Похолодание до -5 обещают синоптики в Ревде уже в ночь со вторника, 26 октября, на среду, 27 октября. А к выходным — затяжные дожди со снегом. Это значит, что ситуация на дорогах станет опасной, и самое время менять резину на колесах автомобилей. Еще в начале октября об этом автолюбителей предупредило областное УГИБДД. Но как показал наш опрос во «ВКонтакте», многие только планируют «переобуть» машину. Кто прав: сделавшие это пораньше или ждущие заморозков и снега? Мы постарались ответить на самые популярные вопросы в наших карточках.
Когда все-таки правильно менять резину с летней на зимнюю?
Могут ли оштрафовать за летнюю резину?
Если на шине есть маркировка M+S — значит, это всесезонка?
Но разве на голом асфальте шипованные шины не быстрее износятся?
Законно ли использовать «липучку»?
Как отличить липучку от изношенного колеса с выпавшими шипами?
Я на шипованной резине. Мне обязательно ставить знак «Шипы»?
Как понять: пора покупать новую резину или еще поезжу?
Жалко денег. Можно ли оставить одно-два прошлогодних колеса, а остальные купить?
Еду в шиномонтажку. Как проверить, все ли сделано правильно?
Когда все-таки правильно менять резину с летней на зимнюю?
В Правилах дорожного движения нет даты, до которой вы должны «переобуть» свое авто. Как и наказания за несвоевременную их замену (и вообще замену) — в КоАП. Строго говоря, замена покрышек — это не обязанность, а необходимость, продиктованная здравым смыслом.
Именно при смене погоды на дорогах чаще случаются аварии. Имеет смысл заменить покрышки, а также соблюдать скоростной режим, дистанцию и боковой интервал, а при выпадении снега — снижать скорость до минимума.
Автоэксперты рекомендуют не ждать заморозков и ориентироваться на среднесуточную отметку 7 градусов. При температуре ниже этой летняя резина теряет эластичность и сцепные свойства даже на сухом асфальте.
Могут ли оштрафовать за летнюю резину?
Написать в квитанции «штраф за летнюю резину» вам точно не смогут. Поскольку наказания за такое деяние не предусмотрено.
Инициатива внести штраф за несезонную резину в КоАП обсуждается много лет, но это до сих пор не сделано. Единственное: штраф в 500 рублей могут назначить за стершийся от износа рисунок или недостаточную глубину протектора (менее 4 мм) по ч. 1 ст. 5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена». Также запрещено ставить шины разного типа на колеса одной оси или одновременно — шипованную и нешипованную резину.
А вот при аварии (если, не дай бог, будут пострадавшие или даже жертвы) эксперты обязательно оценят, на какой резине были ее участники. Если причиной аварии признают использование летней резины зимой — виновным признают того, кто вовремя не «переобул» автомобиль.
Авария по вине «лысой» резины
24 октября, 2017 год. Пермский тракт. ВАЗ-2108 под управлением 39-летнего мужчины, двигаясь со стороны Екатеринбурга, выехал на встречную полосу и столкнулась с фурой «Скания» с полуприцепом. В результате пассажирка «восьмерки» с диагнозом «сочетанная травма, закрытая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга (тяжелой степени), закрытый перелом плеча, травматический шок» была госпитализирована в Ревдинскую городскую больницу. Женщина позже умерла от ран. И водитель, и пассажирка были пристегнуты ремнями безопасности, но машина ехала на летней резине.
Если на шине есть маркировка M+S — значит, это всесезонка?
На самом деле, в документах, действующих на территории России, нет понятия «всесезонных шин». А вот шины с маркировкой «M+S», «M&S» или «M S» упоминаются в техническом регламенте Таможенного союза, в который входит и Россия. Дословно в документе говорится, что зимой (с декабря по февраль) запрещено эксплуатировать автомобили на летней резине, исключая резину с такой маркировкой (от английских слов «Mud and Snow», «Грязь и снег»).
Но на самом деле такая маркировка означает всего лишь больший диапазон температур, при которых можно использовать эти колеса. Эксперты журнала «За рулем» протестировали универсальные шины с маркировкой «M S» и сравнили их с сезонными шипованными шинами и липучкой. Первые проиграли по сцеплению на снегу и льду. Поэтому ориентироваться стоит все же на характеристики конкретной модели и, по возможности, отзывы автовладельцев на профильных сайтах.
Но разве на голом асфальте шипованные шины не быстрее износятся?
Отчасти да. Однако и зимой наши дорожники считают снег до асфальта, а на трассах он и подавно не залеживается. Так что особой «жертвы» вы не понесете, если поменяете покрышки, не дожидаясь прочного снежного покрова. А вот если на улице сильно потеплеет, а вы уже «переобули» авто, лучше на время отказаться от поездок: при температуре 10-15 градусов по Цельсию мягкая зимняя резина быстрее придет в негодность и потребует замены. Если же ехать необходимо, старайтесь избегать высокой скорости и не совершать резких маневров.
Законно ли использовать «липучку»?
Конечно. «Липучка», или фрикционная модель — это зимняя или всесезонная разновидность шины, лишенная шипов. Ее так назвали из-за мнения, что эта резина «прилипает» к любой поверхности. Но работает она на самом деле иначе.
Если шипованные покрышки за счет шипов с металлическими вставками как бы вгрызаются в наст или в лет, то фрикционная модель устроена сложнее — она держится за дорогу, снег и лед за счет повышенного коэффициента трения. «Липучки» делают из специальной резины, которая не дубеет на морозе; имеет множество ламелей, которые отводят воду от колеса; особый и сложный рельеф протектора, благодаря которому шина цепляется за дорогу.
Помните, что «липучка» не подойдет начинающим водителям и тем, кто часто ездит по снегу и льду, а не только по городским дорогам.
Как отличить липучку от изношенного колеса с выпавшими шипами?
Обратите внимание на маркировку, а именно индекс скорости (не выше S, Q или R, поскольку на липучках не ездят со скоростью выше 180 км/час). Оцените протектор: на поверхности липучки как бы вырезано много маленьких квадратиков или V-образных узоров. Наконец, ламели расположены очень плотно, их на проекторе тысячи.
Я на шипованной резине. Мне обязательно ставить знак «Шипы»?
Уже нет: в 2018 году в Правилах дорожного движения знака больше нет, а значит, его можно не использовать. Ничего не будет.
Как понять: пора покупать новую резину или еще поезжу?
Нужно оценить ее износ по глубине протектора (не должна быть меньше 4 мм) и в целом ее внешний вид. Прорезы, трещины и критическое количество вылетевших шипов явственно говорят о том, что пора в автомагазин. Экономить тут точно не стоит: уменьшение глубины протектора на каждый миллиметр добавляют тормозному пути со скорости 50 км/ч по пять метров. Только представьте, что случится на дороге в случае экстренного торможения…
Жалко денег. Можно ли оставить одно-два прошлогодних колеса, а остальные купить?
Во-первых, вас оштрафуют за такое деяние. А во-вторых, при езде на одновременно новых и старых шинах вы рискуете потерять контроль над автомобилем на дороге. Шины должны быть одного типа (круглые, четырегранные, трехлучевые и пр. шипы) и степени износа.
Еду в шиномонтажку. Как проверить, все ли сделано правильно?
Может понадобиться балансировка колеса — даже если вы храните резину на дисках. Поскольку за полгода хранения колесо могло потерять грузы или разбалансироваться. Обязательно проверьте, верно ли поставили колеса в случае, если владеете направленными или ассиметричными шинами. Ориентируйтесь по маркировке на боковине. У первых это слово Rotation и стрелка, которая указывает направление вращения; у вторых — стороны, внутренняя и внешняя (Inside и Outside).
И главное: всегда выбирайте проверенный сервис, которому доверяют множество автомобилистов в вашем окружении и где вы не раз и не два обслуживали свой автомобиль. Помните: это вопрос не только комфорта, но и, прежде всего, вашей безопасности.
Особенности всесезонных шин и правила выбора
Всесезонные шины или липучки имеют промежуточную высоту протектора между зимними и летними. Узор на их поверхности больше похож на зимний вариант – блочный рисунок и ламели из ломаных линий. Одна из базовых задач, которую ставили перед собой производители, – это безопасное и комфортное вхождение в повороты на асфальтированной дороге. По этой причине края всесезонных шин имеют скругленную форму, как в летних вариантах.
Строение рисунка всесезонных шин – это компромисс между летней и зимней резиной. Ассиметричный узор отличается формой и структурой. У наружной части шины рисунок похож на зимнюю – блочная структура с глубокими канавками. Внутренняя сторона колеса имеет строение узора, напоминающее летний вариант, предназначенный главным образом для отвода воды. Всесезонные шины отлично подходят для эксплуатации в дождливую погоду, на мокром асфальте и в первые заморозки.
Приобретая липучки важно учитывать климатические условия региона эксплуатации автомобиля. Например, автомобилисты в южных странах со специфичным климатом, пользуясь круглый год всесезонной резиной, делают правильный выбор, тем самым экономят свои денежные средства и время. Однако для российского климата с суровыми зимами всесезонные шины для использования на протяжении всего года не подходят. Такой выбор может привести к созданию серьезной аварийной ситуации на дороге.
Выбирая всесезонные шины, важно учесть следующие показатели:
- Степень сцепления на сухом асфальте.
- Сцепление с мокрым асфальтом.
- Устойчивость к аквапланированию.
- Долговечность и износостойкость.
- Гул и шум в салоне автомобиля при движении на большой скорости.
- Сопротивляемость качению.
Проверить эти характеристики помогут тест-драйвы и различные отзывы автовладельцев.
Размерности автомобильных шин-липучек
Всесезонные шины липучки отличаются между собой по некоторым характеристикам. Они имеют различный размер, индекс скорости и нагрузки.
Индекс скоростиQRSTUHVVRWYZRИндекс нагрузки707580859095100105110115120Максимальная скорость, в км/ч160170180190200210240>210270300>240Максимальная нагрузка, в кг335387450515600690800925106012151400
Подбирая шины для автомобиля, необходимо знать их размерности. Важно учитывать пропорциональность, профиль и размер колеса в диаметре. Определиться с выбором также поможет специальная маркировка, расположенная сбоку шины.
Преимущества и недостатки
Всесезонные шины имеют свои преимущества и недостатки. К сильным сторонам фрикционной резины относится следующее:
- Ценовая политика всесезонных шин существенно ниже зимних. Стоимость примерно одинакова с летними шинами.
- Не требует смены в зимний и летний период. Экономия времени, сил и, что немаловажно, денежных средств.
- Отлично подходят для мягкого климата и сменной зимы.
- При езде по сухому асфальту не создают излишнего шума.
- Спектр погодных условий шире, чем у летних шин.
- Резина более мягкая и эластичная.
- Рисунок протектора менее агрессивен.
- Износостойкость выше, чем у летних шин.
Как стало понятно, всесезонные шины имеют ряд достоинств. Однако и отрицательных сторон у них не меньше:
- Непригодность для использования в суровых климатических условиях. В сильные морозы или экстремальную жару водитель может не справиться с управлением и создать аварийную ситуацию на дороге.
- Средний температурный режим.
- Перерасход топлива автомобиля в жаркое время года.
- Машина буксует на заснеженной дороге.
- Стоимость фрикционных шин выше, чем у обычных летних шин.
Как видно, универсальность всесезонной резины – это достаточно спорный вопрос. Такие шины можно назвать идеальным вариантом для умеренного климата и неспешной езды. Но в экстремальных погодных условиях жизнь и безопасность водителя оказывается под угрозой.
Из-за мягкости используемого материала для создания фрикционных шин, они быстро стираются при частом контакте с сухим асфальтом.
Всесезонные шины для внедорожников также значительно уступают зимней резине. Автомобильные шины для зимней внедорожной езды должны соответствовать всем требованиям и обеспечивать безопасность в случае преодоления крутых склонов и подъемов. Всесезонная резина этого гарантировать не может. Но для умеренной езды и стабильных погодных условий такие шины подойдут как никогда.
Для жителей России и стран СНГ, учитывая суровость климата и качество автомобильных дорог, приобретать всесезонные шины для постоянного использования не рекомендуется. Несмотря на то, что стоимость их ниже, чем у зимней резины, лучше не экономить на своем здоровье. Те водители, которые использовали всесезонные липучки зимой при экстремальных условиях, сравнивали их с лысой резиной. Поэтому, если возникает вопрос о том, использовать ли всесезонные шины липучки для своего автомобиля круглый год, необходимо несколько раз взвесить все «за» и «против».
«Kolesa. kz», ноябрь 2017: Шины 215/65 R16 на зиму: шиповка, липучка, всесезонка?
Эксперты казахского автомобильного портала Kolesa. kz столкнули протектор к протектору восемь покрышек с разным типом, протектором и ценником: фрикционные, шипованные плюс «зубастая» всесезонная атэшка. А фишкой данных тестов стала проверка этих шин не только в морозы, но и на сухом и мокром асфальте при плюсовой температуре. Зимы-то у всех разные!
В этот раз выбрали размерность 215/65 R16 для Renault Duster/Kaptur, Hyundai Creta, Kia Sportage, Nissan Qashqai/Terrano, Mitsubishi ASX, Škoda Yeti, Suzuki Vitara и многих других кроссоверов и крупных универсалов. Последующий лонгрид будет полезен всем казахстанцам — из южных и северных регионов, водителям из Шымкента и Усть-Каменогорска, алматинским и столичным автомобилистам, — которые выбирают зимние комплекты для своих компактных SUV.
Среди участников теста есть два комплекта, которые не совсем подходят для среднестатистической казахстанской зимы. Первый — всесезонная BFGoodrich All Terrain T/A. Казахстанцы нередко используют внедорожные шины круглый год. Но будет ли работать такой комплект, когда под колёсами снег и лёд? Посмотрим! Второй — «странный» соперник — китайская Nankang Winter Activa SV-2. Производителем позиционируется как зимняя, но резина протектора настолько жёсткая, что больше напоминает летнюю. Как себя покажет компаунд из Поднебесной в мороз на снегу и льду?
Портал Kolesa. kz надеется, что ответ на этот вопрос поможет автомобилистам выбрать резину, которая успешно справится с дорожными условиями на зимнем покрытии.
Ну а в меню данного теста четыре шипованных комплекта, три фрикционных и один всесезонный.
Всесезонка и фрикционные
Недолго думая, испытатели решили провести тесты на одном из популярных компактных SUV в Казахстане — Renault Duster. Пусть читателей не смущают значки Dacia. На рынке Европы «Дуся» продаётся под румынским брендом, но это всё тот же старый знакомый Duster — полноприводная версия с бензиновым мотором 1. 6 и механической коробкой передач.
В данном тестовом сезоне победитель не выводится по баллам. Каждому покупателю своё: у кого-то в приоритете стоимость покрышек, у другого — сцепные характеристики на льду и снегу, третьему важна управляемость в повороте. Анализируйте результаты тестов и выбирайте свой комплект, а эксперты теста сделают свой выбор и отметят ключевые особенности каждой шины в конце статьи. Поскольку зимние шины гоняли и по асфальту тоже, то после тестов было просчитано количество выпавших шипов у «зубастых» комплектов. Антилидер — Bridgestone, потеря пяти шипов с нагруженных передних колёс на треке управляемости на мокром асфальте. Один шип был сломан, но остался в протекторе Nokian Hakkapeliitta 9 SUV. Три «зуба» пострадали в протекторе Cordiant Snow Cross: сердечник переломился, но тела остались в шине. У комплекта Hankook всё на месте. Конечно, условия данных тестов — это не гражданские режимы, шины находились под максимальной нагрузкой. Но здесь лишь можно констатировать, что все комплекты находились в одинаковых условиях.
При детальном изучении шипованных шин также было обращено внимание на высокий вылет шипов в комплекте Cordiant — среднее значение 1. 79 мм. Покопавшись в Техрегламенте Таможенного союза, было зафиксировано превышение нормы. Цитата: «Изготовитель должен рекомендовать шипы, предназначенные для установки на данный тип шины по длине шипа и диаметру верхнего (опорного) фланца; выступ шипа за пределы протектора — 1. 2 ± 0. 3 мм». То есть максимальный выступ не должен превышать 1. 5 мм. В Cordiant превышает. Что даёт увеличенный выступ шипа? Повышенные сцепные свойства шин на льду и, как следствие, уменьшение тормозного пути. Но при чрезмерном выступе шипы становятся агрессивнее к дорожному полотну, а в городах водители всё же чаще ездят по асфальту. Кроме того, уменьшается ресурс самого шипа и повышается вероятность его выпадения, да и покрышка шумит сильнее. Кстати, высота шипа не дала преимущества «Кордианту» в данных тестах.
Торможение на льду
Результаты получились интересные, если не сказать шокирующие. Фрикционные Michelin и Nokian тормозят эффективнее шипованных комплектов! Далеко не зимние BFGoodrich выступили лучше, чем тройка шипованных конкурентов. Откуда такие результаты? Всё дело в структуре льда. Ледяное покрытие настолько нестабильная субстанция, что характеристики могут меняться радикально, и в таблице результатов можно усомниться. Эксперты теста тоже удивились. Результаты были перепроверены. Всё верно. Были проведены консультации со специалистами полигона и выяснено, что дело в низкой скорости проведения торможения, с 30 до 0 км/ч. И на более высоких скоростях фрикционные модели, бывает, обгоняют шипы. В дни тестов поверхность льда «выдалась» более шершавой, и это помогало нешипованным моделям более эффективно цепляться за ледяной ковёр. Так что не стоит думать, что «липучка» держит на льду не хуже шиповки — здесь был частный и довольно редкий случай. В большинстве ситуаций шипованная резина работает на льду эффективнее прочих. Nankang показал наихудший результат даже на таком шершавом льду. Модель, как уже говорили, лишь позиционируется как зимняя, а на деле твёрдый протектор «китайца» демонстрирует 40-процентное отставание от настоящего зимнего фрикционного комплекта.
Торможение на льду традиционно проводится в крытом тоннеле длиной 800 метров
Торможение на снегу
При торможении на снегу наличие или отсутствие шипов не влияет значительно на результат, что доказывает плотность показателей. Разница в длине тормозного пути шипованных и фрикционных шин оказалась в пределах 1. 3 метра. Гораздо хуже результаты у всесезонного BFGoodrich и «дубового» Nankang. Причём на низшей строчке снова китайские шины, а «Гудрич» выехал только за счёт агрессивного и глубокого протектора. Nankang вчистую проиграл (тормозит хуже лидера на 25 %) из-за жёсткой резины и рисунка протектора.
Торможение на мокром асфальте (плюсовая температура)
Короткий, даже очень короткий тормозной путь резины Nankang на асфальте был предсказуем, но испытатели не ожидали такой разницы в результатах! В целом тормозной путь на твёрдом покрытии обычно обратно пропорционален показателям на снегу и льду. Мягкие шины, которые хороши на зимних покрытиях, «сливают» на асфальте. Плохой результат фрикционной шины Michelin на мокрой дороге это хорошо демонстрирует.
Торможение на сухом асфальте (плюсовая температура)
Картина при замерах тормозного пути на сухом асфальте во многом схожа с результатами на мокром покрытии: на первых строчках незимние Nankang и BFGoodrich, в аутсайдерах — наиболее цепкие зимой покрышки. Единственное отличие — худшие результаты у шипованных шин. Однако виной тому вовсе не шипы, которые, по мнению многих, скользят на асфальте. Всё дело в более глубоком и мягком протекторе, который сулит серьёзную деформацию шашки и снижение сцепления.
Управляемость на снегу
Nokian Nordman — самый нейтральный комплект. Езда на нём комфортная. Торможение, входы в повороты, выходы — всё максимально прогнозируемо. Нейтральность, возможно, лучший показатель для комфортной и безопасной езды рядового покупателя. Отсюда и самый быстрый результат. Обутый в «Мишлен» Duster по ощущениям едет быстрее, чем на Nokian, но по факту — на секунду медленнее. Всё дело в поведении машины. На этом комплекте кроссовер приобретает заднеприводный акцент. И это наблюдается не в первый раз. Но за рулём больше эмоций у тех, кто любит доигрывания задней оси на выходе из поворота и контролируемый занос. Отсюда и потеря времени. Nankang приходит на 8 секунд позже Nokian, хотя были ожидания худшего поведения на снегу. Эксперты признаются: если значительно сбавить скорость, то ехать на китайской «обувке» по снежному покрову можно. Но держать максимальный ритм сложно и небезопасно. Торможения перед поворотом — проблема. Сильный снос передней оси в вираже, а потом и занос на выходе из поворота. Реакции на работу рулём запоздалые. Если осторожно, то двигаться на «Нанканге» ещё можно по сравнению с. BFGoodrich, который тотально неуправляем. Хочешь войти в поворот — ломай машину на раллийный манер. И бочком в него. На данном комплекте в снег рекомендуется оставить автомобиль дома, даже если водитель прошел курсы контраварийного вождения. Нет чудес на свете для всесезонки. Комплект шипованной Nokian уверенно лидирует на «домашнем» покрытии, но экспертам показалось, что новая «девятка» наделяет автомобиль некоторой вертлявостью. Hankook удивил отличным боковым зацепом. Скольжения легко контролируемые, а значит, безопасные. Bridgestone не хватает сцепления на снегу. В ходовых поворотах реакции руля довольно смазанные, сложно нащупать точный курс, приходится много крутить рулём. При этом разгонная динамика на снегу потрясающая. Комплект Cordiant можно отправлять в автоспорт. Однозначности в управлении на снегу нет, направить машину на нужный курс можно только агрессивным рулением. Машину легко разогнать с места, но сложно ехать в нужном направлении. Рулём работать приходится так, будто машина несётся по раллийному допу. Всё дело в завышенном вылете, и это отлично чувствуется на снегу.
Управляемость на льду
Лёд — покрытие, где разница между шиповкой, фрикционной резиной и всесезонкой проявляется ярче всего. Атэшка BFGoodrich ожидаемо самая медленная на разгон. Шина беспомощно скользит при торможении даже на минимальных скоростях, когда ABS отключается. «Зимний» Nankang оказался всего на полсекунды быстрее. Причём управлять машиной на китайских шинах невероятно сложно. Duster то и дело срывается в занос, очень нестабилен на торможении и постоянно требует повышенного внимания. BFGoodrich, хотя и обладает худшими сцепными свойствами, более предсказуем и даже позволяет получить какое-то удовольствие, так как на них автомобиль неплохо управляется газом. На фрикционных шинах машина гораздо проще в управлении, понятнее и ощутимо быстрее. Разница между моделями в деталях. На Nordman получилось проехать быстрее, они надёжнее, а Michelin азартнее и гораздо интереснее, так как наделяют машину приятной избыточной поворачиваемостью. Однако ехать так же быстро, как на Nordman, непросто и требует крепких водительских навыков. Шипованные шины — это совершенно другой уровень держака. Они на порядок быстрее «липучек», а своим поведением машина уже не напоминает корову на льду. Если это и корова, то уже на гравии. На всех четырёх комплектах Duster уверенно разгоняется, тормозит и в той или иной степени так же уверенно проходит повороты. Hakkapeliitta за счёт большого количества шипов самая быстрая и стабильная. Шина позволяет проходить повороты в управляемом заносе, заставляет почувствовать себя если не Себастьеном Лёбом, то уж точно Ожье. Cordiant почти такая же быстрая, однако гораздо сложнее в управлении. За счёт большого вылета шипов она хорошо разгоняет и тормозит машину, но в поворотах сцепления не хватает, приходится очень осторожно работать рулём и газом. Выходит, большой вылет не панацея на льду. Bridgestone и Hankook во многом похожи: понятные реакции, неплохие сцепные свойства и сопоставимое время на круге.
Движение по ледяному кругу
Удивительно, но боковое сцепление на льду у Nankang есть. Занос — контрзанос, занос — контрзанос. Режим управления машиной не самый простой, но посмотрите на цифры! Даже Michelin едет вровень с «китайцем». Хуже держат только BFGoodrich. Но тут всё же стоит обратить внимание, насколько лучше время у шипованной резины. Вот где шиповка отрывается от фрикционной резины значительно. Кроме этого, при развивающемся заносе на льду на шиповке проще поправить ситуацию. Дорога, наледь, поворот. Про шипованную резину так и говорят, что она может понадобиться всего один раз в году. И этого раза хватит, чтобы выжить!
Управляемость на мокром асфальте
На мокром асфальте нешипованные шины Nankang Winter Activa реабилитировались после отставания в зимних тестах. На них получилось пройти трассу почти на две секунды быстрее лучшего из конкурентов. Однако скорость — это ещё не безопасность. Породистые зимние шины хуже разгоняют машину на залитом водой асфальте, раньше срываются в скольжение, но зачастую понятнее в управлении. Nokian, Bridgestone и Hankook демонстрируют надёжную недостаточную поворачиваемость, не пугают резкими срывами в скольжение. Michelin традиционно чуть интереснее, так как наделяет машину долей избыточной поворачиваемости. А вот BFGoodrich и здесь в аутсайдерах, так что на мокром асфальте даже летом с ним надо держать ухо востро.
Зимой эксперты теста оценивали результаты торможения на снегу и льду, а также управляемость на зимних покрытиях. В большинстве этих дисциплин шипованные и фрикционные покрышки демонстрируют очень близкие результаты. Причём в случае торможения на льду автомобиль на нешипованной резине может остановиться на несколько метров раньше обутого в шипованную резину, как произошло в данном тесте. Но это был скорее частный случай, вызванный тем, что характеристики льда сильно зависят от окружающей температуры. В целом на льду шиповка имеет приличное преимущество, даже доступные российские шины работают лучше именитых фрикционных покрышек. Всесезонная BFGoodrich и якобы зимняя Nankang показали себя только пару раз. «Борис Фёдорыч» был вменяем при торможении на льду и снегу, а «китаец» на ледяном кругу. В остальных дисциплинах — полный провал.
Зимой машины, обутые во всесезонные и плохие зимние покрышки, представляют нешуточную опасность — поведение шин мало предсказуемо, а сцепления порой катастрофически не хватает.
Выкатывая восемь комплектов на дороги летнего полигона, интерес был прежде всего в том, как машина управляется и тормозит. Только вместо снега и льда под колёсами — асфальт, сухой и мокрый. Типичная ситуация на юге страны, когда после морозных недель может шарахнуть от +10 и выше. Во всех этих дисциплинах Nankang лидирует. BFGoodrich неплох на торможениях, но управляемость на мокром асфальте ужасна. А вот обладателям шипованной резины и хорошей «липучки» с появлением стабильной плюсовой температуры и асфальта нужно быть начеку — тормозной путь может удлиниться на 7-8 метров.
В этом году автомобильный портал Kolesa. kz отказался от балльной системы оценки и выявления победителей. В первую очередь это вызвано тем, что состав участников настолько разноплановый, что логичнее говорить о том, чем хорош или плох тот или иной тип резины. Хотя двух фаворитов всё же выделили. Первый — это Nokian Hakkapeliitta 9 SUV. С хитрой ошиповкой и целым пакетом ноу-хау он практически идеален на зимних покрытиях (лучшие результаты везде, кроме торможения на льду) и не провалился летом. Но вот цена. Hankook Winter I*Pike RS+ идёт вторым. Часто уступал конкурентам на снегу и льду, однако отставания нельзя назвать фатальными, а главное, у этих покрышек не было явных провалов. И что немаловажно, они на 40 % дешевле Nokian. Если говорить о «липучках», то тут хороши и Michelin, и Nokian Nordman. Обе покрышки уверенно ведут себя зимой, но последняя предпочтительнее, если в вашем городе чаще чернеет асфальт, а не белеет снег, да и стоит заметно меньше. Но что эксперты теста однозначно не могут рекомендовать для зимней эксплуатации, так это BFGoodrich All Terrain и Nankang Winter Activa. Не ленитесь переобувать свой кроссовер к сезону в зимний комплект, даже несмотря на универсальную маркировку «Гудрича». А экономия, которую даёт покупка шин Nankang с громким зимним названием, однозначно несоизмерима с возможными последствиями на скользкой дороге.
Развёрнутые заключения по каждой шине
BFGoodrich All Terrain T/A KO2
Чудес не бывает, когда хочешь совместить внедорожную резину и езду на зимних покрытиях. На снегу этот вроде зубастый комплект не работает, на льду тоже. Отставания гигантские. Летние дисциплины даются «Гудричу» много лучше. Так вот и совет оставаться на этой резине, лишь когда температура воздуха не ниже +7 по Цельсию. Если просто планируете подизелить по снежной целине, то вариант, конечно, сойдёт, но нужно подумать, как безопасно через город и трассу добраться до этой самой целины. Испытатели бы даже не старались. А что касается не самого плохого результата торможения на льду, то уже говорили, что ледяное покрытие крайне нестабильная субстанция, которая часто меняет свои характеристики. Но захотите ли вы рисковать, надеясь, что лёд сегодня «ваш»?
Кроме самой высокой стоимости стоит отметить, что это и самая тяжёлая покрышка. На асфальте Duster на такой резине создаёт ощутимый дискомфорт. Проверено летом в городах и тысячекилометровыми пробегами на трассе. Зимой, предполагается, он будет ещё жёстче.
Средние оценки на снегу усиливает слабый результат бокового сцепления на льду, несмотря на лучший результат торможения на льду. На мокром асфальте также слабенько, демисезонность не конёк Michelin. Минимальный тормозной путь (наравне с «китайцем») на сухом асфальте, согласитесь, не главная характеристика зимнего комплекта. Ко всему этому прибавляется высокая стоимость «француза». Оправдать свой ценник можно лишь обогнав по всем показателям фрикционный комплект Nokian, чего не произошло.
Nokian Nordman RS2 SUV — выбор редакции портала Kolesa
Адекватная стоимость за ладные характеристики на зимних и летних покрытиях. Торможение на льду, снегу, управляемость — всё на уровне. Кроме того, это самая экономичная покрышка. Добавить тут нечего, это отличный комплект. Эксперты портала Kolesa. kz советуют.
Ещё на этапе детализации было замечено, что жёcткость протектора «китайца» на уровне летних шин. Так и вышло. Такой компаунд не работает на снегу и льду, машина не управляется. Торможение «лёд и снег» — провал. А вот мокрый и сухой асфальт — лидер. Что тут ещё доказывать? Категорически не рекомендуется брать на зиму. Рисунок протектора ещё не показатель! Первая наледь или снежный настил, и без звонка в страховую не обойтись. Повезёт, если только в страховую. Зато, как и все «китайцы», Nankang стоит дёшево. И это как раз пугает. Пугает, что автолюбители нередко делают выбор в пользу низкой цены, абсолютно пустой индикации или слова Winter.
В своё время «спайки» показывали высокие результаты и цеплялась зубами за лидеров рынка. Но модель уже немолода, выпускается с 2012 года, конкуренты ушли дальше в технологиях. К слову, шины изначально были разработаны для рынка СНГ. Известная проблема шины — выпадение «зубов». Как показали подсчёты, минус пять шипов после тестов. На рынок помаленьку выходит новое поколение модели Spike-02, но ни в период подготовки, ни во время испытаний теста команда портала так и не смогла найти новинку в нужной размерности. А первый «спайк» уже не может похвастаться высокими результатами на зимних покрытиях. Кроме этого, модель проигрывает в экономичности даже внедорожному BFGoodrich. По стоимости тоже проигрыш. На рынке уже достаточно более доступных и более эффективных шин.
Cordiant Snow Cross (шип)
Дёшево и сердито. Вопрос превышения значения вылета шипов не упирается только в сертификацию. Дело в том, что высокий шип провоцирует на агрессивное поведение на зимних покрытиях. Высокие результаты торможения по зиме — это одно, но на мокром асфальте выступающие когти скользят как по рельсам. На снегу как-то едется — на льду реакции на поворот руля неоднозначные, резкие, провоцирующие заносы, сносы. Опасненько.
Hankook Winter I*Pike RS+ (шип) — выбор редакции портала Kolesa
В большинстве дисциплин показывает средневысокие результаты. Если где и проигрывает, то ненамного, упирается в спину конкурентам. В общем, не хватает звёзд с неба, знает своё место. С учётом цены и перформанса становится выбором редакции Kolesa. Также не страдает выпадением «зубов».
Nokian Hakkapeliitta 9 SUV (шип)
Новинка на рынке, лидер зимних покрытий. «Знатоки Севера» внедряют столько технологий в свой новый продукт, что релиз еле умещается на 15 страницах. Единственный премиальный представитель своего времени в данном тесте. И стоит соответственно. Эффективно, дорого — классический премиум-игрок.
Материал теста подготовлен с использованием статьи издания «Kolesa. kz».
Немного о всесезонных шинах
Чаще всего на автомобилях уже стоят штатные покрышки с маркером «M+S» (Mud and Snow, или по-русски «грязь и снег»). Из-за слова «снег» многие покупатели обманываются, мол, ну раз снег, то на таких можно кататься в любую погоду и зимой, и летом.
Смотреть же нужно не только на этот знак, рядом обычно красуется маркер в виде горного пика со снежинкой. Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» разрешает использовать шины с любым из этих обозначений, тут нарушения нет. Но вся сложность в том, что нет единых стандартов, где допускается применять шину с маркировкой «M+S», а где нет. Производители наносят ее по своему усмотрению, если, по их мнению, эта покрышка лучше справиться с низкими температурами, чем летняя. Если вам нужна шина для снега и льда, а не для мягкого похолодания, то обращать внимание лучше именно на знак со снежинкой – его ставят только после прохождения испытаний по Правилу ООН №117.
Стоит ли ездить на электромобиле зимой?
В России электромобили все еще остаются экзотикой, когда как в Европе они завоевывают все больше поклонников и постепенно становится рутиной. У нас есть несколько соображений о каждом из представителей этого новейшего класса автомобилей.
Tesla Model X 100D. Тягой управляет электроника и отключить ее никак не получится, если действовать честно. Остаться с шасси один на один можно, но только в том случае, если поколдовать с проводкой. Однако удовольствия от вождения все равно немного, ибо даже на качественных зимних шинах на лед Тесле лучше даже не выходить. Так что невозможность легального отключения ESP вполне оправдана.
На Jaguar I‑Pace, в отличие от Теслы, предусматривает отключение электроники, но только частично, допуская неглубокие скольжения. Здесь претензий нет никаких – тяга остается стабильной в большинстве случаев. Однако, она явно не для любителей более глубоких скольжений – неизбежно падение тяги.
Audi e‑tron практически тот самый, привычный водителю автомобиль без всех этих неотключаемых автоматических штучек. Все ограничители отключаются быстро и полностью. Пара манипуляций, и вот в вашем распоряжении все 360 «лошадей».
Но в бочке меда, есть и пара ложечек дегтя. После того, как мы долго тестировали управляемость на ледяной трассе, автомобиль был поставлен на зарядку, и беда пришла, откуда ее не ждали. Не успели мы доехать до следующей трассы, как на панели начала мигать надпись «Потеряно одно из передних колес. Ехать нельзя. Тяга передается только на заднюю ось». Одно утешение – машина продолжает движение, а не блокируется до исправления неполадок. Почему система решила, что колесо потеряно, когда все четыре на месте? Одному богу известно.
Что мы только не делали с этим капризным авто! Не помогла ни перезагрузка системы, ни установка штатных колес с датчиками давления, мы даже запирали двери и отходили от нее подальше, чтобы она немного побыла в одиночестве и подумала над своим поведением – все без толку! Проблема решилась только после того, как мы неторопливо поездили на родных колесах где-то с полчаса. Машина наконец-то «нашла» свое потерянное колесо и заработала в обычном темпе.
Заезды на льду
Не забывайте, что мы проводили испытания в указанном выше диапазоне температур. В любую другую погоду результаты могут отличаться.
Попутно мы выявили еще один недостаток у Audi e‑tron: на резких поворотах она не разрешает уводить себя в занос, в лучшем случае только сносит передние колеса. На льду можно даже и не думать о торможении двигателем. Если «газ» сбросить, то это вызовет выбег и не более. Если выбирать скоростной режим, то мы выбрали спокойный Comfort, так как более агрессивный Dynamic слишком резок в реакциях для виражей на скользком покрытии.
Что-то говорить про управление на льду можно только касательно шипованной резины. «Да» скажем еще и фрикционной «скандинавке» Hakkapeliitta R3, которая вполне сносно справляется с тяжелым кроссовером, если ездить спокойно и не скользить.
«Европейские» шины не справляются с условиями заснеженной Финляндии. Сцепление очень слабое и когда автомобиль его теряет, это крайне неприятное ощущение: реакция чрезмерно резкая и неожиданная. Скольжения очень затягиваются и при этом руль практически бесполезен. Вообще такие испытания лучше проходить подготовленным, но мудрее использовать для поездок шины для соответствующих условий.
Заезды на снегу
Шипованные шины все еще вне конкуренции в тестах на торможение с 16% преимуществом перед всесезонками, «европейские» покрышки лучше их на 14%, «скандинавки» только 12%.
И тут внимательный читатель уже задал логичный вопрос: это как же европейские шины умудрились обойти скандинавские? Увы, но факты таковы. Мы объяснили это слишком высокой температурой, при которой мягкая резина скандинавских шин не может качественно цепляться за снежную трассу. Когда автомобиль тормозит, то продольная нагрузка на рабочую поверхность покрышки больше, чем при разгоне, а значит, эффект налицо. Вот упади температура до -15оС, тогда «липучки» оказалась бы точно не у дел.
По снежной целине вновь лучше всего себя показывают зимние модели, и тут нет различий между шиповками и «липучками». Nokian значительно быстрее и эффективнее проходят по сугробам и выбирается из колеи, чем всесезонная резина.
Тесты на асфальте
Самыми экономичными моделями оказались фрикционные шины, больше всего потребляет топливо шипованная резина. Но если говорить начистоту, то разница не принципиальная. По меркам электрокаров вся «экономия» состоит в 10-20 км сверху, если прибавить их к запасу хода в 400 км с полностью заряженной батареей.
Что из них лучше «обуть» зимой?
Фрикционные «скандинавки» в 1,5 раза лучше всесезонных на льду, а на снегу на 18%. Они все еще хуже на асфальте, но не столь существенно, как шипованные – потери составляют 20%. Их лучше выбирать опытным автомобилистам, которые ценят тихую, комфортную езду. Но есть и минусы. На льду при переходе от качения к скольжению «сцепка» фрикционной резины резко просядет. Если на вашем автомобиле нет ABC, то не советуем гонять на них – на поворотах могут подвести.
Фрикционные «европейки» специально созданы для мягкой зимы – на скользких покрытиях они лучше всесезонных на 10-15%. Вот только в России не так много мест, где они реально будут кстати – разве что в Южном Федеральном округе и теплых, больших городах, где нет замерзших, скользких дорог. В остальном это те же всесезонные шины с одним «но»: на асфальте они проигрывают всесезонкам на 10%.
Сравнение характеристик зимних шин 255/55 R19 относительно всесезонных
Зимние фрикционные
(для теплой зимы)Зимние фрикционные
(для холодной зимы)Лед и снег. Замеры сцепных свойств: экспертная оценка
Эффективность торможения
(30-5 км/ч) на льду
Скорость прохожденияледового круга
Эффективность разгона
(5-30 км/ч) на льду
Управляемость на льду
Эффективность торможения
(40-5 км/ч) на снегу
Эффективность разгона
(0-40 км/ч) на снегу (с TCS)
Управляемость на снегу
при обычном вождении
Управляемость на снегу
при активном вождении
Управляемость при выполнении экстремального маневра на снегу
Проходимость в глубоком снегу
Курсовая устойчивость на снегу
Асфальт. Замеры сцепных свойств: экспертная оценка
Эффективность торможения
(60-5 км/ч) на мокром асфальте
Эффективность торможения
(80-5 км/ч) на сухом асфальте
Курсовая устойчивость
на асфальте
Комфорт: экспертная оценка
Экономичность: расход топлива
Качение при 80 км/ч
В таблице приведено усредненное улучшение/ухудшение относительно всесезонных шин
Тест подготовлен с использованием публикации издания «За рулем»
Как это было?
Интернет-гипермаркет 21vek. by предоставил для испытаний четыре комплекта шин – летние, всесезонные, зимние фрикционные и зимние шипованные. Все они разных производителей, но принадлежат к бюджетной линейке. Надо отметить, что в тесте использовались коммерческие шины с индексом «С». На каждом комплекте шин тестовый автомобиль разгонялся на полигоне до 90 км/ч. В определенном месте водитель-испытатель имитировал экстренное торможение, ударяя по педали тормоза и удерживая ее до полной остановки. Профессиональная аппаратура фиксировала длину тормозного пути по двум параметрам – с 80 км/ч и с 40 км/ч.
На каждом комплекте шин испытатель делал несколько заездов. Важно, чтобы результаты заездов были максимально близки.
Не асфальт, но снежная каша
Как это часто бывает, погода внесла некоторые коррективы в программу испытаний. В день теста пошел мокрый снег. Тем не менее это только подстегнуло интерес испытателей. Очевидно, что в таких условиях летние шины вряд ли смогут что-то противопоставить остальным соперникам. Зато такие условия куда ближе к реальным – автомобиль и его шины должны быть готовы к любым изменениям погоды зимой. В это время года чистый и сухой асфальт под колесами даже в городе бывает далеко не всегда, а вот слякоть – явление привычное.
Из-за слоя мокрого снега перед каждым заездом приходилось сначала раскатывать колею. В зачет результаты таких заездов не шли. Но в дальнейшем удавалось получить корректные результаты в нескольких попытках.
По европейской методике испытания шин в тесте участвует «референтная» шина. Она выступает вне зачета, но используется в качестве индикатора, если, например, изменяется температура воздуха или состояние дорожного покрытия. Комплект «референтных» шин устанавливается в начале и в конце испытаний. Если, к примеру, показатели «референтных» шин в двух заездах отличаются, то в итоговые результаты шин-участниц вносится поправочный коэффициент.
//www. abw. by/photos/news_photos/2020/11/26/MM092404. JPG» width=»860″>
При торможении с 40 км/ч совсем немного выиграли всесезонные шины – 14,3 метра. Фрикционные зимние шины показали результат 14,6 метра. Зимние шипованные покрышки и в этом упражнении уступили соперникам – 16,6 метра. На самом деле для городских скоростей разница в два метра – это много. Автомобиль, «обутый» в летние шины, и вовсе остановился только через 23,3 метра.
«Всесезонка» или «липучка»?
Этим вопросом часто задаются автолюбители, в том числе и начинающие. Последним рекомендуется делать выбор в пользу безопасной шины, наиболее подходящей для климатических условий региона, в котором проживает водитель. Новичок находится в зоне риска, и вероятность создать аварийную ситуацию уменьшится в разы, если учесть все нюансы при выборе резины и прислушаться к мнению квалифицированного специалиста.
«Липучка» имеет следующие преимущества:
- Отсутствие шума на дороге при правильной эксплуатации резины.
- Хорошая устойчивость в условиях повышенной влажности.
- Увеличенный срок эксплуатации по сравнению с другими разновидностями шин.
Но «липучка» имеет и существенные недостатки перед шипованной резиной:
- Недостаточно управляема на льду.
- Имеет больший тормозной путь.
- Отличается низкой проходимостью в заснеженных регионах.
Но те недостатки, которые имеет «липучка» перед «шипами» становятся достоинствами, когда ее сравнивают со «всесезонкой». Последняя – это компромисс между летней резиной и зимней, а значит, ее рекомендуется эксплуатировать в малоснежных регионах страны, например, в Горном Алтае или Владивостоке. В зимний период трассы в республике Алтай и в Приморском крае не покрыты наледью, как в Новосибирской области. А это значит, что использование всесезонных шин там абсолютно оправдано и соответствует нормам безопасности дорожного движения.
При снижении температуры до -7 градусов всесезонная резина затвердевает, чего не скажешь про «липу», которая состоит из технически более стойких материалов и она прекрасно используется в суровый мороз. Соответственно в сибирских регионах более актуальна «липучка». В условиях обледенелости и жуткого холода резина не будет затвердевать, она сохранит лучшие качества сцепления с дорожным полотном.
Если всесезонная резина создана для влажной и сухой погоды, то «липучка» производится для гололеда и обильного снежного покрова. «Всесезонка» имеет недостаточно много ламелей, поэтому имеет больший тормозной путь. Однако наличие множества водоотводящих канавок снижает риск аквапланирования, то есть неуправляемого скольжения по мокрой поверхности. Из-за недостаточного сцепления с обледенелой трассой подобная резина может стать причиной серьезной автомобильной катастрофы. Исключить потенциальную опасность на дороге – значит подобрать правильную шину для своего автомобиля.
Шипы и липучка
Основное различие двух типов шин в способе сцепления со льдом. Сцепление шипованных шин происходит с помощью выступающих на поверхности металлических штифтов.
У фрикционных шин или липучек сцепление происходит за счет строения ламелей, микроструктуры кромок протектора и состава резины.
Поведение на дороге
Чтобы сравнить поведение фрикционных и шипованных шин в разных погодных условиях, воспользуемся тестами издания “Авторевю” в 2013 и 2018 годах, а также тестами финского журнала Tekniikan Maailma за 2013 год.
На льду
Тесты на снегу показали противоположные результаты. В 2013 году лучший результат показали фрикционные шины. На укатанном снегу липучки тормозили с 50 до 5 км/ч за 25,3—26,8 м, а шиповки — за 25,9—28,4 м. В 2018 году при остановке с 40 км/ч липучки обеспечили остановку за 17,4—17,9 м, а шипованные покрышки — за 17,2—18,6 м.
По времени разгона и прохождения снежной трассы фрикционные шины также лидируют: заданную конфигурацию автомобиль проезжал за 90,7—96,3 секунды, на шипованных шинах испытатели показали результат 91,8—99,2 секунды.
В тесте 2018 года лучшими оказались шипованные шины: минимальное время 73 против 73,3 секунды у фрикционных шин. Но самые слабые шиповки оказались медленнее на 4,5 секунды.
Тест на снежной каше в 2013 году оценивал скорость, на которой теряется управляемость на шуге из снега и воды. С фрикционными шинами машина была стабильна на скорости до 22,6—26,9 км/ч, а шипованные шины держались до 19,4—21,2 км/ч.
На мокром асфальте
Поведение шиповки на мокром асфальте в тесте 2013 года показал, что на них тормозной путь у машины при остановке с 80 км/ч составил 35,11—38,7 м, в то время как автомобилю на липучке потребовалось на торможение 33,1—41,1 метра.
азали результат 29,8—33,6 ме В аналогичном испытании теста 2018 года шипованные шины поктра против 30,9—37,1 метра у фрикционных шин.
На сухом асфальте
Маневр «Переставка», выполненный на тесте 2013 года, показал небольшое преимущество фрикционной резины: 59,7—63,7 км/ч. Шипы позволяли выполнить задание на скорости 60—62,4 км/ч.
При торможении на сухом асфальте в 2013 году шиповки проиграли, обеспечив тормозной путь с 80 км/ч, что на 0,4—5,5 метров больше, чем у липучек. В тесте 2018 шипованные шины показали результат 30,2—32,2 метра, против липучек с результатом 28,1—31,4 метра. Разница между лидерами составила около 2 метров, между аутсайдерами — менее 1 метра.