Большинство электрических цепей автомобиля защищено плавкими предохранителями
Мощные потребители (обогрев заднего стекла, электростеклоподъемники дверей и т. ) подключаются через реле.
Большая часть реле предохранителей установлена в монтажном блоке реле и предохранителей, расположенном в салоне автомобиля.
Реле и предохранители системы управления двигателем расположены в салоне в отдельных блоках.
Монтажный блок реле и предохранителей находится в панели приборов под крышкой, слева от рулевой колонки.
В крышке установлен блок управления наружным освещением, подсветкой приборов и регулятором направления пучков света фар.
Для доступа к монтажному блоку поддеваем за приливы крышку панели приборов с левой и правой стороны.
И опускаем крышку
Маркировка гнезд для предохранителей и реле нанесена на корпусе монтажного блока, а на внутренней стороне крышки приведена схема расположения и указано назначение предохранителей и реле.
Перед заменой реле и предохранителей отсоединяем клемму провода от «минусового» вывода аккумуляторной батареи.
Неисправный предохранитель определяем по перегоревшей перемычке.
Для замены предохранителей используем маленький пластмассовый пинцет.
Реле малого размера тоже заменяем с помощью маленького пинцета.
Для замены большого реле используем большой пинцет.
Чтобы проверить контакты наконечников проводов, нужно извлечь монтажный блок из гнезда панели.
Для этого крестообразной отверткой отворачиваем саморез, который крепит монтажный блок внизу.
Тянем, блок на себя, выводим два его боковых фиксатора из прорезей металлических кронштейнов панели приборов
Вынимаем блок из гнезда панели приборов.
После проверки устанавливаем блок в обратной последовательности.
№ — Ток, A — Защищаемые цепи
F1 — 10 — Иммобилайзер, световые сигнализаторы и стрелочные указатели комбинации приборов, цепи выключателя и лампы света заднего хода, цепи указателей поворотов
F2 – 30 — Электростеклоподъемники
F3 – 10 — Аварийная сигнализация
F4 – 20 — Очиститель ветрового стекла, цепь выключателя обогрева заднего стекла
F5 – 25 — Электродвигатель отопителя, блок управления электроусилителем руля, омыватель ветрового стекла
F6 – 20 — Звуковой сигнал
F7 – 10 — Жидкокристаллический индикатор комбинации приборов, выключатель и лампы сигналов торможения, освещение салона
F8 – 20 — Элемент обогрева заднего стекла
F9 – 5 — Лампы габаритного света в правой блок-фаре и правом фонаре, лампа освещения вещевого ящика
F10 — 5 — Лампы габаритного света в левой блок-фаре и левом фонаре, сигнализатор наружного освещения в комбинации приборов, лампы освещения номерного знака
F11 — 7,5 — Цепи ламп противотуманного света в задних фонарях
F12 — 7,5 — Лампа ближнего света (правая блок-фара), мотор-редуктор корректор света правой блок-фары
F13 — 7. 5 — Лампа ближнего света (левая блок-фара), мотор-редуктор корректора света левой блок-фары
F14 — 10 — Лампа дальнего света (правая блок-фара), сигнализатор дальнего света фар в комбинации приборов
F15 — 10 — Лампа дальнего света (левая блок-фара)
F16 — 10 — Лампы противотуманных фар (опция)
F17 — 10 — Лампы противотуманных фар (опция)
F18 — 15 — Элементы подогрева сидений (опция)
F19 — 10 — Электрические цепи АБС (опция)
F20 — 15 — Нагревательный элемент прикуривателя
F21 — 10 — Цепь блокировки заднего хода коробки передач
F22 — 15 — Блок управления охранной сигнализацией
F23 — Резерв
F24 — Резерв
F25 — Резерв
F26 — 25 — Электрические цепи ABS (опция)
F27 — 5 — Запасной
F28 — 7,5 — Запасной
F29 — 10 — Запасной
F30 — 20 — Запасной
F31 — 50 — Электроусилитель руля
Реле монтажного блока
Обозначение — Наименование — Потребители
К1 (опция) — Реле омывателя блок-фар — Электродвигатель омывателя блок-фар
К2 — Реле стеклоподъемников — Электродвигатели стеклоподъемников
К3 — Реле стартера — Тяговое реле стартера
К4 — Дополнительное реле — Выключатель и обмотка реле обогрева заднего стекла, переключатель электродвигателя отопителя, переключатель очистителя и омывателя ветрового стекла
К5 — Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации. Лампы указателей поворота и аварийной сигнализации
К6 — Реле очистителя ветрового стекла — Электродвигатель очистителя ветрового стекла
К7 — Реле дальнего света блок-фар — Лампы дальнего света блок-фар
К8 — Реле звукового сигнала — Звуковой сигнал
К9 — Реле противотуманных фар — Лампы противотуманных фар
К10 — Реле обогрева заднего стекла — Элемент обогрева заднего стекла
К11 — Реле подогрева сидений — Элементы подогрева сидений
К12 — Резерв
Замена реле и предохранителей системы управления двигателем
При замене реле и предохранителей отсоединяем клемму провода от «минусового» вывода аккумуляторной батареи.
Для замены реле снимаем правую боковую облицовку туннеля пола.
Головкой на 10 отворачиваем гайку крепления кронштейна блока реле
Головкой на 10 отворачиваем гайку крепления главного реле системы управления
Вынимаем реле из колодки.
И так же вынимаем два других реле системы управления. Устанавливаем в обратной последовательности.
Для замены предохранителя (50 А) электровентилятора системы охлаждения двигателя вынимаем его из колодки блока.
Для замены предохранителей системы управления снимаем крышку облицовки туннеля пола.
Вынимаем предохранитель цепи постоянного питания контроллера
Так же точно вынимаем два других предохранителя системы управления.
Принцип работы втягивающего реле
Принцип работы втягивающего реле заключается в следующем: Повернув ключ зажигания, мы подаем слабый ток на втягивающее реле, которое, в свою очередь, замыкает пятаки, включается электродвигатель стартера. Если бы втягивающего реле не было бы, то ток, проходящий через аккумулятор спалил бы всё зажигание, всю контактную группу.
Где находится и сколько стоит втягивающее реле?
Втягивающее реле находится непосредственно на стартере. К нему подходят два провода: красный тонкий – от замка зажигания, толстый – от «+» аккумулятора. Стоимость данного устройства составляет от 350р до 500р.
Признаки неисправности втягивающего реле
- Не крутит стартер.
- Стартер медленно крутит двигатель.
- После запуска двигателя стартер продолжает работать.
Не спешите сразу менять втягивающее, как правило, из большинства подобных проблем – втягивающее находится в рабочем состоянии. Поэтому предлагаю вам ознакомиться с другими возможными неисправностями по вашей проблеме:
Как снять втягивающее реле?
Стоит отметить, что при замене втягивающего не обязательно снимать стартер, но если помимо втягивающего, вы желаете проделать обслуживание стартера, то ознакомитесь: Как снять стартер?
Для замены втягивающего реле нам понадобятся:
- Гаечные ключи на «10» на «8».
- Плоская отвертка.
- Новое втягивающее.
- Снимаем минусовую клемму с аккумулятора ключом на «10».
- Находим втягивающее реле, и снимаем с него клемму красного провода.
- Затем ключом на «8» с задней части реле откручиваем две болта крепления тягового реле (показано на рисунке).
- Снимаем силовой провод втягивающего, снимаем реле.
Важно. Снимать реле нужно осторожно: проследите, чтобы сердечник остался внутри. Так же во втягивающем реле находится пружина – проследите, чтобы она не выпала.
Как установить втягивающее реле?
Новое втягивающее устанавливаем с новой пружиной, но без сердечника – т. оно осталось в стартере.
Запустить двигатель автомобиля без использования электрического стартера очень даже возможно. Для этого потребуется либо хорошенько толкнуть машину, либо же попросить кого-то взять вас на буксир. Но, согласитесь, не всегда с вами в салоне есть пассажиры, которые бы помогли завести авто с «толкача», да и не каждый встречный водитель согласится вас таскать.
К сожалению, на автомобилях отечественного производства проблемы с запуском двигателя возникают повсеместно. В том, что касается стартера, то сам он выходит из строя достаточно редко. А вот детали, которые обеспечивают его работу, подводят часто.
В этой статье мы поговорим о том, что представляет собой втягивающее реле стартера и разберемся с его конструкцией на примере ВАЗ-2114. Кроме этого, мы рассмотрим его неполадки, а также возможные неисправности других элементов системы запуска двигателя, имеющие аналогичные признаки.
Конструкция пускового устройства и где на ВАЗ-2114 находится реле стартера
Стартер «четырнадцатой» представляет собой обычный электродвигатель постоянного тока, состоящий из:
- корпуса;
- четырехполюсного якоря (ротора);
- бендикса (обгонной муфты);
- втягивающего (тягового) реле.
Корпус устройства закрыт двумя крышками. В конструкции электродвигателя ему отведена роль статора. Внутри него расположен четырехполюсный якорь (вал с обмотками), вращающийся вокруг своей горизонтальной оси. Вал удерживается при помощи двух опорных подшипников, расположенных в корпусе двигателя.
Бендикс, или обгонная муфта – это механизм, который вводит в зацепление шестерню якоря с венцом маховика коленчатого вала. Он расположен в передней части ротора.
Где на ВАЗ-2114 находится реле стартера ? Оно расположено прямо на нем. Сверху. По сути, это не обычное, в нашем представлении, устройство, замыкающее контакты. Оно выполняет сразу две функции. Замыкает контакты обмотки якоря, а также приводит в движение бендикс с шестерней.
Конструкция втягивающего устройства
Втягивающее реле стартера состоит из:
- стального корпуса;
- эбонитовой крышки корпуса;
- якоря;
- втягивающей и удерживающей обмоток;
- штока с пружиной и контактным диском.
Принцип действия
При выключенном зажигании якорь, благодаря пружине, находится в выдвинутом положении. Шестерня бендикса, при этом, не зацеплена с венцом маховика. Когда мы поворачиваем ключ зажигания во второе положение, на контакты реле подается напряжение. Магнитное поле, создаваемое втягивающей катушкой, приводит в действие якорь. Он движется назад, сжимая пружину, и замыкает контакты, через которые напряжение поступает на стартер. Втягивающая обмотка в этот момент отключается, и включается удерживающая.
Во время движения якорь перемещает вилку по валу ротора. Она, в свою очередь, двигает бендикс, вводя шестерню в зацепление с маховиком. Когда мы отпускаем ключ зажигания, напряжение на удерживающую катушку перестает поступать, и якорь возвращается в исходное положение под воздействием пружины. Вилка, при этом, рассоединяет шестерню бендикса и венец маховика.
Признаки неисправности втягивающего реле
Неисправность тягового реле можно определить по следующим симптомам:
- при включении зажигания отсутствует характерный щелчок, сопровождающий перемещение якоря устройства в крайнее заднее положение (стартер не крутит, двигатель не заводится );
- щелчок раздается, но пусковое устройство не срабатывает;
- реле срабатывает, стартер запускает двигатель, но не отключается.
Если вы, включив зажигание, обнаружили, что двигатель не заводится, и при этом присутствует один из перечисленных признаков неисправности пускового устройства, попробуйте самостоятельно найти проблему. В некоторых случаях поломка может находиться на поверхности, и чтобы устранить ее, потребуется всего несколько минут.
Отсутствие щелчка втягивающего реле
Отсутствие щелчка может свидетельствовать о том, что либо на него не подается напряжение, либо же о проблемах с втягивающей обмоткой. В первую очередь проверяем проводку. Для этого визуально обследуем плюсовой провод, идущий к реле от аккумуляторной батареи, а после тонкий проводник от замка зажигания. Если есть возможность, проверьте величину напряжения вольтметром (мультиметром), присоединив его положительный щуп к тому выводу на реле, провод от которого идет на АКБ, а отрицательный к «массе». Прибор должен показывать напряжение батареи. Если этот показатель ниже, нужно искать проблему в проводке.
Если напряжение на реле поступает, попытайтесь запустить двигатель напрямую, без замка зажигания. Для этого отсоедините провод, идущий от него, и отверткой замкните контакты реле (вывод к АКБ и вывод к стартеру). Сработало? Разбирайтесь с контактной группой замка зажигания.
Щелчок есть, но стартер не крутит
Если при включении зажигания вы отчетливо слышите щелчок реле, проблема, скорее всего, в самом стартере. Возможно, износились щетки, или произошел обрыв в одной из обмоток. В любом случае дальнейшая диагностика без демонтажа устройства невозможна. При обнаружении обрыва обмоток пусковое устройство можно попытаться восстановить, доверив его специалистам по наматыванию обмоток. Если же дела с ним обстоят вообще плохо, лучше купить новый стартер 2114. Цена на него варьируется в пределах 3700-5000 рублей.