Перейти к содержимому

Как заправить кондиционер в машине своими руками — пошаговая инструкция, как проверить, частота проведение процедуры

  • автор:

Устройство автомобильного кондиционера

Каждый автомобилист должен знать, как работает кондиционер в его машине. Происходит это следующим образом: специальное вещество забирает и отдает тепло в результате смены агрегатного состояния. Все автокондиционеры похожи по принципу действия, их производят из одинаковых элементов.

Чтобы понять, как выполнить заправку кондиционера в автомобиле, нужно знать, из каких деталей состоит этот прибор:

  • компрессор;
  • конденсатор;
  • испаритель;
  • осушитель;
  • дроссель или ТРВ;
  • электрооборудование;
  • магистрали.

Все эти детали связаны друг с другом, работают циклично, автокондиционер полностью герметичный. Далее подробно разберем, как работает каждый из элементов, чтобы лучше понять принцип действия этого оборудования.

Задача компрессора – нагнетать хладагент, поэтому этот прибор создает давление, в результате чего фреон перемещается по каналам.

В зависимости от модели автокондиционера могут использоваться разные компрессоры. Чаще всего применяются приборы роторно-лопастного и поршневого типа. Также на машинах можно встретить комбинированные компрессоры, они работают по принципу Ванкеля и являются роторно-поршневыми.

Контур вокруг автокондиционера состоит из двух частей:

  • с высоким давлением, к нему относятся все элементы до испарителя;
  • с низким давлением – включается в себя магистраль соединения автокомпрессора с испарителем.

Также отличаются и виды привода автокомпрессора:

  • Во многих машинах работа механических компрессоров основана на действии коленвала через ременную передачу. Конструктивные особенности следующие: узел отключения представляет собой электромагнитную муфту, чтобы вы могли использовать оборудование ежедневно.
  • Во многих машинах с ДВС, а также в электрокарах установлены кондиционеры, в которых компрессор оснащен электрическим мотором.
  • Комбинированный вариант привода означает, что компрессор может работать не только от коленчатого вала, но и от электрического двигателя, АКБ, когда автомобиль движется.

В конденсаторе происходит смена агрегатного состояния фреона: газ превращается в жидкость, в результате этого процесса выделяется тепловая энергия. Визуально конденсатор напоминает обычный алюминиевый радиатор, который соединяется с вентиляторами.

Для обеспечения конденсации фреона нужно отводить тепловую энергию. Для этого конденсатор располагают под радиатором системы охлаждения мотора. Поток воздуха уносит тепло от конденсатора: естественным образом, когда автомобиль движется, или принудительно за счет работы вентиляторов.

Конструктивно испаритель напоминает радиатор. Его устанавливают в салоне машины под торпедо. Происходит испарение хладагента, он поглощает тепло из салона.

Для повышения эффективности работы автокондиционера испаритель оснащают электрокулером. После включения вентилятора образуется принудительный воздушный поток нужной силы.

Влага, содержащаяся в воздухе внутри машины, скапливается на испарителе, а затем через дренажные отверстия в днище авто выходит наружу.

В результате непрерывных колебаний температуры влага, попадая в систему, переходит в состояние льда. Ледяные кристаллики повреждают основные узлы кондиционера: компрессор и шкив.

Чтобы не допустить этого, был добавлен такой конструктивный элемент, как осушитель. Он представляет собой емкость, в которой содержится специальный состав, он улавливает и собирает излишки влаги.

Терморегулирующий вентиль (ТРВ) нужен для контроля давления в кондиционере. Также эта деталь необходима для запуска этапа испарения хладагента.

Дроссель есть не на всех автомобилях. Когда на машине установлен климат-контроль, скорее всего, автопроизводитель укомплектовал транспортное средство дросселем вместе аккумулятором. Первый выполняет функцию регулирующего давления клапана, второй нужен для сборки лишнего хладагента.

Зачастую заправка и ремонт кондиционера в автомобиле требуется, если вышло из строя электрооборудование. Оно необходимо для того, чтобы:

  • управлять и регулировать;
  • поддерживать нужный температурный режим;
  • принудительно подавать воздух.

Электрооборудование укомплектовано специальными датчиками: для фреона, а также на испарителе. Кроме того, термодатчики нужны для обеспечения автоматического включения и выключения радиатора. В зависимости от модели авто, схема подключения и количество устройств могут отличаться.

На торпедо обычно находится панель управления, чтобы вы могли выбрать режим работы автокондиционера. Для этого потребуется нажать на соответствующую кнопку.

Стандартно магистрали подразделяются на две категории: с высоким и низким давлением.

В процессе нагнетания компрессором хладагента давление фреона значительно увеличивается – до 250–270 кПа. Из-за его сжатия температура сильно повышается – до 150 °С.

Магистрали высокого давления следует тщательно проверить, прежде чем устанавливать. Важно, чтобы они исправно функционировали, чтобы выдержать высокую температуру и большие нагрузки.

Прокладывать магистрали низкого давления можно с помощью стандартных трубок. По ним фреон перемещается без нагрузки, давление при этом такое же, как атмосферное, а температура небольшая.

Диагностика кондиционера перед заправкой

Осмотр оборудования и заправка кондиционера в автомобиле нужно начинать с диагностических мероприятий. Поскольку система кондиционирования устроена сложно, заправляя оборудование, нужно обратить внимание на возможные поломки, проверить, не течет ли фреон.

Для начала открываем капот и находим 2 сервисных порта высокого и низкого давления, а также компрессор. Чаще всего он расположен в области приводного ремня допоборудования, от него происходит вращение шкива компрессора.

Перед заправкой кондиционера в автомобиле фреоном выполняем предварительную диагностику. Алгоритм действий следующий:

  • Осторожно откручиваем колпачки из пластика с сервисных портов, затем к ним подключаем станции для заправки кондиционера.
  • По очереди открываем порты низкого и высокого давления. Изучаем показания манометров, чтобы определить давление фреона в системе. Если давление оптимальное, значит, в системе достаточный объем хладагента, и протечки нет.
  • Затем заводим машину, включаем кондиционер и смотрим, как функционирует система. Важно обратить внимание на компрессор, включается ли приводная муфта, а также на то, как изменяется давление – для этого изучаем показания манометров.
  • Как только включится муфта компрессора, в контуре низкого давления кондиционера понизится давление фреона, в контуре высокого давления, напротив, увеличится. Если давление меньше 10–12 бар, значит в систему нужно добавить хладагент.
  • Нащупываем рукой толстую трубку контура низкого давления, проверяем температуру. Если она теплая, значит в системе недостаточно фреона.
  Объясните чайнику куда крутит вентилятор (Чего-то меня переклинило)

Если вы не смогли купить фреон и выполнить заправку кондиционера в автомобиле вовремя, компрессор будет непрерывно функционировать, чтобы поднять давление, однако накачать его он не сможет, при этом вы заметите, что кондиционер не охлаждает воздух. Нельзя допускать подобную ситуацию, поскольку в этом случае ДВС станет постоянно испытывать нагрузку, в компрессоре окажется недостаточно смазки из фреона, в результате он быстро выйдет из строя.

Заправка кондиционера автомобиля своими руками

Чтобы выполнить заправку кондиционера в автомобиле рядом с домом, не обращаясь в сервис, нужно приобрести тетрафторэтан R-134a, который автомобилисты называют фреоном. Для заполнения системы хладагентом легковой машины будет достаточно 0,5 кг фреона.

Чтобы точно узнать, какой именно хладагент подойдет для вашей машины, а также сколько фреона потребуется, следует изучить сервисную книжку авто. Кроме того, эти данные есть на табличке, расположенной в подкапотном пространстве.

Для заправки кондиционера в автомобиле выполните несколько простых действий:

  • Откачиваем остатки фреона из системы. Если вы посетите автосервис для проведения данной манипуляции, где установлена современная станция заправки кондиционеров, то откачка отработанного фреона произойдет автоматически. После этого его взвесят и удалят из него старое масло.
  • Проводим вакуумирование системы. Данный шаг нельзя пропускать. Вакуумирование необходимо, чтобы удалить воздух и влагу из системы. Достичь вакуума нужной глубины получится за 10–30 минут, все зависит от того, насколько мощное используется оборудование и какого класса. Не получится провести вакуумирование за пару минут.
  • Проверяем герметичность системы. Это необходимо, чтобы найти утечку, если она есть. В случае, когда вакуумирование выполнено неправильно, при тестировании на герметичность вы не сможете обнаружить утечку. В результате система будет работать неправильно.
  • Заправляем масло. Для функционирования кондиционера в систему заправляется около 15 г масла. Оно необходимо для смазывания элементов компрессора. Нередко масло используется с трейсером (красящее вещество), чтобы можно было сразу обнаружить утечку.
  • Загружаем фреон. Данный шаг является последним, выполнить его проще всего. Для заправки кондиционера в автомобиле потребуется 0,5 кг хладагента, конечно, если у вас легковая машина.

Когда все действия будут выполнены, заводим ДВС, включаем систему кондиционирования, обдув максимальный. Доводим обороты мотора до 2500–3000 об/мин, затем смотрим, как функционирует кондиционер:

  • Давление в портах низкого и высокого давления должно стать нормальным после того, как компрессор кондиционера включился. Важно чтобы манометр низкого давления показывал 2 бара, манометр высокого давления – 15–18 бар.
  • Ощупываем ладонью трубку контура низкого давления, чтобы определить ее температуру. Она не должна быть теплой или горячей.
  • Следим за тем, чтобы из дефлекторов в салоне машины поступал охлажденный воздух, при этом кондиционер время от времени должен выключаться.

Если никаких отклонений вы не заметили, значит заправка кондиционера в автомобиле была выполнена правильно, и вы можете с комфортом передвигаться на машине.

Как следить за исправностью автомобильного кондиционера

  • Чтобы система кондиционирования в вашем авто функционировала правильно, важно отслеживать работу радиатора, другое его название «конденсор». Нельзя допускать, чтобы он был загрязнен. Поэтому мыть его следует пару раз в год. Кроме того, очищать радиатор следует в начале весны, так вы удалите соль и реагенты, которыми покрыты автотрассы.
  • Также нужно отслеживать состояние подшипника шкива компрессора автокондиционера, в частности, если пробег более 100 тыс. километров. Специалисты рекомендуют начинать наблюдение намного раньше. Какие признаки неисправности вы можете обнаружить: шуршание, когда компрессор автокондиционера находится во включенном состоянии. Такой симптом указывает на скорую поломку.

Кроме того, когда шкив компрессора расположен так, что до него легко добраться, пошатайте его рукой, чтобы увидеть люфт подшипника. Обнаружили посторонние шумы и люфт? Значит пришло время заменить подшипник, причем откладывать ремонт не стоит. В противном случае может произойти серьезная поломка: выйдут из строя элементы муфты или полностью весь узел.

В случае, когда подшипник развалился, скорее всего, сточилась шейка компрессора. А это значит, что вы будете вынуждены заменить компрессор целиком. Также может оборваться приводной ремень, поскольку люфт шкива составит несколько сантиметров. Ездить на машине в такой ситуации будет можно, только если вы установите короткий приводной ремень (в обход шкива кондиционера) либо на небольшую дистанцию, пока аккумулятор не разрядился.

  Летние шины Runflat (Ранфлет) - купить в Москве в интернет-магазине GOOD WHEELS

Советы автолюбителей по контролю за работой кондиционера

Если у вас есть опыт обслуживания автомобиля, вы сможете самостоятельно заправить кондиционер хладагентом. Главное не упустить утечку фреона, а также регулярно проводить осмотр системы.

Чтобы правильно заправить кондиционер, придется использовать специальный комплект для заправки фреона. Но его цена ненамного ниже, чем стоимость работы опытных мастеров на СТО.

Если вы не планируете регулярно заправлять автокондиционеры, в целях экономии следует обратиться в автосервис, а не покупать спецнабор для самостоятельной работы.

Заправка автомобильного кондиционера своими руками

Обслуживание31 марта 2018

Система охлаждения воздуха в салоне стала привычным атрибутом многих современных автомобилей. Но с годами эффективность климатической установки снижается – из-за вибраций сквозь резьбовые соединения постепенно улетучивается рабочее вещество – фреон. Хозяин машины начинает задумываться, где заправить кондиционер хладагентом и сколько придется заплатить за оказанную услугу. Существует и другой вариант – произвести заправку самостоятельно, предварительно изучив приведенную ниже инструкцию.

Принцип работы автомобильного охладителя

Невозможно правильно обслужить кондиционер машины, не зная его устройства и принципа действия. Климатическая установка включает следующие элементы и агрегаты:

  • теплообменник наружный (конденсатор), установленный рядом с радиатором системы охлаждения двигателя;
  • теплообменник внутренний (испаритель), вмонтированный в салонный воздуховод;
  • ребра обоих теплообменников принудительно обдуваются вентиляторами;
  • компрессор, создающий необходимое давление фреона в контуре, приводится в действие ременной передачей от коленчатого вала;
  • расширительный клапан, осушитель газа;
  • соединительные фреоновые магистрали, сделанные из медных трубок.

Ключевой момент! Принцип работы любого кондиционера основан на способности хладагента испаряться при минусовой температуре. В момент испарения фреон быстро отнимает у воздуха большое количество тепла, значительно уменьшая его температуру.

Чтобы правильно заправить кондиционер автомобиля, нужно представлять рабочий цикл климатической установки:

  • Находясь в жидком состоянии, хладагент подается в испаритель, сквозь который вентилятор прогоняет горячий воздух. Фреон испаряется, отнимает у потока теплоту и отправляется дальше – в компрессор.
  • Внутри нагнетателя газ сжимается и перемещается в наружный теплообменник. Температура кипения вещества, находящегося под давлением, повышается, поэтому фреон во внешнем радиаторе конденсируется и отдает накопленное тепло наружному воздуху.
  • После протекания через осушитель и расширительный клапан давление хладагента снова падает. Газ опять движется во внутренний теплообменник, чтобы испариться и пройти цикл заново.

Признаки недостатка фреона

Поскольку давление газа в контуре может достигать 20–25 Бар, на автомобиле с пробегом допускается величина естественной утечки хладагента до 10%. Если потери превысили указанное значение, эффективность охлаждения заметно снижается – кондиционер гонит теплый воздух.

Столкнувшись с подобной проблемой, вооружитесь инструкцией по эксплуатации машины, отыщите месторасположение теплообменников, подводящих трубок и убедитесь в появлении вторичных признаков утечки газа:

  • следы либо капли масла на стыках трубопроводов;
  • обмерзание одной или обеих магистралей;
  • один из теплообменников (чаще – испаритель) покрылся инеем;
  • с помощью термометра замерьте температуру воздуха на выходе из дефлектора – она должна соответствовать настройке охладителя.

Справка. Фреон содержит синтетическое либо минеральное масло для смазки компрессора. Поэтому на прохудившихся стыках в первую очередь появляются следы смазывающего компонента.

Прежде чем заправить кондиционер фреоном, обязательно выявите и устраните течь. Обтяните накидные гайки ключом и проверьте систему на герметичность единственным доступным в гараже методом – вакуумированием. Подробнее о данной операции читайте ниже.

Оборудование для заправки

Мастерами станции техобслуживания практикуется несколько способов дозаправки автомобильных кондиционеров. Автолюбителю – новичку в гаражных условиях доступен лишь один метод – полная замена с заливкой новой порции хладагента по весу. Для работы нужно взять в аренду комплект оборудования и приспособлений:

  • вакуумный насос, оборудованный обратным клапаном;
  • манометрическая станция с двумя заправочными шлангами синего и желтого цвета;
  • электронные весы в напольном либо настольном исполнении (подойдут кухонные, показывающие массу с точностью до 1 грамма);
  • переходник под сервисный порт (штуцер) конкретной модели авто;
  • масляный инжектор – небольшая емкость, подключаемая к заправочному шлангу.

Примечание. Стоимость аренды комплекта оборудования, применяющегося для заправки холодильных машин, стартует от 1000 руб. в сутки. Хладагент и масло приобретается отдельно.

Чтобы автомобильную климатическую установку заправить самому, нужно выяснить количество и марку заливаемого фреона. Как правило, эти данные содержатся в инструкции эксплуатации машины плюс под капотом имеется шильдик либо наклейка. Указывается 2 характеристики – марка и вес хладагента в системе. Соответственно, нужно купить требуемое количество газа с учетом запаса 5–10% на продувку и непредвиденные потери.

В подавляющем большинстве современных транспортных средств используется фреон R134a, пришедший на смену более опасному и вредному газу марки R12. В процессе заливки хладагента с помощью инжектора растворяется жидкая смазка для компрессора. Вам понадобится 30 мл специального полиалкиленгликолевого масла (аббревиатура PAG на упаковке).

  Самостоятельная промывка системы охлаждения и проверка термостата и помпы — Chevrolet Aveo 5-door, 1.5 л., 2007 года на DRIVE2

Этап первый – вакуумирование

Цель данной операции – полностью удалить из контура, теплообменников и компрессора воздух, содержащий влагу. Последняя, оставаясь в системе, способна резко сократить срок службы компрессорного агрегата. Вторичная цель – проверить контур на герметичность и в случае утечки устранить неполадку.

Первым делом отыщите присоединительные штуцера (они же – сервисные порты) кондиционера. Обычно они располагаются в передней части подкапотного пространства возле радиатора и закрыты защитными разноцветными колпачками. Иногда для обслуживания охладителя выведен только один порт с колпачком синего цвета.

Справка. Сервисные патрубки отличаются не только цветом колпачков, но и диаметром. Магистраль высокого давления, где течет жидкий хладагент, сделана из более тонкой трубки, чем сторона низкого давления. Также колпачки могут маркироваться латинскими буквами – соответственно, «H» и «L».

Вакуумирование системы выполняется по такой технологии:

  • Очистите от грязи штуцер низкого давления (синий колпачок либо буквенное обозначение «L»), снимите защитную крышку.
  • Пользуясь клапаном, стравите в атмосферу остатки старого фреона, поскольку его количество неизвестно и нужна полная заправка.
  • Подключите к порту синий шланг манометрической станции, находящийся слева. К вакуумному насосу подсоедините желтый шланг (расположен посередине коллектора).
  • Включите насос, откройте вентили на коллекторе и входе сервисного штуцера. Нужный кран станции располагается с левой стороны, напротив синего шланга.
  • Откачивайте воздух в течение 20 минут, при этом стрелка на левом манометре станции должна показывать давление минус 1 Бар.

Перед тем как заправить кондиционер в машине, отключите вакуумный насос и выждите 1–2 часа. Если система негерметична, стрелка манометра обязательно двинется в сторону нулевой отметки, показывая потерю глубокого вакуума. Придется самостоятельно искать место утечки либо ехать в ближайший автосервис. Проблем не обнаружено – переходите к следующей операции – заправке.

Этап второй – заполнение системы хладагентом

Перед началом заправки необходимо присоединить масляный инжектор к фреоновому баллону и залить туда 30 мл смазки. Затем перекройте ранее открытые вентили коллектора и входного штуцера, отключите шланг от вакуумного насоса.

Важный момент! Контур охладителя автомобиля нужно заполнять фреоном, находящимся в жидком состоянии. Для заливки резервуар следует перевернуть кверху дном, чтобы выходной патрубок оказался снизу. Тогда газовая фаза в шланг не попадет.

Дальнейшая заправка кондиционера своими руками выглядит так:

  • Присоедините желтый шланг к баллону с инжектором и откройте вентиль резервуара.
  • После отключения вакуумного насоса желтая заправочная трубка заполнилась воздухом. Его удаление производится путем продувки: на 1–2 секунды приоткройте правый вентиль манометрической станции. Давление хладагента вытолкнет воздух наружу.
  • Установите баллон на электронные весы кверху днищем, обнулите дисплей.
  • Откройте левый вентиль манометрического коллектора и следите за показаниями весов. Стрелка манометра должна двинуться в сторону увеличения давления.
  • Когда дисплей отсчитает требуемое количество газа, перекройте кран сервисного порта, коллектора и баллона.
  • Запустите двигатель автомобиля и проверьте работоспособность кондиционера в режиме охлаждения.
  • Стравите фреон из шлангов с помощью той же продувки – откройте правый вентиль станции. Отключите баллон и все патрубки, закройте штуцер защитным колпачком.

В процессе заправки иногда случается, что нужное количество хладагента не желает самостоятельно перетекать в контур кондиционера. Созданного в системе вакуума не хватает, чтобы втянуть жидкую фазу фреона. Решение простое: заведите мотор, включите охладитель и дождитесь, пока запустится компрессор. В этот момент перетекание возобновится, главное, – своевременно закрыть кран. Заправочную норму, указанную на табличке, превышать нельзя.

Назначение и преимущество

Автокондиционер– незаменимый помощник в летний период, когда температура за окном переваливает за 30-ти градусную отметку.

Открытые нараспашку окна и люк в машине играют лишь роль вентилятора и просто гоняют раскаленный воздух по салону.

В свою очередь климатическая система работает по другому принципу и выполняет целый ряд полезных функций:

  • снижает температуру воздуха до необходимой автолюбителю температуры;
  • эффективно борется с «потливостью» стекол (это может пригодиться зимой);
  • поддерживает уровень влажности на оптимальном уровне;
  • надежно защищает салон автомобиля от попадания внутрь неприятных ароматов и сгоревших паров бензина;
  • является весьма мощным фильтром для воздуха внутри салона;
  • вам не нужно открывать окна – система охлаждения и очистки все сделает сама.

Автокондиционер – это та опция, которая никогда не бывает лишней. При желании устройство можно установить практически в любом автомобиле (даже если в вашей комплектации его нет).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *