Для чего нужны пружины подвески?
Работа пружин без наличия амортизаторов невозможна. Амортизаторы + пружины вместе обеспечивают плавность движения кузова автомобиля даже на очень плохих дорогах и помогают сохранить управляемость. Именно пружина и стойка амортизатора принимают на себя всю массу авто во время преодоления неровностей, разгружая подвеску.
Какую функцию выполняет пружина?
Пружина имеет спиралевидную форму и состоит из нескольких витков. Основными характеристиками пружин являются:
- Жесткость (указывается кгс/см),
- Длина в свободном состоянии (мм)
- Длина в нагруженном состоянии (мм)
- Диаметр прутка (мм)
иногда дополнительно пружина помечается цветом или насечками, указывающими на её жёсткость
Во время движения авто по неровностям колесо может терять контакт с дорогой, а пружина, сжимаясь или распрямляясь, возвращает его в работу. Во время соударения колеса и поверхности дороги вся масса кузова идет вниз, а пружина смягчает последствия этого контакта.
Размеры и характеристики пружин подвески ВАЗ, НИВА, Москвич, ОКА, УАЗ
Номер по каталогуДиаметр прутка, ммДлина свободная ммНагрузка Х, кгДлина нагруз. Х, ммДиаметр , ммПружина передняя 2101,2102,2103,2104,2105,2106,2107Пружина задняя 2101,2103,2105,2106,2107Пружина задняя 2102,2104Пружина передняя 2108-099,2110,2111,2113,2114,2115Пружина задняя 2108, 2109, 21099, 2113, 2114, 2115Пружина передняя 2112Пружина задняя 2110, 2112Пружина задняя 2111Пружина передняя 2121Пружина задняя 2121,21213,21214Пружина передняя 21214, 21214МПружина передняя 2129, 2131Пружина задняя 2129, 2131Пружина передняя 2120 НадеждаПружина задняя 2120 НадеждаПружина передняя 2123Пружина задняя 2123Пружина передняя ОКА-1111Пружина задняя ОКА-1111Пружина передняя М2141Пружина задняя М2141Пружина передняя ИЖ-2126, 2717, 27171Пружина задняя ИЖ-2126Пружина передняя ИЖ-2125, 2715Пружин задняя ИЖ-21261Пружина передняя ГАЗ-3110Пружина передняя ГАЗ-21Пружина передняя ГАЗ-24, 3110 (Штайер)Пружина передняя ГАЗ-24, 3110 шкворневая31105 безшкворневаяПружина передняя УАЗ-3151, 3153, 3160, 3162, ПАТРИОТПружина передняя УАЗ-2966, 3160, 3162, ПАТРИОТ усиленная
Проставки под задние пружины М2141 усиленные:
Проставки под пружины 01-07,2121,2123 задние усиленные:
Проставки под пружины 01-07,2121,2123 передние штатные:
Проставки под пружины 01-07,2121,2123 передние усиленные:
Маркировка пружин автомобиля по жесткости
Расскажем про цветовую маркировку пружин по жесткости и предоставим информацию в виде таблицы для автомобилей ВАЗ, а потом рассмотрим вопрос установки пружин.
Зачем делают
На этапе изготовления пружин подвески автомобиля — последняя операция это контроль статической нагрузки. Пружины, не попадающие в допуск, выбраковываются, а остальные в зависимости от полученного значения контрольной нагрузки делятся на 2 класса. Пружины с плюсовым полем допуска по нагрузке относятся к классу А, с минусовым — к классу В. При этом пружины подвески метятся краской (распылителем наносится полоса на внешней стороне витков), соответствующей классу.
По жесткости маркируются следующим образом: А — стандарт (жесткие); В — мягкие.
Цветовая маркировка пружин по жесткости для ВАЗ
Большая часть устанавливаемых на автомобили пружин метятся зеленой (жесткие) или желтой краской (мягкие). Возникает вопрос: какие ставить, жесткие или нет? Конечно, пружины класса А или В имеют равное право на существование. Деление на классы принято, чтобы уменьшить разницу в длине пружин правого и левого бортов автомобиля — это неизбежно при массовом производстве, — которая отрицательно сказывается на управляемости и устойчивости.
На автомобиль рекомендуется ставить только пружины одного класса. Конечно, в некоторых случаях, допускается устанавливать в переднюю подвеску пружины класса А, а в заднюю подвеску — класса В. Но, наоборот нельзя. Если часто ездите с полной нагрузкой, следует выбрать пружины класса А, т. они выдерживают чуть большую нагрузку. При этом следует знать, что разница незначительна и может составить от 0 до 25 килограмм.
Если пружины передней подвески класса В, то на задней подвески должны быть тоже класса В. В этом случае, категорически запрещается устанавливать на «зад» пружины класса «А». В любом случае, на левом и правых бортах одной оси машины должны быть установлены пружины только одного класса.
�������� ��������� ������ �������� ���������� �������� ����������� (������ ��������������)
��-2126, 21261, 2717, 27171
���-2101, 21011, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107
����������� ������� �� ��������
������� ������ �� �������1, ��
���������� ������� �������1, ��
������� ��������2, ��
������ ����� ������
����� ������� ������
������ ������� � ��������� ���������2, ��
����������� ��������, � (���)
������ ������� ��� ����������� ��������, ��
������ (������) ������ �� ����������� ��������, � (���)
1 ��. 3355,0�3433,5 (342�350) 2 ��. 3433,5�3512,0 (350�358)
1 ��. 5831�5929 (595�605) 2 ��. 5929�6027 (605�615) 3 ��. 6027�6125 (615�625)
1 ��. 6223�6370 (635�650) 2 ��. 6321�6468 (645�660) 3 ��. 6419�6566 (655�670)
1 ��. 3050�3257 (315�332) 2 ��. 3218�3384 (328�345)
����� � � ����� 4414,5 (450) ����� � � ����� ��� ����� 4414,5 (450)
����� � � ����� 4905 (500) ����� � � ����� ��� ����� 4905 (500)
����������� ����� (�������) ������
1 ��. � ���� ����� 2 ��. � ��� �����
1 ��. � ���� ����� 2 ��. � ��� ����� 3 ��. � ��� �����
1 ��. � ���� ����� 2 ��. � ��� �����
������ ������: ����� � � ������ ����� � � �������
������ ������: ����� � � ����� ����� � � �������
����� ���������� �� �������
����� �������� �����
������ ������� �����
����� �������� �����
������� ������� ������� ������
����������, ������� 1,5 ��, ����� 12 ��
��������� �������, �/� (���/��)
���������� ������ �� �������� �������������� ����������� �������, ��
�������� 5 ������� 9
���-2108, 2109, 21099, 2110, 2111, 2113, 2114, 2115
���-2108-110, 2109-110, 21099-110, 2113-110, 2114-110, 2115-110 (������������ ��� ������)
����������� ������� �� ��������
������� ������ �� �������1, ��
���������� ������� �������1, ��
������� ��������2, ��
������ ����� ������
����� ������� ������
������ ������� � ��������� ���������2, ��
����������� ��������, � (���)
������ ������� ��� ����������� ��������, ��
������ (������) ������ �� ����������� ��������, � (���)
����� � � ����� 3188 (325) ����� � � ����� ��� ����� 3188 (325)
����� � � ����� 3482,5 (355) ����� � � ����� ��� ����� 3482,5 (355)
����� � � ����� 3188 (325) ����� � � ����� ��� ����� 3188 (325)
����� � � ����� 6278 (640) ����� � � ����� ��� ����� 6278 (640)
����� � � ����� 7995 (815) ����� � � ����� ��� ����� 7995 (815)
����� � � ����� ��� ����� 2254 (230) ����� � � ����� 2254 (230)
����������� ����� (�������) ������
������ ������: ����� � � ������, ����� � — �������
����� � � ������ ������ ���������� �����, ����� � — ��� �������
������ ������: ����� � — �����, ����� � — �������
����� � � ��� �������, ����� � — ������ ������ ������� �����
����� � � ��� �������, ����� � — ������ ������ �������� �����
������ ������: ����� � — ������, ����� � — �������
����� ���������� �� �������
������� ������� ������� ������
��������� �������, �/� (���/��)
���������� ������ �� �������� �������������� ����������� �������, ��
���-2101, 21011, 21012, 2103, 2105, 2106, 2107
����������� ������� �� ��������
������� ������ �� �������1, ��
���������� ������� �������1, ��
������� ��������2, ��
������ ����� ������
����� ������� ������
������ ������� � ��������� ���������2, ��
����������� ��������, � (���)
������ ������� ��� ����������� ��������, ��
������ (������) ������ �� ����������� ��������, � (���)
1 ��. 2943,0�3041,1 (300�310) 2 ��. 3041,1�3139,2 (310�320)
1 ��. 2992�3139 (305�322) 2 ��. 3120�3286 (318�335)
1 ��. 3354�3530 (342�360) 2 ��. 3530�3706 (360�378)
����� � � ����� 2992 (305) ����� � � ����� ��� ����� 2992 (305)
����� � � ����� 3286 (335) ����� � � ����� ��� ����� 3286 (335)
����������� ����� (�������) ������
1 ��. � ���� ����� 2 ��. � ��� �����
������ ������: ����� � � ������, ����� � � �������
������ ������: ����� � � ����������, ����� � � �����
����� ���������� �� �������
����� �������� �����
������� ������� ������� ������
����������, ������� (1,5�2,5) ��
��������� �������, �/� (���/��)
���������� ������ �� �������� �������������� ����������� �������, ��
���� ����� �� ����������� �� ����� (18�2)
������� � ������, 2,5 ���
���-2108, 2109, 21099, 2113, 2114, 2115
���-2108-110, 2109-110, 21099-110, 2113-110, 2114-110, 2115-110 (������������ ��� ������)
���-2110-110, 2112-110 (������������ ��� ������)
����������� ������� �� ��������
������� ������ �� �������1, ��
���������� ������� �������1, ��
������� ��������2, ��
������ ����� ������
����� ������� ������
������ ������� � ��������� ���������2, ��
����������� ��������, � (���)
������ ������� ��� ����������� ��������, ��
������ (������) ������ �� ����������� ��������, � (���)
����� � � ����� 2894 (295) ����� � � ����� ��� ����� 2894 (295)
����� � � ����� 3188 (325) ����� � � ����� ��� ����� 3188 (325)
����� � � ����� 3433,5 (350) ����� � � ����� ��� ����� 3433,5 (350)
����� � � ����� 2894 (295) ����� � � ����� ��� ����� 2894 (295)
����� � � ����� 3188 (325) ����� � � ����� ��� ����� 3188 (325)
����������� ����� (�������) ������
������ ������: ����� � � ������, ����� � ��������
����� � � ��� �������, ����� � � ������ ������ ������� �����
������ ������: ����� � � ���������, ����� � � �������
������ ������: ����� � � ����������, ����� � � �����
������ ������: ����� � � ��������, ����� � � ������� �����
����� ���������� �� �������
������� ������� ������� ������
��������� �������, �/� (���/��)
���������� ������ �� �������� �������������� ����������� �������, ��
����������� ������� �� ��������
������� ������ �� �������1, ��
���������� ������� �������1, ��
������� ��������2, ��
������ ����� ������
����� ������� ������
������ ������� � ��������� ���������2, ��
����������� ��������, � (���)
������ ������� ��� ����������� ��������, ��
������ (������) ������ �� ����������� ��������, � (���)
����� � � ����� 3433 (350) ����� � � ����� ��� �����
����� � � ����� 4738 (483) ����� � � ����� ��� ����� 4738 (483)
����� � � ����� ��� ����� 3433 (350) 2059,5 (210) ����� � � ����� 2059,5 (210)
����������� ����� (�������) ������
����� � � ��� �������, ����� � � ������ ������ ������� �����
������ ������: ����� � � �����-����� ����� � � ��������
������ ������: ����� � � �������� ����� � � ������� �����
������ ������: ����� � � ������ ����� � � �������
����� ���������� �� �������
������� ������� ������� ������
��������� �������, �/� (���/��)
���������� ������ �� �������� �������������� ����������� �������, ��
Зачем они нужны на машине?
Для обеспечения должного комфорта нужно правильно подбирать характеристики этих изделий. Неправильно подобранная деталь сводит на нет все положительные качества, которые можно получить от её установки. Пружины и их жёсткость зависят от таких параметров:
- Большую роль играет диаметр пружины. Чем больше диаметр, тем выше её жёсткость;
- Увеличение её внешнего диаметра приводит к уменьшению показателя жёсткости;
- Увеличение количества витков приводит к снижению жёсткости;
- Формообразование также играет важную роль в определении характеристик изделий.
Виды
Сегодня можно встретить несколько разновидностей таких деталей. Они могут быть такими:
- Стандартные виды, предназначены для использования в городских условиях;
- Детали с усилением. Для изготовления используются прутки с увеличенным диаметром. Предназначены для машин, которые предназначены для перевозок больших грузов, при сравнении с обычными автомобилями;
- Детали с повышением используют в том случае, когда нужно несколько увеличить клиренс автомобиля;
- Заниженные изделия применяют для уменьшения дорожного просвета, этим можно получить увеличение динамических показателей машины;
- Переменная жёсткость деталей используется для обеспечения плавного хода и комфорта в любых дорожных условиях.
Что же выбрать?
Существует несколько факторов, на которые должен обращать внимание владелец отечественных авто, например ВАЗ 2107, ВАЗ 2110, ВАЗ 2112 и так далее:
- Диаметр изделия. Влияет на уровень жесткости подвески;
- Число витков – чем их больше, тем ниже характеристики жесткости.
Жесткие задние пружины предпочитают устанавливать те водители, которым важен уровень отклика рулевого управления. Правда в этом случае снижается сцепление с дорожным покрытием. То есть у любого варианта есть свои плюсы и минусы. Тем не менее, на любую отечественную модель (ВАЗ 2115, ВАЗ 2114 и так далее) всегда можно подобрать универсальный тип.
Точно ответить на вопрос – какие самые лучшие пружины – нельзя, так как все зависит от их предназначения, которое определяется нанесенной маркировкой.
Подбираем пружины по маркировке
Итак, человек пришел в магазин за новыми пружинами. На каком варианте остановиться? В этом поможет расшифровка маркировки, представленная ниже:
- 2101. Идеально подходит под все седаны, оснащенные задним приводом;
- 21012. Очень жесткое изделие, которое обычно применяется на спецтранспорте;
- 2102. Прежде всего, предназначены для отечественных универсалов. При установке этого варианта увеличивается клиренс авто, что очень важно, если транспортное средство используется на бездорожье;
- 2018. Обычно устанавливают на любой вариант с передним приводом, кроме «Оки» и тех авто, у которых под капотом расположен 16-ти клапанный силовой агрегат;
- 2110. Предназначены для экспертных вариантов отечественных моделей от ВАЗ;
- 2111. Используются на таких моделях, как ВАЗ 2111 и 2113. Только на задних подвесках;
- 2112. Аналог предыдущего варианта, только для передней подвески;
- 2121. Обычно используют только на полноприводных транспортных средствах. Прежде всего, это отечественная Нива.
С маркировкой определились. На что еще следует обратить внимание, например, если на любимой Приоре полетела пружина? Конечно же на производителя.
Производители пружин
Не желая экспериментировать с подвеской, большинство владельцев ВАЗ 2107 просто покупает типовые пружины — такие, которые уже стояли на авто. Это оптимальный вариант, так как в таком случае рабочие характеристики автомобиля точно не ухудшатся. Обычно это продукция «Лада-Имидж».
В зависимости от года выпуска, а также предпочтений бывшего владельца автомобиля, на «семёрку» могут быть установлены самые разные пружины. К тому же разные производители подчас предлагают неплохие варианты оснащения для ВАЗ 2107 по разумной цене.
Сириус
Преимущество этого производителя в том, что он работает сразу на все виды отечественных автомобилей, поэтому найти пружины «Сириус» можно в любом автомагазине или на авторынке. Качество изделий вполне приемлемое, однако не стоит забывать менять пружины каждые 30 тысяч километров пробега.
Также по заказу автовладельца может быть изготовлена пара пружин по индивидуальным чертежам, что позволяет выполнить оснастку подвески с учётом всех пожеланий водителя.
Компания производит большой ассортимент автомобильной продукции
Фобос
Пружины «Фобос» отличаются дешевизной и низким качеством. Автовладельцы жалуются, что машина начинает проседать уже после двух лет эксплуатации таких пружин.
В зависимости от предпочтений водителя можно купить изделия «Фобос» как стандартного вида для ВАЗ 2107, так и с усилением или с занижением для придания новых свойств автомобилю. Производитель также предлагает люфт-пружины для увеличения клиренса.
«Фобос» славится доступными, но не самыми надёжными пружинами для автомобилей
Koni
Производитель Koni изготавливает пружины, которые можно отрегулировать под индивидуальный стиль езды прямо на машине. Пружинка имеет специальное устройство для регулировки, поэтому такие изделия очень ценятся любителями тюнинга.
Пружины Koni считаются максимально надёжными и долговечными, даже при постоянной езде по неровным дорогам. В процессе износа пружин кузов не начинает проседать, поэтому использовать их можно даже после выработки.
Пружины имеют нетипичную для отечественных авто форму, а потому их монтаж требует некоторой доработки ходовой части
Eibach
Одни из самых дорогих и качественных пружин для «семёрки» — это Eibach. Они практически вечны и не требуют замены каждые 3 года. Специальные технологии производителя позволили устранить проблему с потерей жёсткости и проседания автомобиля. Даже при сильном износе пружины машина не будет раскачиваться во время езды, водитель не будет чувствовать крен на поворотах. Однако стоимость таких пружин очень высока — среди всех производителей это самая дорогая продукция.
Высококачественная продукция немецкого производителя славится по всему миру
SS20
Это единственный производитель, который подбирает пару каждой пружины только после испытаний на стенде. Поэтому качество SS20 стало главным критерием бренда.
Для ВАЗ 2107 можно подобрать самые разные виды пружин, так как производитель изготавливает все разновидности оснащения подвесок для большинства моделей авто. Сегодня SS20 продаётся в 3 вариантах исполнения: горячей навивки, холодной навивки и с различными степенями сжатия (в зависимости от дорожных условий).
Покупка этих пружин гарантирует 100% совпадение рабочих характеристик каждой пружины в паре
Kilen
Зарубежный производитель сочетает в своей продукции разумные цены и подходящее качество. Считается, что срок службы пружин Kilen в два раза превышает срок службы стандартных пружин «Лада-Имидж», при этом стоимость изделий не на много выше.
Пружины Kilen — аналог отечественной продукции, снабжённый максимальным качеством и сроком службы
Признаки замены пружин
Существует четыре основных признака, указывающими на необходимость в замене пружин.
Крен машины на одну сторону
Проверяется визуально, когда машина стоит на ровной поверхности, без груза. Если кузов перекошен на левую или правую сторону — нужна замена пружин. Аналогично и с креном вперед/назад. Если до этого машина стояла на поверхности ровно, а теперь ее передняя или задняя часть в спокойном состоянии значительно опустилась вниз, значит нужно уже ставить новые пружины.
Однако существует один нюанс, когда пружина может быть «не виновата». В конструкции автомобилей ВАЗ-классика (модели от ВАЗ-2101 до ВАЗ-2107) в верхней части пружины предусмотрен так называемый стакан или посадочное место. В него пружина упирается своей верхней частью.
Зачастую в старых машинах за время долгой эксплуатации стакан проваливается, что приводит к перекосу всей конструкции. Для диагностики необходимо демонтировать пружину с просевшей стороны машины, снять резиновую подушку и осмотреть сам стакан. Чаще всего такая поломка бывает со стороны передних колес, особенно левого. Однако встречается такое и на задней подвеске.
Усталость металла
Понятие «усталость металла» означает, что в процессе эксплуатации пружина теряет свои свойства, и соответственно, нормально не отрабатывает. Обычно это актуально для крайних/крайнего витка. Так, самый конец пружины при значительных усилиях ударяется о предпоследний виток. В результате этого на их поверхности взаимно образуются две выработки-плоскости. То есть, пруток, из которого сделана пружина, становится не круглым по сечению, а немного приплюснутым с одной стороны. Это может встречаться как сверху, так и снизу.
Как правило, такие пружинящие элементы не держат подвеску, и машина проседает, а так же очень мягко «отскакивает» на ямах. В этом случае желательно ставить новую пружину. И чем раньше — тем лучше. Это убережет другие элементы подвески и сделает езду более комфортной.
Проблемы с задними пружинами
Проверка незагруженной машины не всегда может дать правильный ответ на вопрос, нужно ли менять пружины. Дело в том, что со временем задняя часть автомобиля проседает в случае загруженности. И тогда, на неровностях, подкрылками или брызговиками чиркает об дорогу. В этом случае нужна дополнительная диагностика.
Если пружины лопнули — то их нужно менять. Когда же они просто «устали», то пока вы купите новые можно воспользоваться так называемыми проставками или утолщенными резинками, которые устанавливаются под посадочные места пружин в «стакане». Установка проставок обойдется гораздо дешевле, и решит проблему низкой посадки машины, то есть, увеличит клиренс.
Что касается передних пружин, то с ними тоже можно проделать аналогичную процедуру, однако это значительно увеличит жесткость подвески. Это приводит не только к дискомфорту при езде, но и увеличению нагрузки на «стаканы», из-за чего они могут попросту лопнуть. Поэтому устанавливать утолщенные проставки спереди или нет — решать исключительно автовладельцу.
На что обращать внимание при выборе
Существует несколько факторов, которые нужно учитывать при выборе пружин.
Длина
Чем длиннее будут пружины — тем больше будет клиренс автомобиля. Для каждой конкретной модели автомобиля в его технической документации прямо указывается соответствующее значение. В некоторых случаях длина передних и задних пружин будет отличаться. В оптимальном случае необходимо придерживаться рекомендаций производителя. Отступление от них возможно лишь для тюнинга либо в случае, использования автомобиля для грузоперевозок.
Типы
Все амортизационные пружины делятся на пять основных типов. В частности:
- Стандартные. Это пружины с характеристиками, прописанными в рекомендациях изготовителя машины. Обычно они предназначаются для использования в городских условиях или в условиях ограниченного бездорожья.
- Усиленные. Их, как правило, используют на автомобилях, предназначенных для перевозки больших грузов. Например, в вариантах, когда базовой моделью машины является седан, а усиленным вариантом — фургон или пикап с грузовым отделением сзади.
- С повышением. Такие пружины используют для увеличения клиренса (дорожного просвета) автомобиля.
- С занижением. С их помощью, наоборот, уменьшают дорожный просвет. Это меняет динамические характеристики машины, а также ее управляемость.
- С переменной жесткостью. Такие пружины обеспечивают комфортную езду при различных дорожных условиях.
Выбор того или иного типа пружин зависит от условий эксплуатации машины и рекомендаций завода-изготовителя.
Свойства пружин подвески
Когда торсионы на транспортных средствах заменили на пружины, улучшилась управляемость, подвески стало удобнее обслуживать. Пружины поддерживают клиренс автомобиля, уменьшая вибрации и удары во время движения транспортного средства.
Чтобы езда была комфортной, необходимо правильно подобрать детали. Если теххарактеристики будут неподходящими, то положительные свойства подвески будут сведены к нулю. Потому важно учитывать следующие параметры:
- диаметр — его увеличение влияет на жёсткость;
- количество витков — при увеличении жёсткость снижается;
- форма.
Зачастую автовладельцы стремятся установить в подвеску более жёсткие детали. Это способствует увеличению чувствительности рулевого колеса к управлению водителем, но сцепление с дорогой ухудшается.
Любители спортивного стиля езды считают, что, напротив, лучше ставить детали с пониженной жёсткостью. Однако такая подвеска может создать проблемы на просёлочных дорогах.