Подшипник ступицы – это узел, который обеспечивает вращение колеса. Он фиксирует положение в пространстве, обеспечивает качение с наименьшим сопротивлением, воспринимает и передаёт нагрузку от подвижного узла на другие части конструкции.
От него зависит как работоспособность всего автомобиля, так и безопасность водителя, и других участников дорожного движения. Выход износ любого из подшипников приводит к потере управления автомобилем – поэтому так важно вовремя распознать выход подшипника из строя.
Какие причины выхода из строя ступичного подшипника?
Значительный пробег, а также усталость материалов. По прошествии времени материалы теряют свои свойства, заложенные заводом изготовителем.
Нагрузка на подшипник, связанная с регулярной ездой по повреждённому покрытию или частая перегруженность автомобиля.
Неправильная установка подшипника:
— Подшипник запрессован неправильно, с перекосом.
— Чрезмерная затяжка при монтаже. Перетянутые гайки приведут к усиленному внутреннему трению и как следствие – перегреву
Ступичный подшипник — это очень важный элемент конструкции автомобиля. За установкой следует обращаться только к квалифицированным мастерам.
Недостаточное количество смазки и некачественные уплотнения, следствием чего является потеря герметичности. Если повреждены защитные пыльники и смазка вытекает – внутрь попадает грязь и песок.
Как самостоятельно выявить неисправность?
Первый признак выходящего из строя подшипника ступицы – это появление низкочастотного шума в области колёс переходящего со временем в гул. Так же может присутствовать металлический скрежет или щелчки при движении.
Чтобы понять какой подшипник на передней оси вышел из строя нужно разогнаться до 60 км/ч и повернуть руль в лево и право на 20° — 30°. Если при повороте руля влево шум увеличивается, а при повороте руля вправо – уменьшается, значит из строя выходит правый подшипник. Если при повороте руля вправо шум увеличивается, а при повороте руля влево – уменьшается, значит из строя выходит левый подшипник.
Как правило чаще повреждаются ступичные подшипники на передней оси. Это связано с тем, что нагрузка на переднюю ось намного больше и именно она берёт на себя большую часть удара о дорожные препятствия.
С задней осью всё немного сложнее. Для того, чтобы понять с какой именно стороны ступичный подшипник вышел из строя нужно вывесить колесо, прокрутить его и проверить люфт. Колесо с неисправным подшипником приводит к посторонним шумам и люфтам в вертикальной плоскости. Передние подшипники можно проверить таким же способом.
Чем опасны неисправности ступичного подшипника?
В первую очередь вы должны понимать, что ступичный подшипник — это связующий элемент подвески и колеса. Неисправный ступичный подшипник может привести к заклиниванию колеса. На большой скорости это чревато не только разбитым автомобилем, но и опасностью для жизни!
Именно поэтому в комплектах ступичных подшипников TRIALLI мы используем высококачественные уплотнители, не допускающие разгерметизации узла и нежелательных люфтов подшипника. А также смазки, сохраняющие свои свойства при любых экстремальных нагрузках – ударных, скоростных, термических.
В каталоге TRIALLI есть ступичные подшипники для отечественных автомобилей, иномарок и коммерческого транспорта:
— Материал: металл (сталь)— У подшипников ступицы продуманная комплектация: прилагается высококачественный уплотнитель и детали для крепежей, которые дают возможность обеспечить наилучшую надежность и долгосрочность узлов автомобиля— Из-за непростых условий работы, подшипники ступицы оснащены дополнительными укреплениями для дорожек качения— Гибридная смазка и новейшая конструкция уплотнения исключают риск попадания грязи или воды на рабочую часть механизма.
Заказать подшипники можно на нашем сайте
Если вы опытный автомобилист и уже не раз ремонтировали свой автомобиль своими руками, то ступичный подшипники можно попробовать заменить самостоятельно. В видео Школы ремонта Carville — подробная инструкция по замене переднего ступичного подшипника на Шевроле Авео.
Youtube Школы ремонта
Как определить неисправность ступичного подшипника
В большинстве случаев характерные звуки неисправного ступичного подшипника сложно с чем-то спутать. При симптомах указанных выше можно с высокой вероятностью говорить о неисправности именно ступичного подшипника, а не чего-либо другого. Но все же, убедиться на 100% что причина посторонних звуков именно подшипник, можно. Для этого нужно вывесить (поддомкратить) колесо, от которого доносятся посторонние звуки, и пошатать его в вертикальной плоскости. Если у колеса есть даже незначительный люфт относительно ступицы, менять ступичный подшипник, скорее всего, придется. Исключением станет лишь тот случай, если ступичный подшипник у Вас недостаточно затянут, для этого проверьте момент затяжки ступичной гайки.
Запомните — у колеса с исправным подшипником никакого люфта быть не должно.
Если у колеса нет люфта в вертикальной плоскости, попробуйте вращать колесо руками, если чувствуются неравномерность вращения, или колесо издает посторонние звуки — необходима замена ступичного подшипника.
Замена подшипника передней ступицы
Передняя часть автомобиля тяжелее и чаще испытывает нагрузки при движении, поэтому ходовая часть требует большего внимания. Если вовремя не произвести замену подшипника передней ступицы, то он может раскрошиться, внутренний обод колеса сломается, и колесный диск срежет болты, при помощи которых он крепится на ступице. Все это приведет к потере колеса, что на скорости может кончиться трагически.
Процедура замены подшипника передней ступицы состоит из нескольких этапов:
- автомобиль устанавливается на подъемник и колесо демонтируется;
- откручиваются гайки ступицы и снимается тормозной суппорт;
- демонтируется крепление шланга системы ABS, поворотный рычаг автомобильного рулевого механизма и тормозной диск;
- снимается крепеж стойки, и ступицы освобождаются от нижней и верхней шаровых опор и приводного механизма;
- демонтируется ступица;
- неисправный подшипник извлекается, а на его место ставится новый;
- все демонтированные детали ставятся на свое место.
Замена подшипника задней ступицы
Как правило, в отличие от переднего, замена подшипника задней ступицы не производится часто. Срок его эксплуатации гораздо больше – около 100 тыс. км пробега, но в связи с плачевным состоянием дорог он может существенно снижаться.
Неисправный подшипник задней ступицы дает о себе знать люфтом колеса, который легко определяется появлением стука или скрипа в задней ходовой части. Чаще всего замена подшипника задней ступицы будет единственным выходом, ибо он не поддается регулировке. Производится замена заднего подшипника по той же технологии, что и переднего, – в хорошем автосервисе ее выполняют быстро и легко.
Замена шпильки ступицы переднего колеса
Способ крепления колес на шпильках имеет существенное преимущество перед болтами: шпильки легко заменить, не меняя подшипник или саму ступицу. Но у шпилек также есть ряд недостатков: они склонны ломаться, когда автомобиль буксует на твердой поверхности. Кроме того, при срыве резьбы гайки приходится выполнять замену шпильки ступицы переднего колеса, ведь при поврежденной резьбе гайку нельзя будет полностью закрутить. А если хотя бы одна шпилька не будет затянута гайкой, то при вращении возникнет дисбаланс, который приводит к нарушению регулировок подвески с последующим ускоренным износом резины и повреждению тормозных дисков. Именно поэтому важно своевременно проводить замену шпильки ступицы переднего колеса.
Замена шпильки ступицы заднего колеса
Замена шпильки ступицы заднего колеса проводится по тем же причинам. Различие заключается в том, что для замены шпильки ступицы заднего колеса необходимо снимать тормозной барабан, что усложняет операцию.
В любом случае в сервисном центре Mobil 1 вам заменят подшипник и шпильку ступицы быстро и качественно. Запишитесь на ремонт и будьте уверены в безопасности своего автомобиля.
Mobil 1 – ваши колеса в полном порядке!
8 (391) 278-70-40
Как выявить неисправность ступичных подшипников
Есть несколько способов того, как можно определить неисправности переднего или заднего ступичных подшипников. Причем все они не требуют особых навыков или специализированного инструмента.
В первую очередь обратите внимание на следующие признаки возможных неисправностей переднего или заднего подшипника:
- гул при езде, который зависит от скорости авто, а не от включенной передачи;
- легкий металлический стук при проезде неровностей;
- увеличившийся люфт руля, его дрожание при езде на высокой скорости по дороге с дефектами полотна (один из симптомов неисправности переднего ступичного подшипника).
Главный и наиболее явный признак неисправности ступичного подшипника — это гул. Его источник определяется довольно простым методом. На ровном, прямом и желательно пустом участке дороги разгонитесь до скорости, при которой появляется гул. После этого слегка «побросайте» руль влево-вправо. Если при повороте руля вправо гул усиливается — неисправен подшипник справа; и наоборот.
После этого вывешиваем ту сторону авто, на которой был выявлен неисправный подшипник. Вращаем переднее и заднее колеса вручную с покачиванием их в горизонтальной и вертикальной плоскости. Если на каком-то колесе ощущается легкая ступенчатость вращения, слышен характерный шелест перекатываемых шариков или роликов, есть повышенный люфт — ступичный подшипник барахлит именно на этой оси.
Также одним из признаков неисправности ступичного подшипника является сильный разогрев ступицы. Если есть подозрение на проблемы с подшипником ступицы — после поездки осторожно прикоснитесь рукой ко всем колесам. Та ступица, которая разогрелась заметно сильнее остальных, имеет проблемы с подшипником (или тормозной системой).
Последствия неисправности ступичного подшипника
Езда с изношенным ступичным подшипником опасна. Опытные водители никогда не затягивают с заменой вышедшего из строя ступичного подшипника, так как знают, чем может быть чревата эта неисправность.
Разрушение подшипника ступицы приведет к потере жесткого закрепления колеса на оси, а ведь именно за счет подшипника обеспечивается удержание колеса на месте. В таком случае с большой долей вероятности колесо попросту оторвется от ступицы.
Если разрушится передний ступичный подшипник — автомобиль потеряет управляемость. Неисправность заднего ступичного подшипника менее опасна в плане управляемости авто. Однако есть немало случаев, когда оторвавшееся от ступицы колесо наносило серьезные повреждения встречному транспорту или другим объектам и даже людям.
Устанавливайте только качественные ступичные подшипники и внимательно следите за их состоянием.
Признаки неисправности ступичного подшипника
Сигнализировать о возможных проблемах со ступичным подшипником могут следующие признаки.
Появления клина колеса.
При отпускании руля машину как бы «тянет» в сторону. Это объясняется некорректной работой подшипника и торможением колеса.
Также такие симптомы появляются при неправильно сделанном развал-схождении.
Если ничего не предпринять, высок риск клина ступичного подшипника и повреждения ШРУСа с последующим разрезанием шины при движении.
Появление гула («хруста»).
Появляется при достижении скорости 60-70 км/час. На поворотах звук усиливается, и еще больше заметен при движении на большой скорости.
Перегрев диска при длительной эксплуатации.
Иногда из-за повреждения ступичного подшипника может перегреться суппорт и, как результат, закипает рабочая жидкость тормозной системы. Диагностировать проблему можно и по нагреву самого колесного диска.
Если при длительном движении без частых торможений диск теплый, это свидетельствует о будущем окончании срока службы подшипника ступицы.
Но стоит учесть, что покрышки также могут греться, поэтому метод подходит для прохладной погоды.
Вибрация в рулевом колесе и во всем кузове автомобиля.
Неисправность особенно ощущается при движении по гладкой трассе.
Люфт колеса.
Проблема проявляет себя после вывешивания колеса и его подергивания в разные стороны. Износ подшипника ступицы однозначно ведет к люфту, но причиной могут быть и рулевые наконечники.
Рассмотренные выше признаки позволяют вовремя определить неисправность, но на причинах и способах проверки подробнее остановимся ниже.
Предлагаем вниманию 6 способов диагностики ступичного подшипника. Кратко рассмотрим особенности каждого варианта.
Способ №1. Проверка на гул в гаражных условиях
При наличии под рукой подъемника или домкрата сделайте следующее:
- Поднимите машину на подъемнике или одно колесо с помощью домкрата (не забудьте поставить надежный упор).
- Поставьте под задние колеса башмаки (если проверка выполняется без подъема).
- Заведите мотор и включите четвертую скорость.
- Разгоните колеса до 70-80 км/ч или только одно из колес (при использовании домкрата).
- Выжмите сцепление и отключите скорость (перейдите на нейтральную передачу).
- Прислушайтесь к постороннему шуму. Если ступичный подшипник неисправен, во время диагностики однозначно будет слышен гул.
Рассмотренный выше метод позволяет проверить ступицы передней оси для переднеприводной машины и задние — для заднеприводной.
Способ №2. Проверка на домкрате
Следующий метод схож с предыдущим, но подразумевает использование только домкрата. Метод подходит для применения в гаражных условиях.
- Найдите подходящее место для работы, к примеру, гараж или бокс, где нет посторонних шумов.
- Поднимите с помощью домкрата нужное колесо (потом сделайте то же самое для остальных). Если не знаете, где именно проблема, начните с задней оси, а потом переходите на переднюю.
- Вращайте задние колеса от руки (для переднеприводного авто) и прислушайтесь к звукам.
- На колесах передней оси жмите на сцепление (для МКПП), заведите мотор и включите пятую скорость, а после отпустите сцепление.
- Прислушайтесь к шуму от колеса. Оно должно крутиться со скоростью 30-40 км/час, чего достаточно для диагностики.
- Переведите ручку КПП в нейтральную позицию, остановите мотор и дайте колесу остановиться.
Во время проверки будьте осторожны. Используйте ручной тормоз или противооткатные упоры, чтобы машина не сдвинулась с места. При этом помните, что длительное время проводить такую проверку нельзя.
При диагностике машины с полным приводом выключите привод второй оси, а при отсутствии такой возможности вывесите авто полностью.
Минус метода в том, что без нагрузки трудно услышать проблему со ступичным подшипником.
Есть еще один нюанс. Если деталь начала гудеть недавно, при рассмотренной выше диагностике постороннего звука не будет. Необходимо проводить проверку на ходу под нагрузкой, а для этого нужно изучить способ № 5, представленный ниже.
Способ №3. Проверка на люфт
Проверку исправности подшипника ступицы можно также сделать в условиях гаража путем выявления люфта.
- Поднимите поочередно каждое из колес с помощью домкрата и подставьте противооткатные башмаки.
- Качайте колесо по вертикали и горизонтали, покрутите его.
- Обратите внимание на наличие люфта. Чем он сильней, тем больше поврежден подшипник. Появление постороннего звука может свидетельствовать о перекатывании шариков.
Учтите, что люфт не всегда свидетельствует о неисправности ступичного подшипника.
Иногда неисправность свидетельствует о проблемах рулевой системы или подвески.
Для большей точности сделайте следующее:
- Попросите товарища нажать на тормоз.
- Еще раз проверьте колеса на факт люфта путем перемещения по вертикали.
При сохранении люфта можно говорить о поломке подвески. Если его нет, можно быть уверенным в износе ступичного подшипника.
Способ №4. Проверка на биение
Метод похож на предыдущий, но имеет свои особенности:
- Поставьте машину на ровную поверхность.
- Возьмитесь за колесо, с которым потенциально возникла проблема.
- Прислушивайтесь на факт появления щелчков. При наличии таковых подшипник необходимо менять.
Если остались подозрения, следуйте такому алгоритму:
- Поднимите колесо домкратом.
- Установите нейтральную передачу и раскруте диск.
- Прислушайтесь к постороннему шуму. Наличие хруста или гула свидетельствует о наличии проблем с подшипником ступицы. При этом появляется ощущение, что колесо плохо зафиксировано.
- Расшатывайте колес в разных плоскостях для более точной проверки. Будьте осторожны, чтобы автомобиль не свалился с домкрата (поставьте упор под авто).
Рассмотренный выше метод хорош универсальностью, ведь его можно использовать для проверки детали на передней и задней осях.
Способ №5. Проверка какой подшипник гудит на передней ступице на ходу
Для получения более точных результатов проверку ступичного подшипника лучше всего провести в движении и дать дополнительную нагрузку на проблемные колеса.
- Садитесь за руль и выберите сравнительно свободный участок трассы. Желательно, чтобы она была асфальтированной.
- Разгонитесь до 60-70 км/час, после чего начните входить в поворот.
- Проследите за поведением машины. При входе в разные виражи кузов машины начинает крениться в какую-то из сторон. Так, при повороте влево автомобиль наклоняется в правую сторону, а основной вес падает на правое колесо. С левого колеса при этом вес снимается.
- Прислушайтесь к посторонним звукам. К примеру, при повороте в правую строну на левый ступичный подшипник придется дополнительная нагрузка, и он будет гудеть, а при движении по прямой звук пропадает. По такому же принципу проверьте подшипник с правой уменьшив скорость до 15 км/ч и сделав резкий поворот в левую сторону.
- Обратите внимание на звуки. Если шумы были, а при выходе из поворота пропали, значит проблема в ступичным подшипнике.
- при движении по гладкой трассе может потребоваться набор большей скорости, к примеру, 60-70 км/ч;
- чем больше скорость, тем сильнее должен быть гул;
- при выявлении посторонних и громких шумов сильно не разгоняйтесь из-за риска попасть в аварию или еще большего износа детали;
- делайте проверку на гладком асфальте, чтобы исключить посторонние шумы от зернистой поверхности.
Способ №6. Стетоскоп механика
Для проверки используется стетоскоп механика.
Для самостоятельной диагностики ступичного подшипника сделайте следующее:
- Подготовьте прибор.
- Вывесите передник колеса.
- Заведите двигатель и включите четвертую скорость.
- Приложите стетоскоп к стойке.
- Послушайте звук. Наличие небольшого шума свидетельствует о задевании диска колодками. Если же слышен явный гул, проблема в правом подшипнике.
Другие особенности диагностики
Существуют следующие особенности, которые помогут правильной диагностике:
- При подъеме задние подшипники шумят больше, а при спуске с горки — передние ступичные (из-за перераспределения нагрузок, как при поворотах). Гул при правом затяжном повороте свидетельствует о поломке левого подшипника, а при левом повороте — справа.
- Сильный люфт (способ №3) указывает на последнюю стадии износа ступичного подшипника и необходима немедленная его замена.
Что будет, если вовремя не менять подшипник при его гудении
Появление гула при наборе скорости, люфт или другие рассмотренные выше проблемы — повод заменить неисправную деталь.
- Повышение нагрузки на элементы ходовой части и рулевую систему. Это, в свою очередь, ведет к более быстрому износу деталей.
- Клин подшипника и остановка колеса. При возникновении такой проблемы в движении не избежать аварии с непредсказуемыми последствиями.
- Перегрев тормозов и закипание рабочей жидкости системы. Как результат, увеличивается тормозной путь, или машина вообще не останавливается.
- «Падение» колеса при резком маневре, что приводит к потере управляемости транспортным средством. При движении на большой скорости такая ситуация может быть критичной.
Косвенно все это влияет на уменьшение тяги мотора и его КПД, что становится причиной увеличения расхода топлива.
Сроки замены ступичных подшипников
В процессе эксплуатации на передние / задние подшипники действуют многие нагрузки: радиальные, осевые и другие. Но даже в таком случае даже самая качественная деталь может отходить до 150 000 км. пробега.
Если же говорить в целом, средний срок службы составляет от 80 до 120 тысяч километров, после которых могут появиться первые посторонние шумы и возникнет необходимость проводить замену.
К примеру, у Рено Логан передний / задний ступичный подшипник может отслужить 60-70 тысяч километров, но при замене ресурс может уменьшиться до 10-30 тысяч.
Средние сроки замены на других марках авто показаны в таблице ниже (модели взяты для примера, а сроки могут быть скорректированы для каждого случая в отдельности так как зависят от многих факторов).
Сроки замены ступичного подшипника, тыс. Форд Фокус 2ВАЗ 2107, ВАЗ 2110, 211450-70 (встречаются случаи 90 – 110)Рено Астра НДо 100 при аккуратной эксплуатации (в среднем 50-70)До 100 (интегрированный в ступицу, меняется в сборе)
Если у вас нет возможности сразу выполнить замену подшипника ступицы, при появлении шума / гула нужно пересмотреть свои подходы к эксплуатации машины в этот период.
- Во-первых, нужно снизить максимальную скорость движения до 40-50 км/час.
- Во-вторых, замените деталь не позже, чем через 1000 км.
- В-третьих, о быстрых разгонах и дальних поездках до выполнения ремонта стоит забыть.
Надеемся, данные рекомендации помогут быстро продиагностировать проблемы и решить ее в кротчайшие сроки.
Принцип работы подшипника
Подшипник или подшипниковый узел состоит из нескольких деталей. Это два кольца, наружное и внутреннее, тела качения, в данном случае это шарики и сепаратор, который разделят шарики между собой. Есть подшипники и без сепаратора, но они используются меньше, для ненагруженных соединений. При вращении вала нагрузка поступает на внутреннее кольцо, далее на шарики, которые вращаясь вместе с сепаратором, передают её на наружное кольцо. Причем нагрузку получает и передает каждый шарик в отдельности. Подшипник фиксирует вал или узел в пространстве и обеспечивает ему вращение с наименьшими потерями на сопротивление. При этом он передает полученную нагрузку на другие части механизма или конструкции.
Во время своей работы подшипник испытывает такие нагрузки: и осевую нагрузку и радиальную. Сами шарики получают во время работы нагрузку на сдвиг и на сжатие, которая в результате неправильной работы приводит в дальнейшем к их деформации и разрушению. Для нормальной работы деталей подшипник наполняется смазкой, которая должна быть соответственно качественной. Когда подшипник имеет крышку или уплотнение, которые предотвращает подшипник от утечки масла и от попадания загрязнений, он служит долго.
Выбирают подшипники по следующим характеристикам:
- посадочные размеры;
- максимально выдерживаемая нагрузка как радиальная, так и осевая;
- максимальная скорость вращения;
- класс точности изготовления;
- закрытый или открытый подшипник, то есть требования по смазке;
- ресурс работы подшипника.
Какие причины разрушения сепаратора подшипника.
При разрушении сепаратора диагностировать причину иногда бывает трудно, так как обычно повреждается не только сепаратор, но и шарики и кольца. Но есть ряд причин, при которых повреждается именно сепаратор. Это в первую очередь, усиленная вибрация, частота вращения подшипника большая, чем предусмотрено при его производстве, большой износ в процессе неправильной эксплуатации и заклинивание вследствие изменения геометрии шариков.
Если вибрации превышают допустимые значения, в теле сепаратора появляются усталостные разрушения в виде трещин, которые приводят к полному разрушению сепаратора, как на фото. Главной разрушающей силой выступает сила инерции. Она же разрушает сепаратор в подшипнике, который работает с более высокой скоростью, чем это заложено.
Так как сепаратор всегда изготавливается из материала, который мягче чем кольца и шарики, при неправильной эксплуатации он быстрее изнашивается. Увеличивается размер карманов для шариков, что приводит к изменению кинематической силы и разрушению сепаратора. Причина всего этого – недостаточность смазки и попадание частиц пыли, выступающих в роли абразива.
Иногда сепаратор разрушается из –за того, что грязь и частицы сколов шариков приводят к заклиниванию последних.
Выход из строя шариков, причины
Чаще всего шарики выходят из строя из за деформации, которая, чаще всего, происходит из-за перегрева шариков во время работы и затем медленного остывания. Это приводит у отпуску поверхностного закаленного слоя. Шарики не могут выдерживать нагрузку, на них могут появляться трещины, сколы. Может проявляться в виде деформации, шарики становятся овальной формы, получается заклинивание и разрушение остальных деталей подшипника.
Шарики в процессе изготовления перед полировкой проходят процесс термообработки, то есть цементации верхнего слоя. Поэтому очень важно, что бы выдерживался тот режим работы, на который они рассчитывался.
Перегрев может происходить за счет недостаточного количества смазки или её полного отсутствия, попадания внутрь грязи, которая выступает в роли абразива, вследствие неправильного режима работы, ударов или повышенной вибрации.
Выход из строя колец подшипника, причины
Очень часто кольца подшипника выходят из строя из –за усталостных разрушений. Они происходят по причине неподходящей смазки. Смазка должна быть достаточно вязкой и покрывать дорожки качения сплошным слоем. Поверхность при этом начинает перегреваться, появляются трещины, чем дальше, тем больше глубина трещин, следовательно, подшипник перестает работать.
Влияет на кольца и попадание пыли и грязи, которые также выступают как абразив и приводят к перегреву верхнего слоя и его разрушения. Это чаще всего случается с подшипниками, которые находятся в контакте с грязью, с агрессивными средами, при этом не имеющие защитной крышки или уплотнения. Такие разрушения называют ещё атмосферными.
Например, это могут быть ступичные подшипники, с заменой которых сталкивался каждый автовладелец.
Также причиной поломки может быть неправильная посадка подшипника на вал. Это может быть как посадка с большим натягом, так и очень слабая. Она называется фреттинг-коррозия и влияет на состояние внутреннего кольца подшипника. Неправильная посадка может вызывать бриннелирование поверхности колец, то есть выемки могут следовать одна за другой. Это случается, опять таки, при неправильной установке подшипника или сильных механических ударов по узлу с подшипником. Поэтому, при установке, например, того же подшипника ступицей удары по нему недопустимы, только давление.
По поводу поломки ступичного подшипника можно почитать в статье, перейдя по ссылке:
Какие основные признаки поломки ступичного подшипника
Может быть, лучшим вариантом использовать подшипники, которые имеют большее сопротивление к нагрузкам.
Другой вид выемок, которые представляют не только частые выбоинки, но их сдвиг, возникают в том случае, если узел с подшипником подвергается постоянной вибрации даже при внерабочем состоянии.
Также они могут получиться, если в подшипник попали твердые частицы, которые поцарапали поверхностный слой. Вокруг этих царапин возникают напряжения, которые в дальнейшем приводят к трещинам и выбоинкам.
Повреждения в подшипнике могут возникнуть вплоть до полного его разрушения в том случае, если через него проходит электрический ток. Это чаще всего происходит при плохой изоляции. Очень часто во время сварки сам узел или сварочное оборудование не имеют заземления.
Влияет на стойкость колец и дисбаланс ротора. Если работа ротора ведётся на высоких скоростях, необходима его балансировка, иначе на внутреннем кольце появится выработка, обычно с одной стороны.
Несоосность между внешним кольцом и валом, на который он насажен, между валом и корпусом подшипника приводят также к сколам на поверхности, усталостности на поверхности.
Конечно, не нужно выпускать из внимания и заводской брак. Он может быть проявлен как в самом подшипнике, так и при его установке в узел, когда инструмент (ролики) оставляют вмятины на кольце.
Также брак может быть при изготовлении самого подшипника. Это или брак в металле или брак сборки узла. Также неправильное применение подшипника может быть причиной его разрушения. Каждый подшипник имеет свой режим работы, на который он рассчитан при выпуске и его нарушение приводит к поломке.
Конечно, при выпуске подшипники имеют свой ресурс, который обычно выдерживается, если соблюдаются определённые условия его эксплуатации.
Также важно следить за качеством и количеством смазки в подшипнике. Если есть возможность, подшипник вынимается, очищается от грязи, промывается. Затем добавляется смазка.
Практически без смазки подшипник не работает. Его принцип работы основан на беспрепятственном вращении всех его частей.
Применение уплотнителя или применение подшипника с крышкой дает дополнительный срок службы подшипника. Иногда расходы на замену подшипника или простой оборудования обойдутся дороже самого подшипника хорошего качества.