилителе объединяются положительный провод выхода на динамики одного канала усиления и отрицательный провод выхода на динамик второго канала усиления. Объединяя таким образом левый и правый канал мы получаем один гораздо более мощный моно канал для подключения к нему сабвуфера. Его мощность в четыре раза больше мощности одного канала до мостового режима подключения, так как мощность — есть квадрат напряжения поделенный на сопротивление, которое остается неизменным. Допустим, напряжение на выходе на одном канале равно 15 Вольт, следовательно мощность его будет равна:
15(15/4Ом) = 56.25 Вт.
При мостовом подключении напряжение объединенного канала станет равным 30 Вольт, а мощность станет равной:
Однако, следует помнить, что увеличение мощности не ведет к пропорциональному увеличению громкости (дБ) звука. Увеличение мощности в два раза дает увеличение уровня звукового давления всего на 3 дБ. В нашем случае, при увеличении мощности в четыре раза давление звука возрастет на 6 дБ.
Для того, чтобы правильно настроить усилитель необходимо произвести следующие действия:
1. Скрутить на усилителе регулятор усиления (gain) на минимум (минимальное усиление).
2. Поднять громкость на головном устройстве до максимального уровня, на котором еще не начались искажения.
3. На усилителе медленно поднять регулятор усиления до уровня предшествующего искажениям (максимально «чистое» усиление).
4. Убавить громкость на головном устройстве до желаемого.
В результате этих действий мы получим максимальный уровень звукового давления (SPL), который может выдать звуковая система.
Конденсаторы — это устройства, которые могут накапливать и отдавать электрический заряд. Ёмкость конденсаторов измеряется в Фарадах. Конденсатор емкостью 1 Ф накапливает электрический заряд, эквивалентный силе тока в 1 А, действующего 1 секунду. Заряженный конденсатор разряжается очень быстро, что делает его очень полезным для поддержания энергопитания мощных аудиосистем в автомобиле.
Усилитель во время работы может кратковременно потреблять мощность, в три раза превышающую его среднюю потребляемую мощность. В эти короткие периоды времени аккумулятор автомобиля не в состоянии обеспечить усилитель нужной силой тока, и как следствие, происходит падение напряжения в энергосистеме автомобиля, что приводит к искажению звука (глухой бас). Установка конденсатора успешно решает эту проблему. Конденсатор, быстро разряжаясь, сглаживает падение напряжения в эти короткие промежутки времени и обеспечивает усилителю ровное питание.
Конденсаторы для подобных целей выпускаются емкостью от 250.000 мФ до 2.000.000 мФ. Подбираются конденсаторы по правилу, по которому на каждые 100 Вт выходной мощности усилителя устанавливается 100.000 мФ емкости конденсатора.
На чтение 4 мин Просмотров 4.4к. Опубликовано 26.12.2018
Качество прослушивания музыкальных программ в автомобиле зависит от параметров двух основных компонентов. Это акустические системы и НЧ блок, используемый для подключения динамиков. Дополнительными факторами, обеспечивающими хороший звук, являются соединительные провода и грамотная их прокладка в салоне. Звуковые системы для автомобилей имеют различное количество каналов. Универсальной конструкцией считается четырёхканальный блок. Он позволяет подключить к 4канальному усилителю сабвуфер, фронтальную акустику и тыловые громкоговорители.
Как подключить саб к 4 канальному усилителю
Подключение сабвуфера к 4 канальному усилителю обеспечит отличное качество звука в автомобиле. Отдельные тракты усиления низкой частоты позволяют подстыковать к четырёхканальному аппарату фронтальную и тыловую акустику, и сабвуфер.
Подключение саба к четырёхканальному усилителю может быть выполнено в двух вариантах. В первом случае соединение акустических систем выглядит следующим образом:
- Первый канал – фронтальные колонки
- Второй канал – тыловые колонки
- Третий и четвёртый – сабвуфер по мостовой схеме
Второй вариант подразумевает, что четырёхканальный блок будет использоваться только для сабвуфера. В этом случае подключаются две низкочастотные акустические системы. Одна в первый и третий канал, а вторая в третий и четвёртый.Подключение сабвуфера мостом к 4 канальному усилителю считается самым удобным вариантом.Такая конфигурация означает, что низкочастотная звуковая система подключается между плюсом одного канала и минусом второго так, как это показано на рисунке.
Мостовое подключение 4 канального усилителя к сабвуферу следует осуществлять очень внимательно. В инструкции к усилителю указывается минимально допустимое сопротивление громкоговорителей, которые можно задействовать на один канал или на два канала в мостовом включении. Подключение саба к 4 канальному усилителю может иметь ограничения, так как некоторые модели допускают подключение колонки с сопротивлением не менее 4 Ом.При подключении четырёхканального усилителя к сабвуферу важно не перепутать полярность и выполнить подсоединение так, как показано на схеме.
Перед установкой соединительного кабеля на клемму под винт, его нужно тщательно зачистить, чтобы удалить с поверхности меди окисную плёнку. Винт нужно вывернуть, на конце кабеля сделать медную петлю и затянуть её под шайбу. Если зажать только конец кабеля, то от вибрации резьба может ослабнуть и провод выйдет из под шайбы.
Как подключить четырёхканальный усилитель к сабвуферу
Подключение 4 канального усилителя к сабвуферу мостом осуществляется медным многожильным проводом соответствующего сечения. Это акустический кабель, предназначенный специально для подключения акустических систем, особенно большой мощности. В продаже имеются готовые наборы, но их покупать не рекомендуется. Они стоят недорого, но имеют низкое качество изоляции. Некоторые производители предлагают соединительные кабели со стальными жилами покрытыми медью. Подключать 4 канальный усилитель на сабвуфер такими проводами нельзя.
Низкочастотную акустическую систему обычно принято размещать в багажном отсеке автомобиля, а НЧ система может быть установлена в салоне или в багажнике. Поэтому расход кабеля будет небольшим.Для подключения саба к 4 х канальному усилителю нужно подобрать сечение соединительных проводов.Для большинства систем достаточно будет сечения 4 мм2, а для очень мощных колонок 6-8 мм2. Существует известное правило – чем тоньше акустический кабель, тем хуже качество воспроизведения. Особенно это касается низких частот, поэтому не нужно экономить на сечении кабеля.
4 канальный усилитель на сабвуфер и колонки
Основное удобство четырёхканального НЧ блока заключается в его универсальности. Имея такой блок, не придётся приобретать дополнительный аппарат для сабвуфера, так как схема подключения саба к 4 канальному усилителю предполагает подстыковку всех, акустических систем. Четыре канала усиления предоставляют большие возможности для творчества. Низкочастотную акустическую систему не обязательно подключать по мостовое схеме, хотя такой вариант считается оптимальным. При таком подключении два канала сразу оказываются занятыми, поэтому можно подключить четырёхканальный усилитель к сабу только одним каналом, а три оставшихся использовать для других колонок.
Подключить саб к 4 канальному усилителю можно по мостовой схеме, а оставшиеся два канала использовать для подключения широкополосных громкоговорителей. Сигнал на высокочастотные динамики «пищалки», подаётся с автомобильной магнитолы через фильтры-кроссоверы.
Подключить 4 канальный усилитель к 1 сабвуферу
Некоторые автолюбители устанавливают в закрытый ящик или фазоинвертор два громкоговорителя, чтобы получить мощный и насыщенный бас.Подключение саба к усилителю 4 канала выполняется по мостовой схеме, но каждые два канала будут работать мостом на свой динамик. Под стыковать другие акустические системы уже не удастся, но бас будет исключительной силы и густоты. Для организации звука в салоне автомобиля потребуется отдельный низкочастотный блок. Схема подключения одного сабвуфера на 4 канала выполняется толстым акустическим кабелем с соблюдением всех требований по надёжности. Кабель лучше всего прокладывать в гофрированном пластиковом рукаве. Пластический материал, применяемый для изготовления рукавов, не поддерживает горение так, что в случае короткого замыкания, возгорания удастся избежать. Важно фиксировать кабельные линии стяжками, чтобы избежать обрыва в случае сильной вибрации.
Чтобы сделать все правильно и гордиться своей музыкальной системой на колесах, необходимо знать некоторые теоретические и рабочие моменты, касающиеся усилителя.
Разновидности автомобильных усилителей
- Усилитель двухканального типа. Это устройство предназначено для обеспечения звуком двух динамиков (фронтальные или тыловые) и сабвуфера. Очень редко каналы делят на четыре динамика.
- Усилитель четырехканального типа. Может обеспечить звуком четыре динамика или два динамика и сабвуфер.
При подключении двух динамиков на канал и сабвуфера на другой канал, весьма сложно добиться чистого звучания.
- Усилитель пятиканального типа. К нему можно подключить четыре динамика и сабвуфер. Каждый элемент подключает в свой канал. Минус такого устройства: уход большей части мощности усилителя на сабвуфер, в результате этого звучание будет не ровным. Низкие частоты будут зашкаливать при нехватке высоких частот.
- Моноблок – это устройство, предназначенное для усиления звука, идущего только на сабвуфер.
Настройка или как изготовить корпус
Как правильно настроить активный сабвуфер в машине
Чтобы сабвуферный динамик нормально функционировал, необходимо сделать для него качественный корпус.Именно от качества сабвуферного ящика зависит его дальнейшее звучание:
- Если литраж ящика будет неверным, то динамик не будет играть. От него будут издаваться звуки, напоминающие хрипение.
- Имея хлипкий сабвуферный ящик, нельзя будет достигнуть четкого баса. Напротив, он всегда будет плохо слышимым.
- Необходимо, чтобы корпус обладал правильной формой, иначе внутри него могут образовываться «стоячие волны», влияющие на качество звучания.
Одними из лучших корпусов являются те, которые делаются на заказ. Производителю нужно предоставить размеры динамика или его самого. За счет этого будут учтены все тонкости и нюансы устройства, поэтому звучание не будет примитивным.
Как самостоятельно настроить сабвуфер
Сабвуфер активный как настроить
акустическая система Поэтому сейчас мы обсудим, как можно настроить сабвуфер своими силами:
Следует приобрести специальный диск. Он позволит выявить недочеты всей акустической системы, включая и самого сабвуфера. На этот диск записана специальная мелодия, которая позволяет услышать даже минимальные недочеты.
Специальный диск для настройки
- Настраивать активный саб необходимо до тех пор, пока звучание этого диска не будет идеальным именно для пользователя.
- Собственно, что такое настройка? Это последовательное переключение трех кнопок: Bass, Tribble, Sub.
Установку сабвуфера и его настройку в машине, как видим, можно проделать легко своими руками. При этом нужно учитывать, что такой процесс невозможен без первичной подготовки. Так, изначально следует просмотреть фото с подобной тематикой. Возможно, на просторах интернета встретится какая-то инструкция, которая также не будет лишней. Видео на эту тему тоже будет кстати. Цена установки и настройки в автосервисе может быть разной: монтаж активного саба начинается от 3500 рублей.
Факторы, влияющие на установку усилителя
– устройство не должно мешать водителю и пассажирам, не должно портить интерьер и не занимать много функционального пространства;
– усилитель необходимо прикручивать к кузову машины, а не подвижным частям;
– устройство должно хорошо охлаждаться, т.е. оно должно располагаться в большом пространстве, а не в небольшой коробке;
– прокладка проводов должна быть простой. Проводка акустической системы должна идти отдельным жгутом от основных проводов машины.
Интересно! Если соединить все провода в один жгут (основные и музыкальные), то при заведенном авто в динамиках будут слышны помехи.
Принцип работы
Для понимания работы устройства не надо иметь соответствующего образования и вникать в принципиальную схему усилителя. Просто необходимо подробнее остановиться на том, как появляется сигнал, который идет от автомагнитолы непосредственно на сам усилитель. Известно, что сигнал, который поступает на данное устройство, имеет невысокую амплитуду. После того как он проходит через усилитель, то получается уже соответствующего типа уровень, который необходим для воспроизведения звука. Однако это лишь одна из сторон такого вопроса. Если говорить более точно, то усилитель формирует сигнал нового образца. При этом данный сигнал является копией того, который поступает на его вход от автомагнитолы.
Места установки усилителя
- Под одним из передних сидений. Плюсы: близко к источнику питания, магнитоле; не занимает функциональное пространство. Минусы: перегревается, неудобно делать разводку акустических проводов.
- Под задним сидением. Плюсы: не занимает полезное пространство, не перегревается. Минусы: как правило, мало места, а, следовательно, небольшая мощность устройства; далеко до магнитолы и источника питания.
- Под крышкой багажника. Плюсы: много места для размещения (можно установить любой по мощности аппарат), отличная вентиляция, не занимает полезное пространство, не мешает. Минусы: если полка багажника сильно тонкая или хлипкая, то усилитель может создавать посторонние звуки, разбалтывать полку, а также в нем могут расшататься разъемы; если усилитель рассчитан на запитку не только сабвуфера, а еще и колонок, то весьма неудобно делать разводку проводов.
- Разместить на одной из сторон багажника. Плюсы: удобная установка, не занимает много функционального пространства, удобное подключение, можно установить несколько усилителей, хорошее охлаждение аппарата. Минусы: далеко до всех устройств.
- На крышке багажника. Не занимают пространство, хорошая вентиляция, удобное подключение, красиво. Минусы: возможно разбалтывание устройства и самой крышки багажника, возможны замыкания проводов в местах перегибов, далеко до всех устройств.
- На спинке задних сидений. Плюсы: много места для установки, хорошее охлаждение, удобная установка, возможность детально развести проводку по разным сторонам машины, мощное крепление, не занимает функциональное пространство. Минусы: возможны переломы проводов при частом складывании спинок, далеко до источников.
- На стенке сабвуфера. Плюсы: близко к акустике, не занимает лишнего пространства, монтаж и демонтаж выполняются просто, мощное охлаждение. Минусы: сильная вибрация источника звука может вывести из строя усилитель.
Распиновка то что?
Распиновка представляется в виде схематического чертежа или по возможности, цветной таблицы. В которых приводятся:
- сведения о номерном обозначении контакта,
- его краткое наименование,
- указывается цвет оболочки кабеля,
- его функциональное назначение,
- электротехнические характеристики.
В чертежном исполнении сторона соединения. То есть, вид разъема со стороны соединительного кабеля или же, со стороны прибора к нему подключаемого.
Основные мировые производители автомобильной радиоэлектронной техники и сопутствующего ей оборудования в целях обеспечения удобства пользователей, стараются придерживаться единого для всех устройств и разъемов стандарта, разработанного международной организацией по стандартизации (ИСО, ISO). С небольшими техническими и цветовыми отклонениями, не играющих особо важной или заметной роли во время монтажных работ по распиновке проводов для магнитолы Пионер.
Выбираем провода для подключения усилителя
Теперь рассмотрим, как подключить усилитель в машине. Сейчас в продаже есть сразу целые наборы для подключения акустики. Однако, у проводов в наборах качество довольно сомнительное. Лучшим вариантом является покупка специальных акустических проводов.
Для задних и передних колонок пойдет ПВС кабель с сечением 2х2.5 мм, для высокочастотных (пищалок) подойдет провод с сечением 2х1.5 мм, для сабвуфера 2х4 мм.
Питание усилителя осуществляется от АКБ проводами типа КГ-25 или 35.
Цвета проводов для магнитолы и их маркировка
Провода на штатную автомобильную магнитолу маркируются английскими буквами и цветами, следующим образом:
- Провод черного цвета (GND). Идет от проигрывателя на минус аккумуляторной батареи.
- Кабель, имеющий красную оболочку (А+). Соответственно на плюс замка зажигания авто.
- Желтый провод (В+). Плюс от АКБ.
- Кабель белого цвета с полосой (FL-). Отрицательное значение на передне стоящем с левой стороны автомобиля динамике.
- Чисто белый провод (FL+). Передний левый динамик.
- Серый провод (FR+). Плюс на правый передний динамик.
- Серый (полосатый, FR-). Минус того же динамика.
- Кабель в зеленой оплетке с полоской (RL-). Левое заднее звуковое устройство.
- Зеленый (RL+). Оно же плюс.
- Фиолетовый (RR+).Правый динамик сзади.
- Фиолетовый с полосой (RR-). Левый динамик сзади.
Также у устройства (авто проигрывателя) могут быть и другие провода для подсоединения дополнительного оборудования (антенны, усилителя и т.д). Их цвет определяет сам производитель техники.
Разъемы в усилителе
Разъем +12V – на него подается питание от аккумулятора. Между АКБ и усилителем необходимо установить предохранитель.
REM – управляющий разъем, предназначен для создания соединения с магнитолой. Аппаратура через этот провод будет включаться, и выключаться вместе с магнитолой.
GBD – массовый разъем. Провод должен быть максимально коротким и толстым.
Линейные разъемы – предназначены для подключения колонок и сабвуфера. Сабвуфер можно подключать мостом в два линейных разъема: минус сабвуфера подключается в минус одного разъема, а плюс сабвуфера в плюс второго разъема. Оставшиеся «+» и «-» в разъемах соединяем между собой (необходимо прочитать инструкцию, так как данная операция требуется не для всех устройств).
Установка усилителя в машину своими руками
А теперь о том, как установить усилитель в машину.
- Крепим саморезами или болтами усилитель в выбранном месте.
- Следующим этапом является подключение усилителя к магнитоле. Если устройство четырехканальное, то потребуется два межблочных провода, если двухканальное, то нужен один провод.
- После этого усилитель подключается к источнику питания. Массу можно найти на корпусе машины.
- Подключаем управляющий провод.
- На промежутке АКБ-усилитель рекомендуется установить конденсатор. Он предотвратит разрядку батареи, а также выход из строя аппаратуры.
- Затем подключаем к аппарату все колонки и сабвуфер. При подключении соблюдайте полярность, а также обеспечьте надежное закрепление проводов, так как от вибраций они отходят и контакт теряется.
Заземление
Этот момент имеет большое значение для надежной работы усилителя, подключенного в мостовом режиме. Соединение с массой можно выполнить прямо в месте установки аппарата. Для этого берется короткий кусок изолированного провода большой толщины. Подойдет распространенный голый кабель-плетенка.
Один конец провода присоединяется к минусовой клемме автоусилителя, а другой — заводится между скобой или планкой, крепящей устройство, и полом кузова.
После этого место подключения обрабатывается препаратом WD-40 для повышения надежности и защиты от коррозии, и затягивается гайка или болт крепления.
Чтобы не возникали помехи в колонках, не следует допускать соприкосновения корпуса аппарата с кузовом машины. Иначе будут образовываться контуры заземления, которые приведут к неприятным помехам. Для изоляции корпуса от кузова машины можно подложить полоску резины под скобу крепления.
Настраиваем усилитель
Традиционно используется несколько настроек.
Чувствительность на усилителе обозначается, как Level, возможно Gain.
LowFrequency (LPF) – фильтр низких частот. Эта регулировка позволяет обрезать максимум низких частот сабвуфера.
HighFrequency (HPF) – обрезает низ высоких частот. Предназначена для регулировки высоко и среднечастотных динамиков.
Crossover или x-over – переключатель между фильтрами высоких и низких частот.
- Чувствительность закручиваем на минимум.
- На магнитоле выставляем максимальную громкость или почти максимальную. До того момента пока в звуке не начнут проявляться искажения. Теперь начинаем вращать регулятор чувствительности на усилителе до того момента, пока не будут слышны значительные искажения звука. Отворачиваем на немного более низкий уровень и оставляем.
- Уменьшаем громкость на магнитоле.
Вот такие не сложные теоретические знания помогут выбрать хороший усилитель и грамотно разместить его в салоне.
Смотрите также
- Как правильно настроить в машине звук
- Как лучше затонировать машину
- Потерял передний номер на машине что делать
- Как убрать на машине сколы
- Чем убрать сколы на машине
- Закон на машине буква ш
- Застряла машина в снегу как вытащить
- Как вытащить машину из снега самому
- Как вытащить застрявшую машину
Видео о том, как подключить усилитель в машину
Прослушивание и выбор компонентов
При выборе акустики надо определиться с её размером и местом установки. Наиболее популярной является установка в подиумы на двери. Не меньшую роль играет размер и установочная глубина акустики – нередко бывает, что дверь, её внутреннюю начинку и обшивку приходится подгонять под купленные компоненты. Рекомендации при выборе акустики – хорошие 2-компонентные динамики известного бренда. О том, чем отличаются компонентная акустика от коаксиальной – написано в данной статье.
Усилитель – неотъемлемое звено грамотно построенной системы. Выбирать следует среди продукции именитых фирм-производителей. Такие, сделаны из качественных комплектующих, имеют защиту от перегрузки и перегрева, обеспечивают качественное звучание. Рекомендую к прочтению: как выбрать авто усилитель?
Не менее важную роль играют провода для автозвука. Они подразделяются на силовые, акустические и межблочные. Силовые провода обеспечивают питанием головное устройство и усилитель. Сечение силового провода должно быть 4 Ga, акустического – 8 Ga. Это не является стандартом, а зависит от номинальной мощности инсталлируемой системы. Межблочные провода различаются длиной и наличием/отсутствием управляющего провода.
Как провод может влиять на звук? Каждый кабель – это линия передачи сигнала со своим комплексным сопротивлением. У него собственная емкость и индуктивность, которые влияют на взаимодействие со входными и выходными цепями соединяемой аппаратуры. Конечно, этим можно пренебречь и поставить дешевые кабели, но бывают фанаты автозвука, которым важно качество.
Многие добавляют в систему конденсатор. При выборе нужно учитывать, что на 500 Вт номинальной мощности системы, достаточно конденсатора емкостью 0,5 Ф. Ориентироваться лучше на модели с автоматикой, чтобы избежать проблем при подключении.
Установка музыкальных компонентов
Установка начинается с прокладки силовых проводов из подкапотного пространства в салон. Подобрав провода, тянем плюсовой и минусовой провод от аккумулятора в салон, сквозь технологические отверстия в моторном щите. Провода, проходя через металл, должны быть одеты в кусочек пластиковой или резиновой трубки, во избежание короткого замыкания на массу.
Начинаем установку высокочастотных динамиков. Высокочастотные динамики с мидбасовыми формируют «звуковую сцену». Располагаем их на облицовке стоек ветрового стекла, примерно на уровне глаз, с разворотом в центр лобового стекла. Таким образом, мы заставляем динамики играть на отражение, формируя ширину и высоту звуковой сцены. Иными словами левый высокочастотник играет на правое пассажирское сидение, правый – на водительское.
Ведем к усилителю акустические, межблочные и силовые провода. Силовые провода должны быть проложены отдельно от акустических и межблочных. Допускается их взаимное пересечение под углом в 90 градусов. Желательно каждую группу проводов проложить отдельно, в том числе и от штатной проводки автомобиля.
Подсоединяем провода к усилителю, подключаем сабвуфер. Если сабвуфер предполагается использовать в корпусе, и он был куплен вместе с готовым корпусом, то для машин с кузовом «седан» разворачиваем сабвуфер динамиком к спинке заднего сидения, а для машин с кузовами «хэтчбек» и «универсал» – в сторону пятой двери. Если планируется самостоятельное изготовление корпуса, пригодится статья «как сделать корпус для сабвуфера».
Настройка музыкальной системы
После подключения, музыкальную систему необходимо настроить. Под настройкой подразумевается установка на усилителе частот среза для акустики и сабвуфера и настройка чувствительности.
Будем считать, что фильтры в усилителе лучше, чем в головном устройстве, поэтому настройку будем проводить при выставленных на головном устройстве настройках в «0».
Как настроить
Настройка усилителя позволяет обеспечить равномерное звучание через все динамики акустической системы. Для регулировки требуется повернуть регулятор Gain (на части устройств обозначен как Level) до минимального уровня, а затем установить корректор фильтра HP на максимум. Если усилительный блок оборудован встроенным эквалайзером или блоком усиления низких частот, требуется отключить функции (из-за влияния на звуковую картину). При использовании высокочастотных динамиков дополнительно регулируется положение корректора LP.
Для дальнейшей настройки необходимо включить воспроизведение музыкального контента на головном устройстве. После отключения тонкомпенсации регулятор громкости выкручивается до положения, соответствующего появлению хрипов в акустике. Затем пользователь снижает громкость и настраивает по аналогичной методике положение корректора Gain. Настройка режима работы производится до момента получения мягкого звука, равномерного для всех динамиков. Корректно настроенный сабвуфер не выделяется на фоне остальных частот, гармонично дополняя звуковую картину.
Подключение усилителя к аккумулятору
«Черный — минус, красный — плюс, знает каждый карапуз!»
Питание — фундамент системы, оно влияет на сохранность компонентов и на качество их звучания. Поэтому очень важно ответственно подойти к его подключению.
Проводка
Перед тем как подключить усилитель нужно выбрать толщину питающего кабеля, она должна соответствовать количеству потребляемого тока. В мануалах вряд ли не найдете значения потребляемой мощности, так как для нее нет общепринятой методики измерения и поэтому придется посчитать самостоятельно. Обратите внимание, что данные для расчета нужно брать от минимального сопротивления, в котором может работать усилитель, например если: выходная мощность для 2 Ом: 240 Вт х 2,
а выходная мощность для4 Ом: 160 Вт х 2 — берем240. Допустим у вас двухканальный усилитель с номинальной мощностью 2 х 240 Ватт — складываем каналы 240 + 240 = 480 Вт — общая мощность.
Эти 480 Вт умножаем на 2, потому что потребляемую мощность принимают удвоенной от выходной из-за большой неравномерности и скачков потребления: 480 * 2= 960 Вт.
Теперь полученную мощность делим на напряжение в бортовой сети автомобиля — 14.4 В (подразумеваем заведенную машину) и находим потребляемое напряжение: 960 / 14,4 = 66,7 Ампер.
Используем табличку для подбора сечения кабеля:
Соотносим потребляемое напряжение с длиной проводки (если тянуть до багажника, то это обычно до 5 метров) — получаем необходимое сечение 2 Ga (сокр. от American Wire Gauge — американская мера сечения проводов).
Важно — первая таблица актуальна только для медных проводов. Если у вас алюминий покрытый сверху медью (как правило во всех готовых наборах для подключения) делайте запас 35 — 40%.
Предохранитель
Силовая проводка автомобильной системы это объект представляющий пожароопасность, поэтому к плюсовому проводу обязателен предохранитель, который в случае повышения напряжения и нагрева провода при коротком замыкании расплавится и обесточит систему. Не путайте с предохранителями в усилителях!
Важно правильно подобрать его номинал, чтобы он не душил питание и не плавился понапрасну, но в то же время перегорал раньше проводки, иначе смысл защиты пропадет.
Типы предохранителей (слева направо): AGU, ANL, mini ANL
AGU обычно имеют номинал до 80 Ампер и устанавливаются в колбы. ANL предохранители доходят до 300 Ампер, для их установки используют различные варианты футляров. Mini ANL как правило не используются для защиты основной проводки, а устанавливаются в дистрибьюторах питания для разведения кабелей.
Виды держателей, (слева направо): колба, футляр, автомат, дистрибьютор
Отдельно нужно отметить автомат, который не содержит предохранителя как такого, а отключается сам от превышения напряжения. Не смотря на удобный функционал, не пользуется большим доверием среди любителей автозвука, есть мнение что в некоторых случаях он может не успеть отключиться и «прикипеть».
Устанавливать предохранитель или автомат рекомендуется не дальше 20 см. от плюсовой клеммы. Смысл в том, что участок провода до предохранителя не защищен и по этому чем он короче — тем лучше.
Подключение усилителя к магнитоле
Подключить усилитель к магнитоле достаточно просто. Он соединяется двумя типами кабелей: межблочный кабель RCA и Remote.
Все подключения проводите на обесточенной системе (откинутый от АКБ плюсовой провод)!
Межблочный кабель
Во избежание наводок прокладывайте акустические и сигнальные кабеля с противоположной стороны от силовых, если пересечения избежать не удается, делайте его под прямым углом.
Межблоки или RCA подключаются к линейным выходам магнитолы и передают звуковой сигнал на усилитель. Линейные выходы имеет левый и правый канал (может быть моно для сабвуфера), не перепутайте их при подключении к усилителю, чтобы не сбить регулировку баланса на магнитоле (лев/прав).
Remote
Проводок минимального сечения, который передает сигнал на включение усилителя при включении магнитолы, аналогично при выключении. Обычно у магнитолы выделен для этого отдельный провод, если его нет, можно подключиться к управлению активной антенной или подключить его к постоянному плюсу, установив тумблер для самостоятельного управления включением усилителя. Крайне не рекомендуется запитывать его от постоянного +12 на прямую — так ваши усилители будут постоянно включены, что будет ненужной нагрузкой.
Схема проводов для магнитолы
Схему или таблицу цоколевки, при возникновении необходимости всегда можно найти в эксплуатационной инструкции автомобиля в разделе электрооборудования. А возникнуть данная необходимость может в случае:
- нарушения качества воспроизведения звука
- самостоятельной замены штатной автомагнитолы на более новый или удобный аппарат;
- установки и подключения к автомобильному проигрывателю дополнительного оборудования и устройств (внешнего усилителя звука, сабвуфера, камер заднего вида и прочего).
Современные магнитолы комплектуются универсальными для всех видов оборудования разъемами (во всяком случае, так заявляется). Но на самом деле, некоторые производители хитрят и в отдельных случаях их соединения не совмещаются с другими. Тем самым побуждая покупать разъемы и переходники только определенной марки.
Наверное средне статистический европеец, так бы и поступил. Но в нашем случае мы имеем дело с автолюбителем из России. Что в корне меняет дело. Исходя из пытливого по своей природе строения ума и безграничной уверенности в своих силах и возможностях, россиян.
Именно для таких автолюбителей, мы и рассказываем в нашей статье, о том какие провода на магнитоле Пионер (какое родное для многих слово!), отвечают за определенные функции с указанием их цвета в шлейфе электропроводки.
Важные моменты
В конце резюмируем все главные аспекты, которые нужно соблюсти чтобы правильно и безопасно подключить усилитель:
- Подбирайте силовой кабель достаточного сечения, лучше с запасом.
- Правильно подберите предохранитель.
- Все контакты должны быть зачищены и крепко затянуты или обжаты (чем больше площадь контакта тем лучше).
- Выбивайте качественную медную проводку.
- Защищайте кабеля от повреждений с помощью дополнительной изоляции.
- Укладывайте акустическую и сигнальную проводку как можно дальше от силовой (питающей).
- Если у вас несколько усилителей и минус взят с кузова, то контакт для всех делайте в одной точке.
- Все подключения проводите на обесточенной системе (откинутой плюсовой клемме с АКБ).
Сколько колонок можно подключить и как это сделать
Подключить к 2 канальному устройству можно только две колонки или один сабвуфер. Схема для динамиков выглядит следующим образом:
- акустический кабель подсоединяется к клеммам Left и Right;
- красная жила требуется для клеммы с обозначением «+», черная для «-».
Подсоединить к усилителю большее количество колонок при применении различных переходников не получится. Все соединения должны быть качественно изолированы, т.к. слишком высокая влажность может стать причиной появления коррозии и пропадания сигнала.