Перейти к содержимому

Механизм переключения коробки передач мотоцикла Урал ИМЗ-8.103-10

  • автор:

содержание. 30 

31 

32 

33 

34 

35 

36 

37 

38 

39  40.

Силовая передача мотоцикла Урал
ИМЗ-8. 103-10

Коробка передач мотоцикла Урал ИМЗ-8. 103-10

Шестерня пускового механизма имеет дополнительный
малый венец. Шестерня промежуточная установлена на шейке кронштейна,
имеющего возможность продольного перемещения на оси.

В отверстие шестерен пускового механизма,
промежуточной и I передачи вторичного вала запрессованы бронзовые
втулки,

Рис. Развертка валов (при включенном заднем
ходе):
1 — шестерня IV передачи первичного вала; 2—подшипник первичного, вала;
3 — сальник первичного вала; 4 — вал первичный; 5— шток выключения
сцепления; 6 — муфта первичного вала; 7 — кольцо уплотнительное; Ь —
шайба крышки переднего подшипника; 9—подшипник вторичного вала; 10 —
муфта выключения III и IV передач; 11 — шайба маслоотбойная вторичного
вала; 12—шестерня IV передачи вторичного вала; 13—муфта вторичного вала;
14 — картер коробки; 15 — шестерня III передачи вторичного вала; 16 —
втулка вала пускового механизма; 17 — шестерня II передачи вторичного
зала; 18 — муфта включения J и II передач; 19 — кронштейн промежуточной
шестерня; 20 — пружина пускового механизма; 21 — блок шестерен пускового
механизма; 22—сальник вала пускового механизма; 23 — рычаг пускового
механизма; 24— вал пускового механизма; 25 — шестерня промежуточная; 26
— шестерня 1 передачи вторичного вала; 27—подшипник вторичного вала; 28
— шестерня привода к спидометру ведомая; 29 — сальник вторичного вала;
30 — вал вторичный: 31—диск гибкой муфты карданного вала: 32 —
роликоподшипник первичного вала

содержание. 30 

31 

32 

33 

34 

35 

36 

37 

38 

39  40.

В этой статье в подробностях (ну а как иначе?) будет показан процесс полной разборки КПП мотоцикла «Урал», также, повышенное внимание будет уделено приемам диагностики состояния деталей КПП как визуально, так и с помощью специальных мерительных инструментов. Многие сейчас воскликнут: Как!!!??? По деталям «Урала» да еще микрометром и индикаторам часового типа!!!???? Да, да дорогие мои… Только так и никак иначе.

Ингредиенты: В наличии есть три КПП непонятного состояния, две из которых в полуразобраном и некомплектном состоянии, одна КПП была «подана к столу» якобы в рабочем  состоянии (по словам хозяина-она еще девочка, не вскравалась типа еще-ну, ну посмотрим), правда изрядно при этом сопливила маслом, к тому же повсюду были видны следы «тюнинга», одна лапка переключения передач чего стоит. С неё пожалуй и начнем.

Задача: Из трех КПП  нужно собрать хотя бы одну, задача сложная так как, детали КПП всех трех экземпляров очень сильно изношены, ну ничего… Бывало и по хуже.

Лапка переключения передач а-ля SUPER SPORT.

Сливаем масло, откручиваем крестовину кардана, укладываем КПП на дощечки, выкручиваем болты на крышке, обстукиваем деревянной киянкой крышку со всех сторон и снимаем ее с корпуса КПП.

Механизм задней передачи в этой КПП почему-то отсутствует, вот тебе и девочка!

Вынимаем из корпуса вал кикстартера и внимательно осматриваем его. Зубья шестерни задней передачи в ужасном состоянии, такую шестерню смело выкидываем на помойку.

Храповый механизм практически разрушен, штифт почти вылетел, огромный люфт в сочленении, в общем вал кикстартера смело выкидываем на помойку вместе со всеми «потрохами».

Вынимаем из корпуса остальные детали и внимательно оцениваем ихнее состояние.

Вилки механизма переключения передач оказались в хорошем состоянии, имеются незначительные потертости, но это ерунда, все укладывается в норму: износ не более 0. 5 мм.

Одна шестерня оказалась с изрядно пожеваными зубьями, при любых подозрениях относительно состояния зубьев (трещины, надломы, раковины, сильный износ) шестерен КПП меняйте такую шестерню на новую, без сожаления.

На шлицах диска сцепления первичного вала КПП видны следы чрезмерного износа, такой вал однозначно улетает на помойку.

Шлицевые муфты вторичного вала находились просто в идеальном состоянии.

На некоторых шестернях КПП есть большой износ шлицов муфт зацепления шестерен, поэтому такие шестерни смело выкидываем, нормально работать КПП с такими слизанными муфтами не будет.

  Переделка инжектора на карбюратор. - ChipTuner Forum

Пример сильного износа шлица муфт зацепления шестерен.

Пример шестерни в хорошем состоянии.

Точно также проверяем состояние шлицов муфт переключения передач.

Пример муфты шлицы которой находятся в хорошем состоянии.

Пример муфты шлицы которой находятся в изношенном состоянии.

Шестерня задней передачи (для полноты картины взята с другой КПП) находится в удовлетворительном состоянии, присутствует небольшой износ, мы ее расклепаем развернем и заклепаем снова, работать будет как новая.

Берем шток вилок переключения передач и промеряем его в трех точках: посередине и с двух краев микрометром, при разнице в толщины по всей длине более чем 5 соток, смело меняем его на новый.

Далее, ложем шток на призмы и с помощью индикатора проверяем его биение, на этой КПП шток показал биение 10 соток, что очень много. Тут есть два пути решения проблемы: шток легко можно выравнять или купить-выточить новый, но мы не будем этого делать, так как в другой КПП нашелся шток с биением всего 3 сотки, что вполне соответствует норме.

Заключительным этапом диагностики состояния валов и шестерен КПП будет оценка состояния подшипников и их посадочных мест в корпусе КПП.

Переходим к механизму переключения передач.

Сочленение храпового механизма переключения передач (собачки) при раскачке показывает просто огромный люфт, сказать что этот механизм изношен, значит не сказать ничего… Плюс ко всему возвратная пружина какая-то кривая фиг поймешь, придется вытаскивать вал из корпуса крышки и смотреть что к чему.

Выкручиваем регулировочные болты из крышки.

Внимаем шплинт с вала механизма переключения передач, затем отводим пружину, снимаем стопорное кольцо и снимаем «собачку» с посадочного места.

Берем молоток и наносим несильный удар в основание пластины копира механизма переключения передач. Наносим удары молотком пока вал не выедет с другой стороны крышки.

Вал вышел.

Выворачиваем немного вал из крышки, снимаем храповый механизм вала переключения передач и окончательно извлекаем его.

Внимательно осматриваем зубья «собачки» на них не должно быть сколов износа трещин зубья должны быть острыми.

Возвратная пружина вся какая-то корявая потертая, в общем улетает на помойку вслед за валами и шестернями.

Внимательно осматриваем лунки, копирной пластины, лунки должны быть правильной формы не разбитыми.

Копирная пластина оказалась не пепендикулярна валу-это очень хорошо видно даже не вооруженным глазом. Выравнять ее не составит большого труда, а выровнять надо обязательно.

Ложем вал механизма переключения передач на призмы и индикатором проверяем его биение, норма: не больше 5 соток.

К механизму включения задней передачи претензий нет, все ровненько, гладенько без люфтов и других сюрпризов, хоть что-то оказалось в норме.

Теперь осталось, отмыть все детали и собрать со всего этого «барахла» хотя бы одну рабочею КПП, клиент конечно выразил  желание обладать всеми тремя КПП, но а из чего собственно тут слепишь три? Тут на одну хоть бы деталей наскрести… Обратная сборка КПП подробно изложена в статье: Сборка КПП (коробки) мотоцикла «Урал»

Рис. Схема регулировки механизма переключения
передач

Технические характеристики современных моделей [ править | править код ]

Несмотря на то, что внешний облик и многие технические решения мотоцикла восходят к разработкам довоенной Германии, ИМЗ позиционирует «Урал» как простой и надёжный мотоцикл с русским (мужским) характером. Большинство мотоциклов продаются в версии с коляской.

  • телескопическая передняя вилка Marzocchi (Италия);
  • гидравлические амортизаторы Sachs (Германия);
  • дисковые тормоза Brembo (Италия);
  • карбюраторы Keihin (Япония);
  • бензокран TAIYO GIKEN (Япония);
  • электронное зажигание Ducati Energia (Италия);
  • генератор Denso (Япония);
  • аккумулятор YUASA;
  • свечи и высоковольтные провода NGK-Ducati (Италия);
  • шестерни (маслонасоса, ГРМ, КПП) и валы КПП Herzog (Германия);
  • подшипники КПП, двигателя, рулевой колонки и колёс SKF (Швеция);
  • манжеты NAK (Тайвань);
  • провода для мотоциклов с коляской ELECTREX (США);
  • топливные шланги SEMPERIT (Австрия);
  • звуковой сигнал LEB (Италия).
  Forum.skoda-club.ru • Просмотр темы - Про сцепление

Техническая характеристика мотоцикла Урал М67-36

Общие данные Максимальная скорость мотоцикла с коляской,

Расход топлива на 100 км пути при скорости 75%

от максимальной, л. 8,0

Расход масла на 100 км пути, л, не более. 0,15

Грузоподъемность (включая массу водителя,

двух пассажиров и 30 кг груза), кг. , 260

Габаритные размеры мотоцикла с коляской, мм:

Уровень шума, дБА, не более

Тип. Четырехтактный верхнеклапанный двухцилиндровый оппозитный

Тип карбюраторов. К301Г

Воздушный фильтр. Инерционный контактно.

Топливо. Бензин с октановым числом

Сцепление. Сухое двухдисковое

Коробка передач. Четырехступенчатая с нож-

ной педалью переключения передач и вспомогательным рычагом для установки нейтрали

Главная передача. Коническая пара с карданным валом

Передаточное число главной передачи. 4,62

Общие передаточные отношения трансмиссии:

на I передаче. 1: 16,65

на IV передаче. 1: 6,01

Рама. Трубчатая сварная

Подвеска заднего колеса. Маятниковая с пружинно-

Передняя вилка. Телескопическая пружинная

с гидравлическими амортизаторами

Коляска. Пассажирская с подрессоренным кузовом (на резиновых элементах), колесо на длиннорычажной подвеске с пружинно-гидравлическим амортизатором

Двигатель

Тип двигателя – четырехтактный двухцилиндровый. Марка – М-72М. Диаметр цилиндра, мм – 78. Ход поршня, мм – 78. Рабочий объем, см³ – 746. Степень сжатия – 5,5 ± 0,2. Максимальная мощность, л. – 22. Максимальный крутящийся момент, кг м – 4,0. Материал головки блока – алюминиевый сплав. Прокладка головки блока – асбометаллическая 0,6 мм. Материал поршня – сплав алюминиевый.

Фазы газораспределения (по углу поворота кривошипа), град. : – начало впуска до в. – 76; – конец впуска после н. – 92; – начало выпуска до н. – 116; – конец выпуска после в. – 52.

Силовая передача М-72 М

Передаточное число главной передачи – 4,62. Сцепление – сухое двухдисковое в маховике двигателя.

Количество дисков: – ведущих – 3; – ведомых – 2.

Технические характеристики коробки передач М-72 М

Тип – четырехступенчатая двухходовая.

Передаточные числа: – на первой передаче – 3,6; – на второй передаче – 2,286; – на третьей передаче – 1,7; – на четвертой передаче – 1,3.

Общее передаточное число: – на первой передаче – 16,65; – на второй передаче – 10,56; – на третьей передаче – 7,85; – на четвертой передаче – 6,01.

Шины мотоцикла М-72 М и их характеристики

Размер, в дюймах – 3,75-19.

Давление, кг/см²: – переднего колеса – 1,6; – заднего колеса – 2,0; – колеса коляски – 1,8; – запасного колеса – 2,0.

Зажигание и Электрооборудование М-72 М и их характеристики

Тип – батарейное магнето. Марка катушки зажигания – Б – 2Б или Б-11. Аккумуляторная батарея – 3МТ-14. Генератор – Г – 11А. Реле-регулятор – РР-31. Сигнал – С – 23Б. Фара ФГ – 6.

Видео. Урал М-72М 1959 год выпуска

Регулировка сцепления тяжелых мотоциклов. Для проверки величины свободного хода рычага управления сцеплением нужно свободный конец рычага отжать.

Регулировка клапанов

Регулировка клапанного механизма мотоцикла Урал, производится через каждые 2000 км пробега. Для нормальной работы двигателя необходимо правильно отрегулировать тепловой зазор.

Регулировка карбюратора К-37А

Перед началом регулировки нужно проверить уровень топлива в поплавковой камере.

В статье: Поэтапная разборка КПП (коробки) мотоцикла «Урал», уже говорилось о том, что перед нами стоит задача, собрать хотя бы один работоспособный экземпляр КПП из трех БУ  непонятного состояния. Все три имеющиеся в наличии КПП были разобраны, внутренние детали каждой из них, были подвергнуты тщательной диагностики как визуально, так и специальными измерительными инструментами.

В итоге, проверку не прошли два корпуса КПП, так как имели серьёзные повреждения. В двух КПП как полностью, так и частично отсутствовали детали механизма включения задней передачи, одна КПП была старого образца и к тому же имела «убитый» механизм ножного запуска. В общем, кое-как удалось наскрести более-менее исправных деталей, только на одну КПП.

  10 возможных причин почему хрипят динамики в машине - Блог

Перед окончательной сборкой КПП, тщательно отмываем корпус, и пока еще не установлены в посадочные отверстия подшипники, производим регулировку механизма переключения передач. Регулировка механизма переключения передач делается так: Ложем на корпус нашей КПП штатную прокладку, одеваем на корпус крышку с предварительно собранным механизмом переключения передач, затягиваем пару болтов на крышке КПП.

Берем фонарик, светим им через отверстия в корпус КПП и в соответствии с заводской инструкцией проводим регулировку упорных болтов (отмечены стрелками) механизма переключения передач. Данный механизм лучше всего регулировать, пока еще не установлены подшипники, а то потом-как внутрь заглянешь-куда шарик фиксатора попал? Вот именно, что никак…

Укладываем крышку КПП на какие-нибудь брусочки и вставляем в нее механизм ножного запуска, затем берем в руку вторичный вал и одеваем на него шестерню первой передачи и одну шлицевую муфту.

Одеваем на вал муфту включения первой и второй передач, проточкой (отмечена стрелкой) к шестерне первой передачи.

Одеваем на вал шестерню второй и третьей передачи, между шестернями должна стоять шайба.

Ставим на вал шлицевую муфту, затем одеваем муфту включения третьей и четвертой передачи и одеваем шестерню четвертой передачи.

Ложем на подшипник вторичного вала маслоотражающею шайбу.

Соединяем вторичный и первичный вал и придерживая валы рукой вставляем их в крышку КПП.

Устанавливаем на свои места вилки механизма переключения передач.

Устанавливаем до упора в крышку шток вилок, механизма переключения передач.

Вставляем штифт в кронштейн механизма включения задней передачи.

Заводим штифт в копирный паз пластины механизма включения задней передачи, правильно ориентируем шестерню задней передачи и до упора вставляем шток кронштейна.

После окончательной сборки КПП в обязательном порядке проверяем правильность включения передач и зацепления муфт. Муфты включения передач должны входить в зацепление со шлицами шестерен на всю длину шлицев-без исключения. Также стоит отметить, что вилки механизма переключения передач, при любой включенной передаче должны иметь небольшой свободный ход, то есть не быть зажатыми, как бы «плавать».

Одеваем на вторичный вал регулировочную шайбу, обеспечивающею осевой люфт вторичного вала в пределах: 0. 4-0. 6 мм.

Устанавливаем штифт в храповый механизм переключения передач.

Обезжириваем плоскости разъема, укладываем на герметик новую прокладку, вставляем в отверстия направляющие штифты (отмечены стрелками).

Берем корпус нашей КПП с предварительно установленным подшипником вторичного вала, проверяем работоспособность шарика фиксатора (отмечен стрелкой), шарик должен иметь правильную форму и свободно ходить туда-сюда, наносим на разъём герметик и устанавливаем его на крышку, при установке корпуса не забудьте завести штифт храпового механизма переключения передач в паз вилки, вала лапки переключения передач.

Крест накрест закручиваем все семь болтов на крышке КПП, разворачиваем ее, берем упорный фланец механизма ножного запуска, слегка одеваем его на вал, проворачиваем его так, чтобы усик возвратной пружины зашел в отверстие, натягиваем возвратную пружину на желаемое усилие, затягиваем штатные болты и керним ихние шляпки.

Ах да. Не забудьте  залить в КПП масло. А то бывали случаи… Впрочем, это тема для совсем другой статьи…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *