Советские автомобилисты быстро оценили «ходовые» преимущества переднеприводного «Спутника» перед классическими «Жигулями».
Увы, «восьмерка» заметно проигрывала «классике» с точки зрения практичности из-за отсутствия задних дверей. Возможно, для молодой пары это было лишь плюсом, но «семейная» эксплуатация предполагала полную загрузку салона. При этом правый пассажир должен был вставать каждый раз, чтобы освободить проход к заднему сидению. Надо ли говорить, как это раздражало пассажира, особенно если он — дражайшая супруга?
Именно поэтому уже в 1987 году майский номер журнала «За Рулем» порадовал читателей обложкой, на которой красовался пятидверный Спутник цвета «Примула» — ВАЗ-2109.
Все ключевые отличия «новой модели» (а по сути — просто пятидверной версии Самары) были изложены в статье, посвященной новинке.
Сохранив неизменные габариты, кузов получил новые боковины. Чтобы вписать дополнительные двери, вместо восьмерочной «калитки» длиной 1264 мм установили новые передние двери длиной 1025 мм, а доступ к заднему сидению упростили благодаря паре дверей шириной 885 мм. Разумеется, центральная стойка при этом «уехала» вперёд, а на задних боковинах появились небольшие неоткрывающиеся окошки с вентиляционными решетками.
Конечно, у обновленной архитектуры кузова появились собственные детали — дверные карты (изначально — только «короткие» внутренние ручки), накладки центральной стойки, обивка крыши с вырезами под дверные проёмы, стеклоподъемники, уплотнители…
Технически ВАЗ-2109 не сильно отличался от «восьмерки»: тот же 1,3-литровый двигатель, лишь трансмиссия на всех без исключения пятидверных «Спутниках» сразу была пятиступенчатой. В планах была и установка карбюратора с «автоподсосом» на все машины новой модели, но…
Ранние (до 1989 г. ) «девятки» отличались от более поздних автомобилей интерьером коричневого цвета.
Пример машины с ранним салоном: auto. ria. com/auto_vaz_21093_14473440. html
Еще: auto. ria. com/auto_vaz_2109_14686343. html
Дальнейшие модернизации пятидверной модели аналогичны «восьмерочным». Так, с 1989 г. цветовая гамма салона стала более разнообразной, линейка двигателей пополнилась агрегатами 21083 (1,5 л) и 21081 (1,1 л).
С 1990 г. на часть автомобилей стали устанавливать новые навесные детали передней части — так называемое «длинное крыло». В то же время маленькие окна лишились решеток вытяжной вентиляции.
В середине 90-х произошла важная перемена в технической части — под капотом «девятки» появился двигатель 2111, оснащенный распределённым впрыском GM. Откровенно устаревший к тому времени интерьер чуть осовременили так называемой «высокой панелью» — впрочем, на тот момент и она уже не являлась последним писком автомобильной моды.
Тем не менее, в те лихие годы «девятка» пользовалась устойчивым спросом и у обычных обывателей, и у специфического контингента с бритыми затылками и модными на то время «кожанками».
Несмотря на то, что с конвейера стала сходить более современная «десятка», а затем и пятидверная версия модели 2112, спрос на ВАЗ-21093 оставался на высоком уровне до самого конца производства (2006 г. ), причем её выпускали не только в России, но и собирали на мощностях Луцкого автозавода. Однако «девятка» не торопилась на покой: на украинском «АвтоЗАЗе» ВАЗ-21093 производили с 2007 г. по 2011-й. Именно тогда «девятка» стала историей — символом «девяностых», которая осталась не только в сердцах (и гаражах) поклонников, но и продолжает быть популярным автомобилем на все случаи жизни.
А напоследок — музыкальный бонус 1992 г. , прекрасно иллюстрирующий то время 🙂
Предыстория
В СССР передний привод длительное время оценивался в целом отрицательно. Это было связано с невысоким качеством дорожного покрытия, так как одним из существенных недостатков переднего привод считалась плохая проходимость (из-за малой загрузки ведущих колёс), недостаточная способность к преодолению подъёмов, особенно на скользком покрытии. Для дорожных условий СССР полагались наиболее подходящими автомобили «классической» компоновки, а в классе микролитражных автомобилей — заднемоторной.
На рубеже 1960—1970-х годов интерес к переднеприводным конструкциям возрос во всём мире, включая СССР. Над переднеприводными прототипами работали в НАМИ, на Запорожском заводе, в Ижевске.
Свои варианты переднеприводного автомобиля были разработаны и на только что начавшем выпуск «Жигулей» Волжском заводе. Это были ВАЗ-Э1101 «Чебурашка» (1972) и ВАЗ-3Э1101 «Ладога», — последний позднее стал отправной точкой работ над будущей «Таврией».
Разработка[3]
Изначально планировалось разработать новое поколение заднеприводных моделей совместно с фирмой Fiat (аналогичный проект — «Полонез» — Fiat в те годы реализовывал в Польше на агрегатах Fiat 125). Сотрудничать же по созданию новой модели переднеприводного автомобиля представители «Фиата» отказались.
Позднее, после изучения тенденций на мировом рынке автомобилей и в расчёте на постепенное вытеснение существующей модели ВАЗ с конвейера без превышения оптимального срока службы оборудования, было решено делать принципиально новый переднеприводный автомобиль.
Прототипы таких автомобилей уже создавались на ВАЗе в начале 1970-х годов. Однако путь от прототипа до серийного производства долог и труден, а у коллектива Волжского завода опыта в создании автомобилей «с нуля» не было.
Было принято компромиссное решение: разработка автомобиля должна была вестись в Тольятти, но на этапе доводки и постановки в производство в качестве консультантов по конструкции и технологии должны были быть привлечены две иностранные фирмы, а на отдельные агрегаты планировалось приобрести лицензии и освоить их производство.
В ходе создания автомобиля было закуплено более 20 лицензий у зарубежных фирм, в частности, на реечное рулевое управление, сцепление, передние дисковые тормоза, подвеску «макферсон», замки дверей и т.
Проектирование
В мае 1977 года была начата выработка компоновочной схемы перспективного трёхдверного хетчбэка, её выполнил конструктор А. Москалюк.
Дизайн разрабатывали В. Пашко и В. Кряжев под руководством М. Демидовцева.
Внутреннее пространство салона разрабатывал с лета того же года В. Губа, проходивший до этого стажировку в Западной Германии на фирме Porsche. При разработке использовался посадочный макет для уточнения элементов посадки и эргономики.
Техническое задание на автомобиль было составлено осенью 1977 года, после чего началась процедура его отработки и согласования. Параллельно шла выработка документации на прототипы и подготовка к их изготовлению.
С середины 1978 года велось изготовление узлов для прототипов под руководством главного конструктора Я. Непомнящего.
Первый прототип был изготовлен 31 декабря 1978 года. Второго января следующего года были устранены найденные дефекты в проводке, и автомобиль в первый раз был опробован на ходу.
Впоследствии было изготовлено ещё некоторое число ходовых прототипов «первой серии». Весь 1979 год ушёл на их испытания и подготовку документации на вторую серию прототипов.
В качестве автомобилей, подробная информация о которых имелась у коллектива завода при проектировании ВАЗ-2108, называются все модели самого ВАЗа, включая «Ниву», Volkswagen Golf образца 1974 года, в меньшей степени — Fiat Ritmo. Кроме того, на ВАЗе имелись полученные ранее образцы устаревших Fiat 127 и Fiat 128.
Недостаток информации при отсутствии опыта мешал сразу выбрать оптимальные решения. Например, «первая серия» прототипов 2108 имела короткие прямые лонжероны, которые «упирались» в щиток передка (перегородку между моторным отсеком и салоном). Вторая серия прототипов уже имела более оптимальные с точки зрения жёсткости кузова и пассивной безопасности «ниспадающие» лонжероны, заходившие под днище автомобиля и в целом повторявшие решение, принятое на Fiat Ritmo. Но и этот вариант оказался далеко не окончательным.
Прототипы «второй серии» демонстрировались в Москве членам правительства и членам ЦК.
Доводка
На этапе доводки были непосредственно подключены зарубежные партнёры.
В качестве консультанта по конструкции была привлечена западногерманская фирма «Porsche». Это было связано во-первых с широкой известностью этой фирмы, инжиниринговое подразделение которой и до этого достаточно широко практиковало разработку автомобилей под заказ для сторонних производителей, а во-вторых — с тем, что сам Porsche выпускал автомобили совершенно иного класса, и в лице будущей продукции ВАЗа конкурентов себе не видел.
В качестве консультанта по технологии и инжинирингу специалисты ВАЗа выражали однозначное желание иметь «Фиат». Однако над переднеприводным автомобилем он работать отказался, и в качестве альтернативы предложил свою дочернюю фирму UTS, которая занималась технологическими разработками.
В январе 1980 года был подписан контракт с Porsche, летом того же года — с UTS. Работы велись одновременно в Тольятти, Штутгарте и Турине, но все ключевые решения принимались в Тольятти.
Контракт предусматривал совместную разработку трёхдверного хетчбэка с 1,3-литровым двигателем (проект «Гамма» — будущий ВАЗ-2108); остальные модели, с иными вариантами кузова и двигателями 1,1 и 1,5 литра, ВАЗ-у предстояло разработать самостоятельно. Дизайн также был полностью оставлен на усмотрение ВАЗа, в его разработке иностранные партнёры не участвовали.
Со стороны «Porsche» руководителем проекта был господин Райнер Срок, начальник отдела кузовов фирмы, а со стороны ВАЗа — Я. Непомнящий.
Несмотря на ряд проблем, порождённых разницей в инженерных школах, языке и другими причинами, разработка была завершена уже через три года, что оценивалось как «хороший темп».
Участие в проекте зарубежных партнёров было крайне плодотворным.
17 апреля 1980 года на фирму был доставлен переднеприводный носитель агрегатов на основе кузова ВАЗ-21011 и передана документация на перспективный хетчбэк «Гамма». С осени того же года стали поступать предложения от Porsche по улучшению конструкции автомобиля. Именно в соответствии с ними на нём появились S-образные передние лонжероны, «уходящие» в пороги пола (аналогичные новейшему в то время Opel Kadett D), рулевой механизм с центральными тягами, изменённая схема управления коробкой передач.
Параллельно проходил поиск западных фирм для покупки лицензий на выпуск отдельных комплектующих — в частности, радиатора, карбюратора (SOLEX), стеклоподъёмников, замков дверей, стоек передней подвески (Wayassauto), сцепления (Automotiv Prodax), реечного рулевого механизма и синхронизаторов коробки передач (Zahnradfabrik — ZF, Германия), ШРУСов (Hardy Spicer, Англия), вакуумного усилителя и дисковых тормозов (Lucas, Англия), балки задней подвески (Volkswagen), и прочих.
Освоение их лицензионного производства в СССР требовало переработки чертежей, перевода документации, подборки отечественных аналогов материалов и множества других операций.
Также, были закуплены лицензия и оборудование для производства бескамерной радиальной шины с металлокордом 165/70R13, смонтированное на Нижнекамском шинном заводе.
Полностью были разработаны на ВАЗе главный тормозной цилиндр увеличенного диаметра (20,64 мм), регулятор давления задних тормозов, задние барабанные тормоза с колёсной ступицей.
Финальная стадия доводки велась совместными советско-германскими группами на принадлежавшем Porsche испытательном полигоне «Вайсзах», а также в Турине на UTS и в Тольятти.
Позднее были проведены 12000-километровые испытания на советском полигоне в Дмитрове, а также три ресурсных пробега по 80 тыс. км на полигоне НАМИ под Москвой.
Автомобили испытывали в условиях гор (два пробега на Кавказе и один — в Монт Венту во Франции), жаркого климата (три испытания в Алжире, Туркменистане и Таджикистане) и в зимних условиях (два испытания: в 1000 км восточнее от Москвы и в районе Сусумана).
Появившиеся в 1981 году прототипы ВАЗ-2108 с учётом предложений иностранных партнёров обозначались как «серия 100» (по правилам, принятым на Porsche). Уже в 1983 году были проведены приёмочные испытания прототипов «серии 300».
Постановка на производство
Постановка нового автомобиля в производство затруднялась тем, что её необходимо было провести без потери объёмов выпуска уже освоенных автомобилей на главном конвейере.
Для этого сначала в четвёртом проезде главного корпуса был создан так называемый «тренировочный» конвейер, на котором шли отработка технологии сборки и обучение рабочих. После того, как было достигнуто приемлемое для главного конвейера время сборки, её начали переносить на главный конвейер (на его первую нитку, которая до этого выпускала ВАЗ-2101).
Внедрением автомобиля руководил технический директор ВАЗа М. Фаршатов, а после его тяжёлой болезни летом 1980 — В. Каданников. Завершал работу по проекту В. Акоев.
Опытно-промышленная партия ВАЗ-2108 была выпущена в конце 1984 года. По результатам её эксплуатации был выявлен ряд «детских болезней», в частности, «самоотворачивание гайки ступицы передних колёс», низкая долговечность тросового привода сцепления и другие.
Они были устранены, после чего было начато крупносерийное производство.
В 1986 году встал на конвейер и пятидверный хетчбэк — ВАЗ-2109.
Седан
Изначально в семействе планировались только трёх- и пятидверный хетчбэки. Седан разрабатывался отдельно под обозначением ВАЗ-2110 и должен был выпускаться на отдельной производственной линии.
Однако нехватка средств привела к серьёзному затягиванию работ над этим автомобилем; работы были завершены только к началу 1990-х годов, и отдельную производственную линию для него было решено не строить. Поэтому семейство ВАЗ-2108/09 пополнили седаном ВАЗ-21099, который с 1990 года выпускался на модифицированной линии сварки кузовов хетчбэков.
Под обозначением же ВАЗ-2110 была продолжена разработка принципиально нового автомобиля, который пошёл в серию лишь в середине девяностых годов.
Модернизации
В 1993ем все автомобили семейства получили новое оформление передней части с так называемыми «длинными» передними крыльями (в противоположность «коротким», у которых передняя часть была скрыта кольцевой пластиковой маской передка), новыми капотом и решёткой радиатора. Блок-фары остались неизменными. За три года до этого, в 1990-м году, новое оформление появилось на седане ВАЗ-21099. Кроме того, на часть автомобилей стали устанавливать «высокую» панель приборов от «99-й» модели.
Рестайлинг
В 1997—2005 годах был произведен масштабный рестайлинг всех моделей семейства, начиная с седана (появился в малосерийном производстве в 1997 году, а на конвейер встал в 2001), затем пятидверного хетчбэка (2001 год) и кончая трёхдверным хетчбэком (2005 год).
Автомобили получили обновленную переднюю часть с узкими блок-фарами изменённой формы, новые бамперы, окрашенные под цвет кузова, молдинги на боковине, спойлер на задней двери, а также — новый салон.
Кроме того, появились новые обозначения всех моделей: ВАЗ-21099 стал ВАЗ-2115, ВАЗ-2109 — ВАЗ-2114, а ВАЗ-2108 — ВАЗ-2113.
Молдинги и новые бамперы сделаны из достаточно хрупкого пластика, в отличие от бамперов ранних моделей, которые были выполнены из материала, обладающего свойством восстанавливать свою форму после удара, или резиновых молдингов многих иностранных автомобилей, что вызвало многочисленные нарекания покупателей, но так и не было исправлено.
Автомобили семейства
Трёхдверный хетчбэк, базовая модель семейства. Производилась с конца 1984 года по 2003 год. В настоящее время, заменён на ВАЗ-2113.
По изначальному замыслу авторов, это был советский вариант западной концепции «машины для домохозяек» — относительно компактного трёхдверного хетчбэка для молодой семьи с маленькими детьми, для которых предназначены задние сидения. Помимо более низкой цены и более жёсткого, соответственно, более безопасного кузова, трёхдверка отличалась тем, что сидящие сзади дети ни при каких обстоятельствах не могли случайно выпасть из машины, открыв задние двери.
При сложенном заднем сидении машина трансформируется в грузопассажирский вариант. Однако погрузочная высота достаточно высока, а спинка заднего сидения не складывается по частям и не принимает до конца горизонтальное положение, что не позволяет перевозить действительно громоздкие предметы.
ВАЗ-2109
Пятидверный вариант хетчбэка, в большей степени наделённый имиджем «семейного» автомобиля. Некогда наиболее распространённая модель семейства.
ВАЗ-2109 имеет по две двери с каждой стороны, что облегчает посадку и выход пассажиров по сравнению с двухдверной версией; разделяющая двери центральная стойка кузова смещена вперед, благодаря чему увеличилось расстояние между стойкой и подушкой заднего сидения; изменилось также положение верхних точек крепления ремней безопасности — они меньше стесняют при поездке.
ВАЗ-21099 / LADA Forma
Модификация ВАЗ-2109 с кузовом «седан». Выпускался с 1990 по 2005 год. На Западе модель получила название Lada Forma. С 2005 года снят с производства, полностью уступив место на конвеере ВАЗ 2115 (выпускается с 1997 года).
От остальных моделей семейства «Самара» ВАЗ-21099 отличала передняя часть кузова с «длинными» крыльями (в отличие от «коротких», с пластиковой маской в передней части) и капотом, новая решётка радиатора, новая панель приборов. Впоследствии эти нововведения были перенесены на все семейство «Самара».
Габаритная длина ВАЗ-21099 по отношению к другим автомобилям семейства увеличилась на 200 мм за счёт увеличения заднего свеса. Это позволило не только разместить багажный отсек, отделённый от салона, но и обеспечить защиту задней части автомобиля от грязи (забрызгивание стекла задней двери было неприятной особенностью ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109).
До выпуска автомобилей семейства LADA 110, эта модель была наиболее престижной и популярной из автомобилей ВАЗ.
С момента начала производства в разные годы выпускались модификации с карбюраторными и впрысковыми двигателями рабочим объёмом 1,3 л (ВАЗ-210993) и 1,5 л (ВАЗ-21099), карбюраторным и впрысковыми.
Второе поколение «Samara»
Трёхдверный хэтчбек, рестайлинговая версия «восьмёрки» ВАЗ-2108. Линия трёхдверок изначально планировалась к снятию с производства ввиду относительно небольшого спроса на ВАЗ-2108. Однако позднее было решено сохранить трёхдверную версию, хотя и с ограниченными объёмами выпуска.
«Тринадцатая модель», как и в случае с пятидверным хэтчбеком ВАЗ-2114, выпускается с неизменённой задней частью кузова от базовой модели ВАЗ-2108 за исключением бампера, фонарей и спойлера от ВАЗ-2114.
Интерьер, помимо формованного потолка и внутренних панелей дверей, аналогичных автомобилю ВАЗ-2108, и панель приборов в основном заимствованы у ВАЗ-2115 и ВАЗ-2114, но есть и свои оригинальные решения.
Автомобиль оснащается 1,5-литровым впрысковым силовым агрегатом, соответствующим нормам «Евро-2».
С 2007 выпускается с двигателем 1,6 л, соответствующего нормам Евро-3.
ВАЗ-2114
Пятидверный хэтчбек, рестайлинговая версия ВАЗ-21093. Модель отличается от предшественников оригинальным оформлением передней части кузова с новыми блок-фарами, противотуманными фонарями, капотом, крыльями, облицовкой радиатора, пластиковыми бамперами, молдингами и спойлером, окрашенными в цвет кузова.
Представлен публике в 2001 г. , серийный выпуск — с апреля 2003 года.
В салоне ВАЗ-2114 установлена новая панель приборов (т. «европанель»), регулируемая по углу наклона рулевая колонка и травмобезопасный руль от «десятого» семейства, отопитель новой конструкции. Первоначально на автомобиль устанавливался двигатель (ВАЗ-2111) объёмом 1,5 л с распределенным впрыском топлива.
Первый экземпляр ВАЗ-2114 был собран на заводском конвейере в октябре 2001 года.
C 2007 года на автомобиль устанавливается модернизированный двигатель 1,6 л. (ВАЗ-11183) Euro-3, модель получает индекс ВАЗ-21144. Его отличительные особенности — фазированный впрыск топлива, отсутствие обратной магистрали (регулятор давления топлива совмещён с бензанасосом (так называемый топливный модуль)), катализатор находится не под днищем, а совмещён с выпускным коллектором (так называемый катколлектор), сверху двигатель накрыт декоративной пластиковой панелью, вместо алюминиевого ресивера устанавливается пластиковый.
Кроме модернизированного двигателя, автомобиль получил новую, более жёсткую и менее шумную приборную панель («европанель») с бортовым компьютером, комбинацию приборов VDO c двумя жидкокристаллическими индикаторами (показывает наружную температуру воздуха, напряжение бортовой сети, текущее время).
ВАЗ-2115
Четырёхдверный седан, модернизация ВАЗ-21099. Мелкосерийный выпуск с 1997 года, массовый — с 2001.
Автомобиль ВАЗ-2115 стал первенцем из второго поколения LADA Samara.
ВАЗ-2115 представляет собой рестайлинговую модель ВАЗ-21099.
Автомобиль начали собирать в 1997 году в опытно-промышленном производстве. От предшественника новая модель отличается новой крышкой багажника, новыми задними фонарями со вставкой между ними, бамперами, окрашенными в цвет кузова, спойлером багажника с дополнительным стоп-сигналом, обтекателями порогов, молдингами дверей,салон оставался прежний от модели ВАЗ 21099, а с 2001 года он был запущен и на заводской конвейер, которая получила новый салон. В 2005 году он полностью заменил собой модель ВАЗ-21099.
На автомобиль устанавливаются 1,5 и 1,6-литровые бензиновые двигатели. Первоначально выпускались модификации с карбюраторным двигателем. Но в 2001 году вышла модификация с двигателем с распределенным впрыском топлива.
Предусмотрены два варианта исполнения:
Примечания
- LADA Samara на официальном сайте АВТОВАЗ.
- Лада Спутник — неофициальный сайт.
- Сайт об отечественных автомобилях.
Автомобили Волжского автомобильного завода (ВАЗ)Семейство Жигули (Лада, «классика»)ВАЗ-2101 • ВАЗ-2102 • ВАЗ-2103 • ВАЗ-2104 • ВАЗ-2105 • ВАЗ-2106 • ВАЗ-2107Семейство Лада Самара (Спутник)ВАЗ-2108 • ВАЗ-2109 • ВАЗ-21099Семейство Lada 110ВАЗ-2110 • ВАЗ-21106 • ВАЗ-2111 • ВАЗ-2112 • ВАЗ-21123Семейство Лада Самара 2 («Евросамара»)ВАЗ-2113 • ВАЗ-2114 • ВАЗ-2115Семейство Лада КалинаВАЗ-1117 • ВАЗ-1118 • ВАЗ-1119 • ВАЗ-1119 Sport • Lada Kalina CityСемейство Лада ПриораВАЗ-2170 • ВАЗ-2171 • ВАЗ-2172 • ВАЗ-2172 КупеСемейство Лада ГрантаВАЗ-2190 • ВАЗ-2192Семейство Лада ЛаргусLada R90 • Lada F90Микролитражные автомобилиВАЗ-1111 («Ока») • ВАЗ-1121 • «Гном» • АСМ-112810 Мишка • «Карат» • «Чебурашка» • ВАЗ 1152 «Эльф» • «Рапан» • ВАЗ 1004 «Гольф»Вседорожное семейство Нива (Лада 4×4)ВАЗ-2121 • ВАЗ-21213 • ВАЗ-2123 • ВАЗ-2131 «Антел» • ВАЗ-2329 • ВАЗ-1922 («Бронто-Марш»)Автомобили совместного производстваChevrolet Niva • Chevrolet Viva • Lada RF-90Прочие автомобилиLada Revolution • ВАЗ-1706 «Челнок» • ВАЗ-2113Ф «Челнок» • ВИС-2348 • ВИС 2346 • ВАЗ-2120 («Надежда») Минивэн • «Тарзан» • ВИС-23481 • «Тарзан-2» • «Тарзан-3» • АПАЛ-2154 «Сталкер»ЭлектромобилиВАЗ-2801 • ВАЗ-1801 «Пони» • ВАЗ-1802 «Пони» • ВАЗ-2802-01 «Пони» • ВАЗ-2802-02 «Пони» • ВАЗ Э2121 • EL LadaКонцепт-карыВАЗ-2151 («Новая классика») • Lada C (Проект C) • Lada C Concept • ВАЗ-2116 • Lada XRAYОпытные образцыВАЗ-2103-универсал • ВАЗ-1120 Минивэн • ВАЗ-2122 «Река»
Всего года не хватило первому вазовскому переднеприводному семейству до 30-летия конвейерной жизни. Уход эпохальной для нашего автопрома да и для всей страны модели в историю мы отметили, собрав семейный фотоальбом.