Восстановительные работы
Для того чтобы провести ремонт впускного коллектора вам нужно его сначала демонтировать. Безусловно, существуют ситуации, в которых можно обойтись и без этого. Но подобные манипуляции обычно носят временный характер. К примеру, когда вы устраняете подсос воздуха при помощи герметика.
Сам процесс извлечения впускного коллектора из-под капота автомобиля не занимает много времени. При условии, если всё делать правильно. Для начала отыщите, где у вас находится топливный насос. После чего уберите предохранитель. Следующим вашим действием будет запуск мотора.
Результатом запуска двигателя будет снижение давления: немного поработав, мотор заглохнет. Только после этого вы сможете отключить аккумулятор. Далее, для демонтажа впускного клапана вам понадобится совершить такие действия.
- Снимите с мотора кожух.
- Отсоедините патрубки от воздушного фильтра. Извлеките сам фильтр.
- Открутите дроссельный узел. При этом вам нельзя трогать крепежи заслонок, так как их крайне легко повредить.
После того как вы совершите, описанные выше действия, перед вашими глазами должен возникнуть сам коллектор
Особое внимание нужно уделить квадратным трубкам. Если они будут немного отслаиваться — нужно сделать две дырке в коллекторе
Таким образом, вы сможете добраться до повреждённого элемента.
Во время ремонта с клапаном и заслонками могут возникнуть некоторые сложности. Если они находятся в повреждённом состоянии, то отдельно менять их нельзя. Придётся полностью заменить всё устройство.
Обязательно проверьте состояние датчика. Чтобы заменить его много усилий не понадобится. Он довольно удобно расположен, а его монтаж и демонтаж не занимают много времени.
Чистка
Стук из впускного коллектора явственно свидетельствует о том, что деталь засорилась. Чтобы возобновить нормальную работу устройства необходимо совершить следующие действия.
- Поместите автомобиль на подъёмник.
- Открутите болт коллектора, которым он крепится к раме.
- Снимите дроссельную заслонку.
- Уберите трубки и датчики.
- Открутите болты, крепящие деталь к двигателю.
- Произведите демонтаж.
- Снимите крышку.
- Устройство состоит из двух частей. Вам нужно открутить болты и разъединить их.
- Поместите деталь в ведро с раствором уайт-спирита. При помощи щётки удалите всю грязь.
- Перед тем как собрать конструкцию воедино промажьте примыкающие друг к другу части герметиком.
На этом этапе чистка коллектора завершается. Вам остаётся только установить всё обратно. При этом не помешает поменять прокладки и почистить дроссельную заслонку. Также не забудьте поместить на место датчики.
На видео показана чистка впускного коллектора:
Коллектор — важная деталь автомобиля, от работы которой зависит производительность двигателя. При этом его ремонт не представляет особой сложности, как и чистка. Достаточно следовать инструкции и мотор снова заработает на полных оборотах.
Что собой представляет впускной коллектор
Впускной коллектор — это сложная система, которая работает по следующему принципу: воздух и топливо попадают внутрь конструкции, после смесь делится на потоки. Число потоков напрямую зависит от количества цилиндров.
Благодаря движению поршней создаётся разряжение. В нижней точке оно достигает своего максимального значения. В результате образуется некоторое подобие вакуума. Это позволяет нейтрализовать кратерные газы.
Кратерные газы попадают во впускной коллектор через систему вентиляции. Там же они смешиваются с топливно-воздушной смесью. После этого происходит воспламенение. Эта технология позволяет в значительной мере сократить вредные выбросы в атмосферу.
Особенности конструкции впускной системы
В действительности с начала развития автомобилестроения впускная система прошла долгий путь эволюции, чтобы в итоге обрести структуру, состоящую из таких элементов:
- корпуса;
- патрубка;
- забора для воздуха;
- глушителя;
- дроссельной заслонки;
- впускного коллектора;
- прокладки.
Как видите, впускной коллектор лишь часть сложной системы, которая обеспечивает нормальную работу двигателя. Но его роль тяжело переоценить. Он крепится слева на головке цилиндров. Благодаря датчикам, установленным на нём, фиксируется температура и давление. За проведение подсчётов и формирование команд отвечает блок управления.
Внимание! Внутри устройства находится вал и вакуумный элемент.
Эволюция конструкции впускного коллектора
Раньше при изготовлении впускного коллектора использовалось преимущественно три материала:
- чугун;
- алюминий;
- железо.
Естественно, что у каждого из этих конструкционных решений были свои недостатки. В качестве примера можно взять чугун. Он обладает удивительной прочностью, но слишком много весит, из-за чего увеличивается общая масса автомобиля.
Были у впускных коллекторов, сделанных из описанных выше материалов, и общие недостатки. Больше всего неудобств водителям доставлял быстрый нагрев во время работы мотора на предельных оборотах.
Главная опасность нагрева впускного коллектора заключается в том, что это приводит к повышению температуры воздуха. В итоге он в расширенном состоянии попадает в цилиндры двигателя.
Внимание! Когда коллектор перегревается — воздух поступает внутрь цилиндров в куда меньшем количестве.
Меньшее количество воздуха внутри цилиндров приводит к перерасходу топлива. Мало того, снижаются эксплуатационные качества двигателя
Именно поэтому так важно, чтобы впускной коллектор был в хорошем состоянии. Для этого его нужно периодически чистить, а в случае необходимости проводить ремонт
Небольшая техническая революция в конструкции впускного коллектора произошла в конце прошлого века. Инженеры стали использовать композитные материалы. Их основой является пластик. Этот шаг позволил в значительной мере продлить срок эксплуатации устройства. Также к позитивным эффектам от этого нововведения можно причислить:
- уменьшение теплопроводности;
- лучшее наполнение цилиндров воздухом;
- рост мощности мотора.
Самым же главным достижением учёных было то, что впускной коллектор из композитных материалов стал куда меньше греться.
Впускные коллекторы с изменяемой геометрией
Отдельного внимания заслуживает система изменения геометрии впускного коллектора.
Двигатели с переменной длиной впускного тракта
Импульсные движения во впускном коллекторе, безусловно, помогают его работе, но процесс запускается только в диапазоне определенных частот колебаний. Длина импульса пропорциональна длине трубы коллектора. Такой принцип используется во впускных коллекторах с изменяемой длиной. Электронный блок управления двигателем контролирует число оборотов и подает сигнал на клапан для включения «малого» либо «большого» круга подачи смеси.
Устройство коллекторов с изменением сечения каналов
В случае изменения сечения впускного коллектора по ходу движения топливной смеси установлены заслонки, которые в закрытом положении не перекрывают полностью продвижение смеси, а уменьшают просвет коллектора. Изменение сечения потока приводит к завихрениям и увеличению их скорости. Управление такими устройствами осуществляет бортовой компьютер.
Пример реализации коллектора с изменяемым сечением дизельного и бензинового двигателей
Впускные коллекторы с системой рециркуляции отработанных газов
Впускные коллекторы с системами EGR Exhaust Gas Recirculatiоn (система рециркуляции отработанных газов) предназначены для уменьшения токсичных выбросов в атмосферу. Подобные конструкции коллекторов устанавливаются как на бензиновые, так и на дизельные двигатели. Принцип действия прост — отработанные газы из выхлопной системы через отдельный клапан попадают обратно во впускной коллектор, благодаря чему понижается содержание кислорода в топливовоздушной смеси, а значит, понижается интенсивность окисления и температура в камерах сгорания. Система включается только в определенных режимах, например, на холостом ходу.
Устройство впускного коллектора
К такому впускному коллектору, фото которого размещено на нашем интернет-портале, подведены патрубки, идущие от системы охлаждения. При диагностике работы этого компонента системы пуска двигателя требуется следить за плотностью сочленения этих деталей со штуцерами коллекторной системы и изнашиваемостью стяжных хомутов.
По своей конструкции коллектор впускной ВАЗ 2106, цена на который не является заоблачной, а находится в допустимом диапазоне, представляет достаточно надежный механический узел и редко выходит из строя. Из выявленных дефектов необходимо отметить некорректную установку такой детали, как прокладка впускного коллектора, которая возникает из-за неверной установки запчасти на автомобиль либо водителем, либо автослесарем на станции технического обслуживания. Редко, но все-таки случается, что впускной коллектор подвергается коррозийному воздействию и появляется излишняя подача воздуха, что, конечно, требует проведения его замены на новое изделие.
Штатный коллектор можно приобрести во всех специализированных ВАЗовских магазинах автозапчастей. Рассмотрим впускной коллектор, устройство которого весьма несложно. Он состоит из впускной трубы, дренажной трубки и штуцера, через который отводится жидкость-охладитель и производится охлаждение для нормальной эксплуатации транспортного средства.
Популярные вопросы
Заменить масло в гидроусилителе руля
Размещено: 01. 2014Не смотря на то, что некоторые заливают в ГУР веретенку, я бы советовал лить масло, рекомендуемое производителем или хотя бы ATF. У меня для Мерседеса например специальная жидкость для ГУРа, купил …
Как поменять масло в двигателе
Размещено: 04. 2016Подскажите, сколько масла при его замене надо залить к коробку двигателя ЛИФАН СМАЙЛИ?
Ремонт защиты двигателя
Размещено: 02. 2014Купил семи годовалую тойоту короллу. При детальном рассмотрении заметил отсутствие защиты картера, стоял пластиковый пыльник, покупке конечно это не помешало. Езжу я аккуратно, не лихачу, тем не ме…
Замена радиатора кондиционера
Размещено: 24. 2014Менял радиатор кондиционера в воскресенье на пежо 406. Ничего сложно нет, операция заняла минут 30 максимум. Снял радиаторную решетку и замок капота, потом аккуратно снял основной радиатор, потом с…
Поменять лампу освещения салона
Размещено: 08. 2014Сам процесс замены является довольно простым. Главное что необходимо знать – как правильно снимается плафон в салоне вашего авто. Если вы будете через силу тянуть плафон. не зная правильного метода…
Установка форсунки омывателя
Размещено: 04. 2014Интересные видео. Процесса самой замены ни в одном из них не увидел. Зачем они тогда? Придется написать о самом процессе. Итак, если вы решили заменить форсунки омывателя по какой-либо причине, то …
Замена масла в акпп
Размещено: 11. 2014Даже удивляюсь иногда когда люди в том числе мужчины обращаются по -поводу таких мелочей на СТО или к знакомим. Для этого открутим сливную пробку в АКПП для того чтобы слить старое масло. После о…
Поменять шпильку на ступице
Размещено: 04. 2014На самом деле вовсе не обязательно менять все шпильки, как сказал предыдущий автор – чтобы избежать биения. Какое биение может вообще быть, если вы меняете одну деталь на аналогичную? Если вы купил…
Ремонт втулки на стартере
Размещено: 25. 2014Хорошо что ты не просто меняешь запчасти а пытаешься исправить причину. Это заслуживает уважения но… Я не понял что ты называешь втулкой, как правило из строя выходит ротор стартера, а еще чаще п…
Строение выпускного и впускного коллектора
В сильно упрощенном виде конструкцию коллектора можно объяснить так: это одна труба, которая разделяется на 4 или более (а иногда и менее). Количество труб, что у впускного, что у выпускного коллектора напрямую зависит от числа цилиндров в двигателе. Например, у небезызвестной малолитражки «Ока» был 2-х цилиндровый мотор. У некоторых двигателей марки «Шкода» 3 цилиндра, в то время как ряд силовых агрегатов «Ауди» – 5-ти цилиндровые. Это если говорить о рядных моторах; у V-образных двигателей обычно от 6 до 12 цилиндров, однако у них 4 коллектора (по 2 на каждую сторону), да и форма несколько другая, нежели у рядных, хотя зависимость количества труб от кол-ва цилиндров сохраняется.
Теперь подробнее о деталях, с которыми сопрягаются оба коллектора.
Впускной является частью системы питания, и к нему подключен (у бензиновых моторов) карбюратор (сейчас такое уже почти не встречается) или дроссельный узел. У современных дизелей вместо всего этого стоит аккумуляторная топливная система, более известная как «Common Rail».
Выпускной соединяется с приемной трубой (она же «штаны»), далее идет катализатор, резонатор и глушитель. На старых автомобилях катализатор отсутствует.
Устройство впускного коллектора
Предназначение впускного коллектора заключается в подведении топливно-воздушной смеси или только воздуха к цилиндрам. Почему или? Все зависит от особенностей конструкции системы питания. Впрочем, об этом ниже.
Обычно эта деталь – металлическая, но иногда встречаются коллекторы из специального пластика, выдерживающего высокие температуры. Так делают для снижения стоимости и для облегчения веса мотора, а через это – и машины.
Соединяется впускной коллектор разветвленной частью с головкой блока цилиндров (ГБЦ) через прокладку. При открывании впускных клапанов создается разряжение, с помощью которого топливно-воздушная смесь (или воздух) попадает в цилиндр, после чего клапана закрываются, и начинается такт сжатия.
Несмотря на то, что ни воздух, ни смесь его с горючим не обладают высокой температурой, коллектор все равно нагревается от ГБЦ до 100°С. Поэтому если его делают из пластика, то берут специальный, высокотемпературный тип.
Вернемся к вопросу с воздухом и топливно-воздушной смесью. Последняя подается через коллектор, если впрыск распределенный (т. форсунки инжектора установлены перед клапанами). Потом они открываются, и смесь топлива с воздухом попадает в цилиндр.
Если же впрыск непосредственный, и топливо подается сразу в камеру сгорания, через коллектор проходит только воздух, а смешение происходит прямо в цилиндре.
Устройство выпускного коллектора
Задача выпускного коллектора – отведение выхлопных газов. На такте выпуска одноименные клапана открываются, и под воздействием движущегося наверх поршня газы попадают в коллектор.
Он тоже подсоединен через прокладку разветвленной частью к ГБЦ, однако, посадочное место у него свое. Пройдя через коллектор, выхлопные газы попадают в приемную трубу, далее (на современных авто) в катализатор, где оседает значительная часть вредных веществ, потом в резонатор, снижающий громкость выхлопа, затем в глушитель, где звук исчезает полностью, и отводятся в атмосферу. У моторов с турбонаддувом газы после коллектора оказываются в специальном канале и крутят турбину, и только потом уходят в приемную трубу.
У инжекторных двигателей и современных дизелей в конструкции выпускного коллектора предусмотрено место для установки лямбда-зонда – датчика, который контролирует количество различных газов в выхлопе.
Основываясь в том числе и на показаниях лямба-зонда, электронный блок управления двигателем соответствующим образом дозирует подачу топлива, что приводит к возникновению взаимосвязи при работе коллекторов.
Может ли сломаться один из коллекторов
В автомобиле нет таких агрегатов и деталей, которые не могут сломаться. Так что и коллекторы тоже не вечны, хотя выпускной обычно служит на протяжении всего срока эксплуатации автомобиля, не требуя замены. Впускной же менее долговечен, особенно если сделан из пластика; он может треснуть, и тогда единственный выход – замена. Металлический гораздо более прочен, хотя и он не застрахован от трещин, однако в отличие от пластмассового его можно заварить, что решит проблему.
Несмотря на примитивность конструкции (оба коллектора по сути – трубы специфической формы), без них двигатель современного автомобиля не сможет правильно работать, ведь они не только выполняют свои прямые функции, но и помогают сильно оптимизировать работу системы питания и системы выпуска за счет информации, поступающей в ЭБУ от лямбда-зонда. Оба коллектора взаимосвязаны и одинаково важны для автомобиля, и если они работают неправильно, вы просто не сможете нормально передвигаться на своей машине.
Также рекомендуем к просмотру данное видео о работе впускного и выпускного коллекторов:
Если Вы заметили ошибку, неточность или хотите дополнить материал, напишите об этом в комментариях, и мы исправим статью!
Ключевые теги: устройство автомобиля, впускной и выпускной коллектор, двигатель, выхлопная система
Коллектор выпускной Land Rover Discovery 2013 92Q9430DA L319 306DTXсегодня в 00:20Коллектор выпускной Opel Antara 2010 4805233 C105 Z20DMH Z20Sсегодня в 00:20Коллектор выпускной; продается парой BMW 5-Seriesсегодня в 12:08Выпускной коллектор Mercedes C-Class (W203) 00-06сегодня в 18:10сегодня в 00:24сегодня в 00:24сегодня в 00:24сегодня в 00:24Коллектор выпускной Toyota 17141-11360доставка по городу 550₽сегодня в 00:36Коллектор выпускной Hyundai 28510-3C270доставка по городу 550₽сегодня в 00:36Коллектор выпускной Hyundai 28510-3C280доставка по городу 550₽сегодня в 00:36Коллектор выпускной Nissan 140E2-3TU1Eдоставка по городу 550₽сегодня в 00:36Коллектор выпускной Suzuki 14110-61M02-H02доставка по городу 550₽сегодня в 00:36Коллектор выпускной Peugeot 206 2003 9636962310 2A/C TU3JPсегодня в 00:58Коллектор выпускной Nissan Teana 2008 J32 3. 5, заднийсегодня в 00:57Коллектор выпускной Nissan Teana 2008 J32 3. 5, переднийсегодня в 00:57Коллектор выпускной Ford Focus 2004 MK1 DOHCсегодня в 00:57Коллектор выпускной Mercedes-Benz C-Class 1994 W202 M111. 961сегодня в 00:57Коллектор выпускной Peugeot 307 2004 3A/C RFN (EW10J4)сегодня в 00:57Коллектор выпускной Peugeot 206 2008 9661918480 2B TU3JPсегодня в 00:57Коллектор выпускной Citroen Berlingo 2005 9601295180 M59 TU3JPсегодня в 00:57Коллектор выпускной Ford Focus 2 (2008-2011) 2008 1674686 1. 8доставка по городу 500₽сегодня в 00:32Коллектор выпускной Ford Fusion (2002-2012) 2006 1329252 Хетчбек 5 Дверей 1. 4доставка по городу 500₽сегодня в 00:32Коллектор выпускной Hyundai Getz (2005-2011) 2008 2851026250 Хетчбек 5 Дверей 1. 4доставка по городу 500₽сегодня в 00:32Коллектор выпускной Opel Astra-H (2004-2015) 2007 55570318 Седан 1доставка по городу 500₽сегодня в 00:32Коллектор выпускной Kia Ceed (2006-2012) 285102BIA0 Хетчбек 1. 6доставка по городу 500₽сегодня в 00:32Коллектор выпускной Ford Focus 3 (2011-2015) 2011 1843289 Хэтчбек 1. 6доставка по городу 500₽сегодня в 00:32Коллектор выпускной Ford Focus 2 (2005-2008) 2007 1674686 Хэтчбек 1. 6доставка по городу 500₽сегодня в 00:32Коллектор выпускной Hyundai Getz (2005-2011) 2007 2851026250 1. 4доставка по городу 500₽сегодня в 00:32Коллектор выпускной Ford Focus 2 (2005-2008) 2006 1671635 Хэтчбек 1. 8доставка по городу 500₽сегодня в 00:32Коллектор выпускной Ford Fiesta Mk 5 (02-08) 2006 1329252 1. 4доставка по городу 500₽сегодня в 00:32Коллектор выпускной Ford Focus 2 (2005-2008) 2007 1671635 1. 8доставка по городу 500₽сегодня в 00:32Коллектор выпускной Ford Focus 2 (2005-2008) 2005 1855298 2. 0доставка по городу 500₽сегодня в 00:32Коллектор выпускной Ford Fiesta Mk 5 (02-08) 2006 1329252 1. 4доставка по городу 500₽сегодня в 00:32Коллектор выпускной Ford Focus 2 (2005-2008) 2007 1674686 Седан 1. 6доставка по городу 500₽сегодня в 00:32Коллектор выпускной Ford Focus 2 (2005-2008) 2005 1674686 Седан 1. 6доставка по городу 500₽сегодня в 00:32Коллектор выпускной Honda Accord 2004 18100RACU00 7 2. 0доставка по городу 500₽сегодня в 00:38доставка по городу 350₽сегодня в 00:41доставка по городу 350₽сегодня в 00:41доставка по городу 350₽сегодня в 00:41доставка по городу 350₽сегодня в 00:41доставка по городу 350₽сегодня в 00:41доставка по городу 350₽сегодня в 00:41доставка по городу 350₽сегодня в 00:41доставка по городу 350₽сегодня в 00:40Выпускной коллектор Mitsubishi Pajero Sport MR450980 6G72сегодня в 00:18Выпускной коллектор Mitsubishi Pajero Sport MR450954 6G72сегодня в 00:18Выпускной коллектор Mitsubishi Pajero MD134677 6G72сегодня в 00:18Коллектор Выпускной Honda Stepwgn RF3, RF5 (2001-2005) K20Aдоставка по городу 550₽сегодня в 12:12доставка по городу 500₽сегодня в 00:54
Снятие и замена впускного коллектора
В случае повреждения необходимо провести снятие впускного коллектора ВАЗ 2106 и его замену на новое изделие. С этой целью необходимо:
Обесточить транспортное средство, сняв провод с отрицательной клеммы АКБ. Слить тосол из охладительной системы в специально подготовленную тару. Демонтировать фильтр очистки воздуха на автомобилях начальных годов выпуска, а в современных ТС – отсоединить также шланг подачи воздуха от фильтра. Далее проводим аналогичные действия с трубкой вакуума и вентиляционным шлангом, идущим на картер от камеры подачи воздуха
Сняв крепеж, демонтируем эту камеру со шлангом. Отсоединяем шланг подачи топлива, при этом обращаем внимание на прекращение вытекания бензина. Снимаем скобку крепежа тросика газа, кольцо-уплотнитель и рассоединяем тросик от рычага заслонки дроссельной системы. Ставим метки на шлангах подачи тосола от корпусной части заслонки воздуха автоматического принципа действия. Исключаем вытекания тосола со снятых патрубков охладителя. Ставим метки, и рассоединяем трубки вакуума от фронтальной части карбюратора вместе с электрическими проводами и шлангом карьерной вентиляции (если есть). Демонтируем крепеж и отвинчиваем от впускного коллектора вакуумный шланг вакуума тормозного усилителя. На некоторых модификациях требуется снять установленную проводку с разъемочной колодки, идущий от температурного датчика. Демонтируем крепеж генераторного устройства сверху к впускному коллектору «шестерки». На некоторых модификациях требуется рассоединить и демонтировать картерный вентиляционный шланг от кормовой части ГБЦ. Осматриваем визуальным путем отсоединение всех компонентов систем автомобиля от впускного коллектора и демонтируем его.
Монтаж впускного коллектора осуществляется в порядке, обратном снятию изделия, учитывая следующие особенности:
- При демонтаже карбюраторного устройства установка изделия производится с новой прокладкой.
- При снятии крепления генераторной электромашины монтаж крепежа производится перед монтажом впускного коллектора «шестерки».
- Его монтаж производится на ГБЦ с обновленным уплотнителем, и крепеж осуществляется динамометрическим ключом с фиксированным моментом тяги.
- Провести проверку корректности всех подсоединений.
- Заливаем жидкость-охладитель, устанавливаем и регулируем тросик газа, при нарушении настроек карбюратора скорректировать холостой ход и концентрацию угарного газа.
- Подсоединяем шланг отвода охлаждения впускного коллектора от системы.
Необходимая доработка впускного коллектора проводится для более равномерного поступления бензиново-кислородной смеси по цилиндрам силовой установки. Смесь топлива и воздуха «пульсирует» в цилиндрах по причине некорректной дислокации карбюраторных заслонок над впускным коллектором «шестерки». Если некоторые из перегородок на соседних магистралях убрать, то на выходе получается устранение конструктивных промахов по стандартизации линейных размеров магистралей. Кроме того, под карбюраторным устройством образуется объемное пространство, где происходит диффузия топливно-воздушной смеси перед распределением по магистралям.
Другой способ доработки впускного коллектора – полное коаксиальное совмещение карбюраторных окон, отверстий и ГБЦ. Препятствия в виде ступеней в местах сочленения изделий создают сильные воздушные потоки, препятствующие корректному поступлению топливной аэрозоли в моторные цилиндры, и ТС теряет аэродинамические свойства. Требуется эти внутренние возвышения убрать и провести полировку внутренних плоскостей ГБЦ и впускного коллектора, что даст возможность увеличить величину момента кручения и значения предельной динамики автомобиля. При более высоких оборотах силовой установки результат будет более заметен.
Как работает автомобильный глушитель
Третьим важнейшим элементом агрегата обеспечения выхлопов любого автомобиля с двигателем внутреннего сгорания остается глушитель. Он по максимуму снижает шум от выпуска газов. В то же время, сам он также является составным устройством. В его конструкцию входят трубы, каталитический конвертер, резонатор, выхлопная труба и сам глушитель.
Ход отработанных газов выглядит следующим образом. После того как они очищаются от вредных элементов, система отправляет их из катализатора в глушитель. Он может быть изготовлен из самых разных материалов. Так, обычные виды глушителей служат до двух лет, алюминиевые до шести, а нержавейка способна корректно выполнять свои задачи в течение пятнадцати лет.
Каждая из камер глушителя имеет отверстия, через которые двигаются газы. Происходит своеобразная многоступенчатая звуковая фильтрация, в конце которой шумы практически сходят на нет. Если двигатель слишком мощный, то производители могут установить несколько выхлопных труб – до четырех штук.
Если речь идет о турбированном моторе, то используются небольшие глушители, так как турбинам для работы нужны большие объемы выхлопных газов, соответственно, в систему выхлопа их попадает не так много и нужна в сильном и сложном глушителе отпадает.
Принцип работы каталитического конвертера
Также данный элемент выхлопной системы часто называют нейтрализатором или катализатором. Его конструкция представляет собой связку из керамических ячеек, каждая из которых покрыта небольшим слоем сплава иридия и платины.
Суть работы, как и в случае с коллектором, довольно проста. Когда отработанные газы соприкасаются с конвертером, происходит их восстановление до состояния кислорода и оксидов азота, что позволяет еще больше повысить эффективность работы двигателя внутреннего сгорания. В конце концов, проходя через нейтрализатор, в выхлопной трубе автомобиля оказывается диоксид углерода и азот.
Ремонт и обслуживание впускных коллекторов
Современный впускной коллектор — деталь сложная. Случаются с ней и поломки. Рассмотрим типичные.
Нарушения герметичности
Это первое, чем «болеют» системы впуска, впрочем как и многие другие узлы автомобиля. Вибрации, перепады влажности, давления и температур сказываются на резиновых (паранитовых и др. ) уплотнениях, которых в сложных системах впуска достаточно много. Возможно дополнительное попадание воздуха в смесь, так называемый «подсос».
Подсос воздуха во впускном коллекторе может значительно повлиять на динамические показатели двигателя в целом. После восстановления герметичности работа двигателя нормализуется.
Загрязнение впускного коллектора
Впускной тракт время от времени необходимо проверять на предмет налета на стенках. Подобная проблема может довольно сильно повлиять на динамику автомобиля. Особенно часто засоряется коллектор на двигателях с системой рециркуляции выхлопных газов. В таких случаях необходимо произвести разборку и чистку устройства специальным составом.
Отложения на стенках элементов впускных коллекторов
Деформации и механические повреждения корпуса
Для производства коллекторов широко используют пластик и алюминий, а эти материалы, как известно, могут деформироваться из-за воздействия высоких температур. Пластик со временем трескается и рассыхается. Алюминиевые коллекторы вследствие вибраций могут лопнуть.
Элементы с сильно нарушенной геометрией подлежат замене. Алюминиевые детали можно заварить аргонодуговой сваркой.
Повышенная температура воздуха в впускном коллекторе
Причинами подобной проблемы могут быть:
- длительная работа на холостом ходу в условиях высокой температуры воздуха (например в пробках);
- неполадки системы охлаждения и повышение общей температуры двигателя;
- нарушение вентиляции моторного отсека вследствие засорения радиатора;
- ошибочное показание датчика температуры во впускном коллекторе;
- ошибки в прошивке блока управления.
Решением является проверка узлов системы охлаждения и диагностика электронных систем.
Хлопки во впускном коллекторе
Во время воспламенения топлива в цилиндрах двигателя должны соблюдаться условия герметичности (оба клапана должны быть плотно закрыты). При условии воспламенения топлива с открытым или слегка приоткрытым впускным клапаном топливно-воздушная смесь может воспламеняться в самом коллекторе, в результате чего слышны характерные «хлопки». Такие поломки довольно опасны — они могут привести к значительным повреждениям.
Причинами неисправности могут быть:
- нарушение системы зажигания;
- неправильно настроенный газораспределительный механизм;
- нарушения плотности посадки впускных клапанов;
- проблемы с образованием топливовоздушной смеси.
В подобных случаях необходимо провести комплексную диагностику двигателя для выявления причин хлопков.
Рассмотрим процедуру замены прокладки впускного коллектора на примере двигателя Шевролет Авео 2017 г.
До начала работ обесточить бортсеть автомобиля, сняв отрицательную клемму аккумулятора.
Демонтировать рычаги стеклоочистителей (необходимо только в случае с конкретным двигателем).
Снять пластиковые фиксаторы защелки 1 и винты 2, после чего удалить решетку воздухозаборника 3.
Выполнить опорожнение системы охлаждения, выкрутив сливную пробку радиатора 4.
Снять воздухопровод воздушного фильтра 5, открутив винты хомутов 6.
Отсоединить коммуникации дросселя 8-11, снять сам дроссель 12, открутив винты 13.
Отсоединить трубку усилителя тормозов 14.
Выкрутить винты 16,17 кронштейна коллектора, демонтировать кронштейн 15.
Снять направляющую топливной форсунки, отсоединить шланг охлаждения дросселя 19, открутить болты коллектора 18.
Отодвинуть коллектор 20 в сторону, аккуратно снять прокладку 21.
Очистить и обезжирить посадочные места для новой прокладки, установить ее.
Собрать узлы впускной системы в обратном порядке разборки.
Обращайте внимание на порядок и силу утяжки ремонтируемых узлов. Затягивайте резьбовые соединения постепенно в порядке от центра к краю детали, либо крест-накрест
Правильная работа впускного коллектора гарантирует длительную эксплуатацию двигателя. При минимальных знаниях и наборе необходимых инструментов текущее обслуживание или мелкий ремонт возможно произвести самостоятельно. Со сложными деталями и электроникой лучше обратиться в сервисный центр.
Виды впускных коллекторов
Существуют такие виды впускных коллекторов:
- стальные;
- алюминиевые;
- пластиковые;
- с изменяемой геометрией;
- с клапанами контроля выхлопных газов (EGR);
- с турбонаддувом;
- с точечным впрыском топлива и др.
На современных двигателях довольно широко распространены коллекторы с точечным впрыском топлива. В такой модификации топливо подается при помощи электромагнитных форсунок, установленных в каждой из его труб-каналов.
Принципиальная схема впускного коллектора с точечным впрыском топлива
Впускной коллектор, как и двигатель в целом, продуктивно работает в определенном диапазоне оборотов. Устройство и тип установленного коллектора зависит от компоновки блока цилиндров, от целевой направленности двигателя и от конструктивных решений в целом.
Все выше перечисленные коллекторы, делятся на две группы:
- одноплоскостные;
- двухплоскостные.
Одноплоскостной коллектор подает топливовоздушную смесь через один общий канал, многоплоскостной же изначально делит поток смеси на два потока.
Как правило, двигатели с двухплоскостным коллектором выдают больше мощности на низких и средних оборотах в пределах 2000-4000 об/мин. На высоких же — из-за образующихся завихрений мощность будет несколько ниже.
Коллектор с общей камерой без перегородок раскрывает свой потенциал на оборотах от 5000 и выше.
Выпускной коллектор первый элемент выхлопной системы
Приступаем к детальному изучению системы выпуска отработавших газов, и в первую очередь рассмотрим выпускной коллектор.
Этот элемент первым принимает на себя удар от вырывающихся из цилиндров раскалённых выхлопных газов.
Для чего нужен и как устроен выпускной коллектор
Как мы уже сказали, выпускной коллектор, является первой деталью выпускной системы автомобиля и непосредственно подсоединён к двигателю.
На первый взгляд, может показаться, что его роль достаточно проста – собирать то, что остаётся от топлива из камер сгорания цилиндров мотора, и передавать это дальше по системе.
Но если вникнуть в вопрос глубже, то окажется, что от выпускного коллектора зависят и параметры силового агрегата – мощность и крутящий момент.
Конструктивно элемент очень прост. Представляет он собой несколько труб (по одной на каждый цилиндр), которые с одного конца подсоединены к двигателю, а с другого сходятся в одну большую трубу.
Более никаких деталей в выпускном коллекторе вы не найдёте.
Изготавливается он из жаропрочных сплавов, например, чугун или специальная сталь. В редких случаях даже из керамики.
Дело в том, что условия, с которыми сталкивается выпускной коллектор, нельзя назвать дружелюбными – температура узла из-за раскалённых газов может достигать 900 – 1300 градусов. Настоящий ад.
Поэтому бытует мнение, что элемент может прогореть, но на самом деле такое практически никогда не случается – по сути, данную деталь выхлопной системы можно назвать вечной.
Инженерные вариации на тему коллекторов
Несмотря на свою простоту, выпускной коллектор имеет разновидности, появление которых обусловлено физикой оборота газов по трубам.
Из-за этого разработчикам приходится идти на компромиссы, и о них мы обязательно поговорим. Но сперва разновидности.
Встречаются такие типы коллекторов:
- цельные;
- трубчатые.
В первом случае конструкция получается очень дешёвой.
Главной её особенностью являются короткие выпускные патрубки и общая камера сбора. Честно говоря, цельные коллекторы крайне неэффективны для отвода отработавших газов.
Всему виной короткие трубки, из-за которых велико влияние импульсов газа на соседние цилиндры.
В результате мы имеем неудовлетворительную продувку камер сгорания, а это отражается на многих факторах, включая и параметры двигателя.
Для того чтобы мотор работал с максимальной эффективностью, были разработаны трубчатые выпускные системы.
Именно они наиболее часто встречаются под капотами современных автомобилей.
Представляют они собой выпускные трубы, идущие от цилиндров и сходящиеся в одну (или иногда сначала в несколько, а потом уж в одну).
Разрабатывая их, инженерам есть с чем повозиться, так как от длины выпускных труб и их диаметра зависит отдача мотора на разных оборотах.
Так, к примеру, если мы возьмём короткие трубки, то они, благодаря резонансному эффекту будут наилучшим образом продувать камеры сгорания на высоких оборотах.
Но тогда возрастёт взаимное влияние цилиндров друг на друга.
Длинные выпускные трубы, в свою очередь, хороши на малых оборотах.
Аналогичная история и с диаметром – малый диаметр труб оптимален, с точки зрения скорости отвода газов на малых и средних оборотах.
Но оказывает они испытывают большое сопротивление на высоких оборотах, из-за чего мощность мотора падает. С бОльшим диаметром выхлопных труб всё наоборот.
Таким образом, инженерам приходится лавировать и искать компромиссы, о которых мы не зря упомянули ранее.
О тюнинге вместо эпилога…
Вспоминая о выпускном коллекторе, нельзя обойти тему тюнинга, ведь эта деталь довольно часто оказывается в списке тех, подлежащих доработкам.
Как правило, на рынке можно найти разные конфигурации этого элемента под определённую модель.
Выпускные коллекторы позволяют достичь, к примеру, хорошей отдачи на низких оборотах или в среднем диапазоне – на любой вкус и цвет.
А в автоспорте зачастую и вовсе отказываются от коллекторов на выходе, напрямую подсоединяя выхлопные трубы к каждому цилиндру.
Надеюсь, дорогие читатели, мы достаточно глубоко погрузились в изучение выпускного коллектора. В следующих публикациях продолжим изучать строение выхлопной системы автомобилей, не пропустите!
Нужен ли ремонт устройств отвода выхлопных газов
Определить, пора ли взяться за ремонт выхлопной системы вашего автомобиля не так сложно, как могло бы показаться. Первый признак того, что есть какие-то неисправности – изменения звука работы двигателя, дополнительные скрипы, хлопки и шумы. С другой стороны, самостоятельно разобраться в том, что именно сломалось, совсем не просто.
Если вкратце, то диагностировать поломку нужно в две фазы. Первая подразумевает визуальный осмотр транспортного средства на эстакаде или яме. Вам хватит 10-15 минут, чтобы тщательно осмотреть буквально все составные элементы системы выхлопов и определить, какие из них имеют внешние повреждения. Вторая фаза, если во время осмотра все показалось нормальным, требует детальный мониторинг каждой части выхлопной системы с помощью специальных инструментов.
В итоге, неисправности могут возникать только в двух случаях. Во-первых, неполадки могут быть вызваны механическими повреждениями. Во-вторых, проблемы могут возникнуть из-за агрессивных химических реагентов, которые содержатся в отработанных газах.
Ремонт выхлопной системы можно провести либо самостоятельно, либо оставив автомобиль на попечение профессионалам в сервисе. Стоит отметить, что далеко не каждую неисправность можно отремонтировать своими руками, но и в сервисный центр отправиться могут далеко не все, так как стоимость ремонта системы выхлопов достаточно высока. К тому же, не каждый сервис готов дать стопроцентную гарантию качества проделанных работ.
Всасывающий коллектор
Если болты крепления всасывающего
коллектора отворачиваются только для снятия головки цилиндров, то коллектор
можно попросту разъединить с головкой и отвести в сторону стенки моторного отсека,
не нарушая подсоединения шлангов, проводки и механических тяг. Ниже описываются
процедуры демонтажа всасывающего коллектора как отдельного агрегата.
Отсоедините батарею от массы.
Снимите камеру дроссельной заслонки
и тяги заслонки, руководствуясь описанием в. С
соблюдением всех мер предосторожности выполните мероприятия по декомпрессии
топливной системы
Нанесите метки и отсоедините
от всасывающего коллектора шланги системы вентиляции картера и другие
вакуумные шланги, включая шланг датчика абсолютного давления в коллекторе,
шланг вакуумного усилителя тормозов и пневмоклапана компенсации холостого
хода при включении кондиционера.
Всасывающий коллектор можно снять
в сборе с форсунками и коллектором топливной магистрали. Если необходимо
снять форсунки со всасывающего коллектора, то руководствуйтесь описанием
в.
Отсоедините разъем от клапана
рециркуляции (если предусмотрен конструкцией), нанесите метки и отсоедините
вакуумные шланги от патрубка рециркуляции, отверните болты и снимите
патрубок со всасывающего коллектора. Отведите патрубок в сборе в сторону. На двигателях 1,3 л отсоедините разъем проводки от контрольного воздушного
клапана и шланги от трубы воздухозаборника.
Отверните (работая снизу автомобиля) верхний
болт крепления стойки всасывающего коллектора (указан стрелкой).
На автомобилях с двигателями 1,6 л и 1,8
л, выпущенных с 1993 г. по 1995 г. , снимите кронштейн крепления всасывающего
коллектора к головке цилиндров.
Работая снизу автомобиля, отверните болт
крепления жгута проводки (правая стрелка) от трубы охлаждающей жидкости
и головки цилиндров, затем отверните нижние болты крепления коллектора
(один из них указан левой стрелкой) и две гайки крепления пары стальных
щитков к нижней части коллектора.
Снимите шину соединения с массой, отверните
гайки и болты и снимите всасывающий коллектор с автомобиля.